Характеристика конституционного статуса личности как ядра правовой свободы личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть сущность и содержание категории права, как меры свободы личности.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
проанализировать понятия и соотношение права и свободы;
охарактеризовать права человека как государственно-правовое явление;
дать характеристику конституционного статуса личности, как ядра правовой свободы личности;
изучить проблематику понимания конституционных гарантий прав и свобод личности;
сформулировать категорию злоупотребления свободой личностью в российском праве.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы права как меры свободы 6
1.1 Понятие и соотношение права и свободы 6
1.2 Права человека как государственно-правовое явление 12
2 Характеристика конституционного статуса личности как ядра правовой свободы личности 17
2.1 Конституционный статус личности 17
2.2 Классификация прав и свобод человека и гражданина 20
2.3 Проблематика понимания конституционных гарантий прав и свобод личности 27
2.4 Категории ограничения и злоупотребления свободой личности в российском праве 33
Заключение 39
Список использованных источников и литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.docx

— 85.69 Кб (Скачать файл)

Отличие конституционных  прав, свобод от обязанностей носит  принципиальный характер: за неисполнение обязанностей могут быть применены санкции, нежелание же использовать принадлежащие индивиду права и свободы не преследуется по закону.

Гарантии конституционного статуса личности – это те условия и средства, с помощью которых обеспечиваются реализация и защита основных прав и свобод граждан.

Обязанность гарантировать  основные права и свободы возлагается, согласно ст.45 Конституции РФ, на государство и всю систему государственных органов. Этот общий принцип детализируется в других статьях Конституции. Так, ст. 80 закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляет их гарантии посредством законодательной деятельности. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации. В этом же направлении работают Правительство, органы местного самоуправления и общественные объединения. Сам человек, наконец, вправе защищать свои права и обязанности всеми способами, не запрещенными законом, вплоть до обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (Европейскую комиссию и Европейский суд по правам человека в Страсбурге), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46). Особая роль в деле защиты прав и свобод личности принадлежит правоохранительным органам и прежде всего судебным органам9.

Различают социально-экономические, политические и юридические гарантии. Первые две разновидности гарантий еще называют общими гарантиями.

Социально-экономические  гарантии заключаются в создании государством таких условий, которые бы позволили людям повысить свое благосостояние. К их числу относятся социальная стабильность, развивающаяся экономика, обеспечение занятости людей, увеличение рабочих мест, повышение платежеспособности населения, снижение налогов, создание разветвленных транспортных, информационных систем и т.п.

Политические гарантии будут  налицо, когда граждане смогут в той или иной мере участвовать в управлении государством, когда политические структуры будут устойчивы и будут способны содействовать достижению гражданского согласия, когда в обществе будет достигнут необходимый уровень политической культуры.

Юридические гарантии – это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина (качественное, детализированное и беспробельное законодательство, разработка механизма осуществления своих прав, применение мер юридической ответственности при жестком соблюдении процессуальных норм и др.).

Таким образом, конституционный статус личности – это правовое положение человека и гражданина в обществе и государстве, гарантированное этим государством.

2.2 Классификация  прав и свобод человека и  гражданина

 

Совокупность прав, свобод человека может быть классифицирована на первостепенные и второстепенные. К первым относят право на жизнь, свободу, свободу передвижения, выражения  мнения, совести, гражданство, справедливое правосудие. Ко вторым относят все  остальные права. Основные права  и свободы могут быть также разделены на права человека и права гражданина. Права человека представляют собой права естественного происхождения, то есть от рождения, которые не создаются государством. Они дарованы человеку природой. Естественное право человека на жизнь, свободу, равенство не нуждается в предоставлении государством. Права и свободы гражданина – это те, которые предоставляются ему государством и обусловлены фактом гражданства.

Для основных прав и свобод граждан характерны следующие особенности:

  • всеобщий характер (распространяемость на всех);
  • непрерывность (неоднократность использования);
  • равенство в пользовании для всех;
  • гарантированность и защита;
  • юридическая база для всех других прав и свобод.

