Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 08:54, курсовая работа
В соответствии с выделенными проблемами, можно обозначить объект дипломного исследования – это монархии, как формы правления, рассмотренные на современном этапе их развития. Предметом дипломного исследования являются особенности, характерные для монархической формы правления.
Исходя из вышеизложенного, цель данной дипломной работы – рассмотреть монархическую форму правления, выделить классификации монархии, выделить понятие и признаки. Для этого необходимо решить ряд задач:
Остановимся на вопросе осуществления государственной (принадлежность монарху) и иных видов (верховные права монарха) власти. Основной и (или) особый законы, другие правовые акты устанавливают нормы касательно осуществления (но не принадлежности) других видов власти (например, муниципальной, родительской и т.д.). Если создается положение о том, что государственная власть (или ее вид) осуществляется совместно, то пониматься это должно как осуществление этой власти монархом единолично либо государственным органом, государственным служащим и т.д. (правительство, парламент, а, например, в Лихтенштейне - народ31) и монархом совместно (от имени, т.е. по распоряжению, монарха). Если положение правового акта указывает на осуществление государственной власти (или ее вида) единолично государственным органом, государственным служащим и т.д., то это свидетельствует о том, что она может осуществляться как монархом, так и государственным органом, государственным служащим и т.д. То есть в последнем примере осуществления государственной власти (ее вида) государственные органы, государственные служащие действуют именем монарха. Если в основном или особом законе вообще не зарезервировано право осуществлять какую-либо государственную власть или какую-либо другую либо указывается на принадлежность монарху, то, видимо, это право принадлежит только монарху исходя из принципа символа государства.
Все вышеуказанные правила должны согласовываться с принципом подконтрольности монарху, приоритетности монаршего правового акта и действия органа и лица в качестве представителя.
Монархия - одно из сложных политико-правовых явлений. Представив основные положения о монархии, те, которые необходимо рассматривать цельно, без разделения, мы убедились в необъятности и перспективности анализируемой формы правления.
Престолонаследие – переход
власти монарха от одного представителя
царствующего дома (династии) к другому
в установленном законом
В некоторых арабских странах существует особая, так называемая «клановая» форма престолонаследия, когда наследника избирает правящая семья через семейный совет.
Другой важной формой правления является регентство (от лат. regere – управлять) – временное, коллегиальное (регентским советом) или единоличное (регентом), осуществление полномочий главы государства в монархиях в случае вакантности престола, продолжительной болезни, малолетства, или временного отсутствия монарха.
В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой или выборной.
В династической монархии действует строгий принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну или от брата к брату, как это было на Руси.
Гораздо чаще нам встречается родовая монархия, где действует принцип принадлежности к царскому роду. Царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол.
Особая разновидность монархии – выборная, сочетающая элементы монархии и республики. Выборная монархия была в Византии. Она не является редкостью. Например, в Экваториальной Африке до сих пор совет старейшин избирает племенных королей сроком на год, а через год этот совет вновь подтверждает или не подтверждает полномочия избранного короля. В настоящее время выборная монархия существует и в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.
Основными признаками классической монархической формы правления являются:
– существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах и т.д.);
– единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации;
– наследственный порядок преемственности верховной власти;
– представительство государства монарха по своему усмотрению;
– юридическая безответственность монарха.
Монархия, основанная на единстве воли царя, позволяет наилучшим образом уравновесить разнонаправленные стремления людей. Она лишена таких внутренних конфликтов, как неизбежное противоборство фракций в парламенте при республике, она может полностью направлять всю силу в пользу наиболее правильного решения, уравновешивающего мысленные весы общественной жизни.
В силу своей единоличности – раз, в силу своей Верховности – два, в силу своей духовности – три, монархия стоит выше общественных течений и веяний, она независима от политических групп: власть монарха от Бога, и монарх не зависит от воли политиков, олигархов или кланов.
Являясь нравственным авторитетом, монарх способен выступать третейским судьею при социальных противоречиях. Вспомните, например, как своей мужественной позицией поборол попытку государственного переворота в 1981 году испанский король Хуан Карлос I. Стоя выше всех социальных групп, монарх не связан их интересами, а его собственный интерес неразрывно связан с общим интересом народа, отчего он, более чем обе из конфликтующих сторон, заинтересован в компромисс-ном, обоюдовыгодном решении социальных противоречий. Наверное, лучшим подтверждением этому тезису служит то, что даже 27-ой президент США Уильям Тафт признавал именно царское российское трудовое право самым гуманным и честным из современных ему аналогов.
Монархия, повторимся еще раз, есть власть единоначальная. Безусловно, именно такой власти, концентрирующей силу, легче всего провести долгожданные, но болезненные реформы. Республиканский политик на это никогда не пойдет, ибо это, будучи не только выгодным, но и необходимым в долгосрочной перспективе, непопулярно в перспективе краткосрочной, то есть предвыборной. Ради популизма и громких обещаний республиканские политики готовы жертвовать будущим страны.
