Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 23:48, шпаргалка
1.Исторические условия возникновения государств Древнего Востока
2. Государственный и общественный строй Древнего Востока.
3. формы государств Др. Востока.
4. Особенности права в странах Др. Востока.
5. Законник Хаммурапи
47. Государство и церковь в Древней Руси. Церковные организации и юрисдикция складываются на Руси после принятия христианства в качестве государственной религии. Оно принесло с собой учение о божественном происхождении верховной государственной власти и необходимости смиренного к ней отношения. Князья стали широко практиковать раздачу землю церкви. Церковь получила право взимать десятину с крестьян на свое содержание. Со временем она была исключена из княжеской юрисдикции и сама стала судить своих иерархов, а так всех кто проживал на ее землях. Духовенство делилось на "черное" (монашеское) и "белое" (приходское). Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении "церковных людей", дела о преступлениях против нравственности, брачно-семейные вопросы).
48. Право Древнерусского государства. Древнейшим источником русского права были обычаи, восходящие еще к родоплеменному строю. Внешнеполитические функции государства нашли свое отражение в активной военной и дипломатич деятельности русских князей. Древнерусское гос-во заключало различного рода международные договоры с Византией, Хазарией, Болгарией, Германией, с венграми, варягами, печенегами. Договоры заключались как в устной, так и письменной форме. Наиболее известными договорами - договоры Руси с Византией 911 и 944 гг. В договорах содержатся нормы как византийского, так и русского права. С X в. известно княжеское законодательство, выступавшее в качестве дополнительного источника по отношению к обычаям. Подлинники законов до нас практически не дошли. Сохранились до наших дней церковные уставы князей, которые определяют статус церкви и вопросы, относящиеся к подсудности церковных судов. С введением христианства на Руси распространяется византийское законодательство, оказавшее большое влияние в первую очередь на развитие семейного права. Наиболее значимым и известным памятником древнерусского Права является «Русская правда» (РП), которая отражает переход от родоплеменного строя к классовому обществу и рассматривается исследователями как памятник феодального права. Обнаруженные исследователями тексты «Русской правды» принято делить на три основные редакции. Краткая Правда — это объединенные в рамках единого текста законодательные постановления и судебная практика Ярослава Мудрого и его сыновей (XI в.). Пространная Правда — это законодательство Ярослава и Ярославичей, соединенное с новациями Владимира Мономаха и других князей (XII в.). Уже после распада Киевского государства была создана Сокращенная Правда. Субъектами права являлись только физические лица, понятия юридического лица еще не существовало. Объем правоспособности в первую очередь зависел от социального положения. В РП ограничиваются права феодально-зависимых людей, закрепляется приниженное положение холопов. Древнерусское законодательство содержало развитую систему норм, регулирующих имущественные отношения. Теоретических понятий, раскрывающих право собственности и право владения, еще не было, но сами эти институты существовали. В РГІ предусматривалась защита права частной собственности как на движимое, так и на недвижимое имущество. Обязательственные отношения могли возникать из причинения вреда или из договора. Лицо, совершившее правонарушение, обязано было возместить ущерб, причиненный имуществу другого лица. При заключении договора обычно применялась устная форма с соблюдением символических ритуалов, без которых сделка считалась недействительной. Показания лиц, выступавших в качестве свидетелей, были главным доказательством при оспаривании сделки в суде. В РП - порядок передачи имущества по наследству. Сыновья - главные наследники, делили отцовское имущество в равных долях (Но младший сын получал дом отца), а дочерям выделялось приданое. При отсутствии у наследодателя сыновей дочери бояр и дружинников наследовали землю, в то время как имущество смерда в подобной ситуации переходило князю. Преступление - не нарушение закона, а как причинение морального и материального ущерба частному лицу или группе лиц; субъекты все физ лица; по объекту посягательств- преступления против личности и против имущества; в качестве наказаний- кровная месть, изгнание, денежные штрафы; виды штрафов: вира- выплач князю за убийство, головничество - семье убитого, продажа -князю, совершение менее тяжкого преступлении, чем убийство, урок – выплач потерпевшему за менее тяжкое, чем убийство. Суд не отделен от администрации.