Различают следующие права  и свободы, закрепленные в Конституции  РФ: личные (гражданские), политические, социально-экономические, в области  культуры.

В системе основных прав важное место отводится личным правам граждан, которые направлены на обеспечение важнейших, индивидуальных жизненных потребностей человека и реализуются им самостоятельно. Эту группу прав часто называют еще «субъективными» правами и свободами, подчеркивая тем самым, что реализованы они могут быть только самим человеком. К личным правам и свободам Конституция РФ относит следующие:

  • право на жизнь – самое важное право (ст.20). Длительное время это право не получало правового закрепления в отечественном законодательстве. Реализация этого права тесно связана с правом на здоровье, здоровый образ жизни, нормальные условия жизни и т.п. Гарантия реализации этого права состоит в наложении на государство ряда обязанностей, которые можно подразделить на две группы: общие, касающиеся всех граждан РФ, и индивидуальные, касающиеся жизни отдельного человека. 

К числу общих относятся: отказ от войны как средства разрешения международных конфликтов и участие в ней; провозглашение смертной казни исключительной мерой наказания; установление особого порядка применения оружия и др. Индивидуальные обязанности касаются признания ряда конкретных действий, посягающих на жизнь и здоровье человека, преступными и закрепления их в качестве таковых в Уголовном кодексе РФ;

  • право на достоинство личности (ст.21) предполагает, что государство создает для человека такие условия жизни, которые бы не умаляли его достоинство. Никто не может подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, никто не может быть, без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам; 
  • право на свободу и личную неприкосновенность. В данном случае речь идет о субъективной свободе, то есть возможности конкретного человека совершать действия по своему усмотрению, не подвергаясь при этом незаконному ограничению в своих правах со стороны государственных органов и физических лиц. Поэтому здесь речь идет о сочетании индивидуальной свободы и личной неприкосновенности как содержании этой свободы. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ч.2 ст.22);
  • право на неприкосновенность частной жизни (ст.23). Под частной жизнью закон понимает переписку, телефонные разговоры, телеграфные и иные сообщения, сведения медицинского, интимного характера и другую информацию, касающуюся исключительно данного человека и могущую в случае разглашения нанести ему моральный ущерб. Конституция также как в рассмотренном выше случае, содержит норму о том, что ограничение этого права допускается в соответствии с законом только на основании судебного решения;
  • право на неприкосновенность жилища (ст.25). К жилищу относится любое помещение, занимаемое гражданином на законном основании в качестве постоянного или временного места его пребывания. Это может быть и квартира, и дом, и дача, комната в общежитии, гостиничный номер, купе, каюта и т.п. Никто не имеет права проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом;
  • право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность. Определение национальной принадлежности – это волевой, сознательный акт, совершаемый лицом, достигшим дееспособного возраста, то есть 14 лет, поскольку именно в этом возрасте граждане РФ получают паспорт и могут определять свою национальную принадлежность, хотя ее определение тоже право, а не обязанность. Об этом же говорит ч.1 ст.26 Конституции РФ, где содержится норма о том, что никто не может быть принужден к определению своей национальной принадлежности.
  • и другие права.

Политические права и  свободы граждан в отличие  от личных могут быть реализованы  в обществе, в объединении граждан  друг с другом. Содержанием политических прав является закрепление в них  механизма реализации народовластия. Политические права тесно связаны с личными, поскольку последние наполняют их конкретным содержанием, например свобода манифестации невозможна без права каждого отдельного гражданина на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения и т.п. В то же время сами политические права выступают гарантией и условием реализации отдельных личных прав и свобод граждан.