Монарх не связан четырехлетним сроком полномочий, он не отвечает за свои действия перед подданными, а потому и может рассуждать с позиций вящей целесообразности. Потому и стали возможными кардинальные реформы Иоанна IV Грозного, превратившего удельные княжества в единый организм, Петра I Великого, введшего в русский дом европейскую технику, Екатерины II Великой, упорядочившей жизнь сословий, Александра II Освободителя, преобразившего Россию.
Русский правовед Борис Чичерин выделяли такие преимущества монархии:
1. Ею наилучше обеспечивается единство власти, а из единства власти проистекает ее сила. С единством власти связана также ее прочность.
2. Монархия по независимости
своей непричастна духу партий.
Монарх стоит выше частных
интересов; для него все
3. В силу предыдущего Монархия
наилучше обеспечивает порядок.
4. Нет образа правления более пригодного к совершению крупных преобразований.
5. Крупной личности точно также легче всего проявить на общую пользу свои высокие качества именно в монархии32.
Монарх, не связанный групповыми, кастовыми интересами, вынужден искать и находить в обществе талантливых профессионалов и приближать их к себе в качестве ближайших советников. В отличие от власти республиканской, связанной путами кумовства и фракционности. Монарху, в отличие от президента, нужен не исполнитель, но советник, делатель, тот, кто творчески будет реализовывать и воплощать в жизнь общие предначертания монаршей воли.
С этим связано и такое преимущество монархии как глубокий профессионализм: самый монарх с детства воспитывается руководить страною, а затем, не связанный партийными предпочтениями, приближает мудрых профессионалов-советников. В каждой области он, как арбитр, принимает решение, руководствуясь мнениями лучших специалистов. Безусловно, таким образом достигается значительно большая прозрачность и эффективность управления, нежели при народном голосовании, когда некомпетентная толпа решает вопросы, о которых она судит лишь по ощущениям и лозунгам, а не по сути.
Все эти преимущества в совокупности
и позволили русской Императриц
Не лишена монархия и недостатков, однако, как отмечали многие мыслители, те недостатки, которые есть у монархии, у республики проступают в еще большей степени. Что у монархии – недостаток, у республики – неизбежность. Что у монархии – ошибка, у республики – закономерность.
Республиканцы обыкновенно указывают на следующие недостатки монархии:
1. Замещение власти происходит
не по способности, а по
2. Безграничная власть
3. К искушениям власти
4. Монархия легко переходит в
произвол. Опять же в республиканских
государствах мы можем
5. Монархия всё и всех «опекает», и это ослабляет развитие народа.
Республиканцы, выдвигая такую посылку, услеживают якобы отсутствие у народа при монархической власти личной инициативы, но это опровергается небывалым развитием частного предпринимательства в период самодержавия: Морозовы, Рябушинские, Прохоровы. Проявление благой инициативы не только ни в коей мере не ограничивается, но всячески поощряется монархией.
1 Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2005. – с. 120
2 Вот некоторые из них: а) лишь в монархии сложились такие отношения между лидером нации и народом, что может придать уважение лидеру и возможность быть символом стабильности, преемственности, сохранения традиций и моральных устоев, единства народа. Как бы близко к этому ни приближались лидеры республик, там невозможно установить личный контакт с народом, ввести институт подданства; б) в республике (res publicus) отрицается монархический принцип собственности на государство, право на личные прерогативы и особый статус лидера
3 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Норма, 2005 – с.17
4 Крылова И.С. Современная Бельгия: центральные органы власти. М.: Изд-во «Наука», 1972. С. 200
5 Иванов С.А. Введение в шведское право. М.: Юридическая литература, 2006. - с. 59.
6 Анализ ст. 56 Конституции Испании позволяет установить, что ч. 1 статьи провозглашает Корону символом единства народа: «Король - глава государства, , символ его единства и преемственности: арбитр и гарант согласия в повседневной деятельности государственных органов» - частичное выражение монарха как главы государства, конкретно, как символа существования аппарата управления и принуждения. Следующее положение нормы ч. 1 ст. 56 - это уже политические прерогативы королевской власти. См.: Испания. Конституция и законодательные акты / Пер. Т.И. Ильинской. М.: Прогресс, 1982. - с. 48
7 Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 2 / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: Изд-во «НОРМА», 2001. - с. 50
8 Отметим, что все относящееся к данной форме правления и ее следствиям (например, объект государственной собственности) обычно обозначается термином «принадлежность Короне». Отношения лица с какими-либо следствиями монархии и монархией в целом осуществляются как с монархом. В этом случае здесь употребляется название его титула (Его или Ее Величество), главное звание монарха без его имени, поскольку имя в любых вариациях свидетельствует о монархе как о частном лице. Употребление терминов «престол», «корона» в словосочетании с главным званием указывает на монарха (например, императорский престол, следовательно, монархом является император). На это указывает и официальное название государства (например, королевство Швеция, следовательно, монархом является Король).