49. Основные черты
гражданско-правовых отношений
50. Преступление и наказание по РП. Суд и процесс в Древней Руси. Преступление по РП определялось не как нарушение закона, а как причинение морального или материального ущерба частному лицу или группе лиц. Наказание имело своей целыю возмещение ущерба. Субъектами преступления были все физические лица, но за преступления рабов отвечали их хозяева. О возрастных рамках привлечения к угол отв в РП ничего не говорилось. PП не знала также понятия невменяемости. По субъективной стороне РГІ выделяет умышленные преступления. Рассматривались две стадии совершения преступления: покушение на преступление и оконченное преступление. Закон не разделял ролей соучастников — они отвечали одинаково. По объекту посягательства преступления в РП делились только на два вида - преступления против личности и против имущества. В качестве наказаний применялись кровная месть, поток и разграбление (изгнание преступника из общины, конфискация имущества и обращение в рабство членов его семьи), денежные штрафы. Штрафы выплачивались князю, но потерпевшему или его семье полагалась денежная компенсация ущерба. Четыре вида штрафа: Вира - штраф, который выплачивался князю как наказание за убийство. Головничество — штраф, который выплачивался семье убитого. Продажа — штраф, который выплачивался князю при совершении менее тяжкого преступления, чем убийство. Урок - штраф, который выплачивался потерпевшему при совершении менее тяжкого преступления, чем убийство. В Древнерусском государстве суд не был отделен от администрации, т. е. судебные функции осуществляли органы власти (суд князя, посадника, волостеля). Феодалы могли судить зависимое население на территории своих вотчин (вотчинный суд). Вопросы брачно-семейных отношений рассматривали церковные суды. Продолжали действовать общинные суды. Дела о гражданских правонарушениях и уголовных преступлениях рассматривались в едином порядке — в форме состязательного процесса. Стороны — истец и ответчик — имели равные права и сами собирали док-ва. В качестве доказательств: показания свидетелей, вещественные док-ва, испытания раскаленным железом или водой, очистительная присяга. Три формы досудебной подготовки дела: заклич, свод и гонение следа. В ходе данных процедур устанавливалась личность правонарушителя, на которого возлагалась ответственность за совершенное преступление, а потерпевшему возмещался ущерб.
51. Княжества Др.
Руси (киевской Руси КР) в период
раздробленности. Правовой
52. Образование Болгарского гос-ва. В конце V — начале VI в. нэ славяне проникают на Балканский пол-в. В первой половине VII в. возник союз семи племен в Мезии, где славяне вели борьбу с Византией и аварами. Во второй пол VII в. из Сев Причерноморья на тер Болгарии переселяются тюркские племена протоболгаров. Хан протоболгаров Аспарух в 681 г. нанес поражение Византии и заставил императора уплачивать дань. Визант имп признал нового государства. Возникло первое болгарское царство (ПБЦ). Славяне добровольно подчинились Аспаруху: славянская знать была заинтересована в утверждении независимости от империи и аваров и в использовании воинского потенциала протоболгар для обеспечения своей безопасности. В центре государства почти все славянские поселения были ликвидированы. Аспарух переселил славян на окраины гос-ва, доверив им охрану двух опасных участков границы — с Аварским каганатом и Византийской империей. При этом, желая ослабить мощь союза «Семи племен», он разделил его: северы - препятствовать вторжениям в Болгарию византийцев, остальные славяне союза противостояли Аварии. Славянская знать вошла в состав политич элиты болгарского гос-ва. Болгарские ханы в IX в. уже носили славянские имена: Борис, Симеон. В X в. завершилось формирование единой болгарской народности. В годы правления Симеона Болгария достигла максимальной централизации и могущества. В 918 г. Симеон принял титул царя. В 1018 г. Первое болгарское царство было покорено Византией, и до конца XII в. Болгария была провинцией империи. В 1185— 1187 произошло нац-осв восстание под руководством братьев Петра и Асеня. В результате была восстановлена независимость и образовано Втор БЦ. Государство достигло своего рассвета в пер пол XIII в. в годы правления Ивана Асеня II. Во второй пол XIV в. болгарское гос-во, внутренними противоречиями, распалось на три части. Децентрализованная и ослабленная Болгария в 1393—1396 г. была завоевана турками и вошла в состав Османской империи. До конца существования ПБЦ большинство его населения составляли лично свободные крестьяне и горожане. Классы феодалов и зависимого крестьянства находились еще в процессе становления. Феод