К политическим правам граждан  РФ относятся следующие права  и свободы:

  • свобода слова (ст.29). Слово – частный способ выражения мыслей человека, оно может быть выражено в устной, письменной и стилистической форме. До тех пор, пока слово не наносит ущерба другому человеку, свобода его выражения не требует правовых ограничений. Однако если слово оказывает влияние на любого человека – это уже воздействие, следовательно, речь в норме идет о выражении мнений и убеждений как способе воздействия одного человека на другого;
  • право на объединение (ст.30) предполагает либо образование гражданином совместно с другими гражданами РФ любого объединения (политической партии, общественной организации, профессионального союза, религиозного общества, коммерческой или иной произвольной структуры и т.п.), либо вступление гражданина в уже существующую организацию, представляющую его интересы. При этом никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем;
  • право на манифестацию (ст.31). под манифестациями законодатель понимает массовые, публичные мероприятия: собрания, митинги, демонстрации, уличные шествия и т.п. Содержанием данного права выступает его цель – воздействие на государственные или общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и его публичного выражения;
  • право на участие в управлении делами государства (ч.1 ст.32). Это право может быть реализовано в двух формах: прямой (непосредственной) демократии и представительной. Прямая демократия предполагает личное воздействие граждан на государственный аппарат. В этом случае право включает в себя все политические права. Высшей формой непосредственной демократии является референдум (ч.3 ст.33) – всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, результаты которого приобретают силу закона. Представительная демократия предполагает выражение воли народа через выбираемых представителей, то есть через формирование представительных органов власти. Выражением представительной демократии является право избирать и быть избранным;
  • право избирать – это активное избирательное право, которым пользуются все граждане, достигшие 18 лет, дееспособные и не отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда. Право быть избранным – это пассивное избирательное право, то есть право самому быть избранным в органы представительной власти или местного самоуправления либо на пост Президента РФ. Здесь дееспособность наступает в различном возрасте;
  • и другие.

Социально-экономические  права и свободы, права граждан  в области культуры – это определенная группа прав, в которой объединены права и свободы личности, регулирующие общественные отношения в социально-экономической и культурной сферах. С их помощью граждане удовлетворяют свои материальные и духовные потребности.

Важнейшим социально-экономическим  правом является право быть собственником (ст.35, 36). Наличие собственности делает человека независимым, а, значит, создает основу для духовной и политической независимости. Право собственности можно рассматривать как экономическую основу правового положения человека и гражданина в целом. Содержанием права собственности являются возможность человека извлекать пользу из принадлежащих ему на правах собственности материальных и нематериальных благ, тем самым, удовлетворяя различные потребности как собственные, так и близких ему людей. Собственность – это абсолютная власть собственника над вещью.

Конституция определяет право  собственности как право владеть, право пользоваться и право распоряжаться  своим имуществом, в том числе  и землей, принадлежащей собственнику; принудительное отчуждение имущества  возможно на основании приговора суда, либо на условиях его полного возмещения. Право наследования гарантируется государством.

Свобода труда (ст.37). Именно так сформулирована норма статьи. Труд - есть самостоятельная индивидуальная или коллективная деятельность людей, имеющая своей целью создание материальных или духовных ценностей. Само содержание труда право не регламентирует, оно регулирует лишь форму организации трудовых отношений. Конституция закрепляет право на труд, право на свободу выбора труда при условиях его нормальной организации, наличия вознаграждения и защиты от безработицы. Принудительный труд запрещен (ч.2 ст.37).

Разновидностью права  на труд является право на равный доступ к государственной службе (ч.4 ст.32), которое в силу его особо значимого характера, отнесено в группу политических прав как право на участие в управлении делами государства и общества. Частным случаем права на труд также является право на занятие любым видом экономической деятельности, в том числе и предпринимательской (ст.34).

Право на социальное обеспечение  предполагает право отдельных категорий граждан на получение государственных пенсий, пособий и иных видов помощи в установленном законом порядке (ст.39). Субъектами права социального обеспечения являются:

  • пенсионеры;
  • инвалиды;
  • лица, потерявшие кормильца, то есть полностью или частично недееспособные и находящиеся на иждивении кормильца;
  • лица, временно нетрудоспособные вследствие заболевания или травмы;
  • безработные.

Информация о работе Характеристика конституционного статуса личности как ядра правовой свободы личности