отн развивались в форме централ изъятия части произведенной продукции государством и установления различных гос повинностей для свободных общинников и горожан. В ПБЦ наряду с феодальным рабовладельческий уклад, развивавшийся под влиянием Византии. Рабы были посажены на землю, в XII—XIII веках превратились в категорий крестьянства отроков. На рубеже VIII—IX вв. развитие болгарских городов не только как военно-адм, но и как торго- ремесленные центры. Большинство их жителей сост своб ремесленники. Часть продукции производилась на заказ, часть — для свободной реализации на рынке. В ПБЦ гос-во - хан. Офиц титулом государя был (вождь войска). В IX в. к этому титулу добавляли слова «от бога архонт». Хан - верховным главнокомандующим, высшим законодателем и судьей, верховным жрецом. Ханская власть имела монархич наслед характер. Ханы опирались на боляр — высшую аристократию. Особую категорию знати составляли «вскормленники» хана - охрана хана, его гвардия. Выполняя роль «дружины» хана усиливали его личной власти. Для решения наиболее важных вопросов созывались конвенты — съезды «всех болгар», т.е. съезды болгарской знати. В рамках болгарского государства сохранялись славянские племенные княжения ~ славинии. Они располагались в основном на окраинах страны. Князья славиний - во главе ополчения участ в военных походах хана и охранял границы. Об организации власти внутри славиний нет известий. Слав племена, признавая верх власть хана, и сохраняли внутр автономию.
53.Источники и характеристика отраслей права Болгарии. «Закон судный людям». Важнейшими источниками права обычаи, законы и законодательные сборники, договоры ханов с Византией, царские грамоты. Самым древним и единственным дошедшим до нас законодательным памятником дохристианского периода являются «Законы хана Крума» (начало IX в.). Текст законов на греческом языке сохранился в византийском словаре второй половины X в. Законы были направлены на укрепление авторитета центральной власти. В стране вводилось централизованное судопроизводство. Хан приказал производить тщательное судебное разбирательство в случае любого обвинения в нарушении закона и сурово карать воров и их укрывателей, клеветников, пьяниц (для борьбы с пьянством уничтожались виноградники). Богатым под страхом жестокой кары предписывалось давать нуждающимся столько, сколько необходимо, чтобы впредь они не просили милостыни. Законы Крума были обязательны для всего населения, независимо от этнических различий. Реформа ослабила влияние местной знати, смягчила правовые различия между славянами и протоболтарами и способствовала славянизации протоболгар. После принятия христианства широкое распространение в Болгарии получили византийские законодательные сборники. Заимствование византийского права в первую очередь отвечало интересам господствующего класса феодалов и болгарской церкви. Византийские законодательные сборники не только непосредственно применялись в деятельности судов, но и использовались при разработке местных болгарских законов. Так, например, на основе «Эклоги» и отдельных статей «Номоканона» был составлен первый после принятия христианства письменный болгарский памятник права — «Закон судный людям». Известны две его редакции — Краткая (32 статьи) и Подробная (77 статей). Более древней является Краткая редакция, которая была составлена во время правления князя Бориса при введении христианства в Болгарии (865 г.). Отсутствует четкая группировка статей по объекту правового регулирования, а нормы материального права чередуются с нормами процессуального права. В Краткой редакции «Закона судного людям» в основном нормы уголовного права. Предусматривается уголовная ответственность за язычество, половые преступления (сожительство с чужой рабыней, обольщение и изнасилование девушки, кровосмешение, двоеженство и др.), самоуправство, поджог и квалифицированные кражи (кражи во время войны, похищение вещей из священных мест; похищение свободного человека и др.). Утверждение христианства как официальной гос религии - сильное влияние на содержание «Закона судного людям»: суровые наказания для язычников, жителей сел, где совершаются языческие обряды. Язычники продавались в рабство, их имущество продавалось, а деньги раздавались бедным. Село, где укрывались язычники, несло коллективную ответственность и со всем имуществом отдавалось церкви. За половые преступления, нарушающие христианскую мораль, устанавливались наказания: членовредительство (отрезание носа), избиение, денежные штрафы. В качестве альтернативы использовались церковные наказания (длительный пост на срок от 7 до 15 лет).
Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"