Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2012 в 20:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теории государства и права".
Презумпция ценности сохранения status quo имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку дает возможность правильно разрешать отдельные встречающиеся иногда казуистические ситуации, в которых суд не может установить истину и не способен использовать презумпцию добропорядочности участников правоотношений.
Необходимо отметить, что презумпцию ценности сохранения случайно сложившегося status quo можно использовать лишь тогда, когда предмет судебного спора — социальное благо, на обладание которым претендуют спорящие стороны, — является неделимым и не может использоваться ими поочередно.
В настоящее время общеправовая презумпция ценности сохранения status quo нашла свое отражение в отраслевых принципах права — принципе недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, закрепленном в ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в принципе недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, закрепленном в ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации.
Специальные (отраслевые) опровержимые юридические презумпции.
Среди них можно отметить:
· презумпцию вины причинителя вреда;
· презумпцию вины должника, нарушившего обязательство;
· презумпцию вины нанимателя при допущении им ухудшения нанятого имущества;
· презумпцию вины перевозчика в утрате, недостаче и повреждении принятого к перевозке груза и багажа;
· презумпцию вины комиссионера за утрату, недостачу или повреждение имущества комитента;
· презумпцию возможности продажи имущества комиссионером не по цене, назначенной комитентом;
· презумпцию несоответствия действительности сведений, порочащих честь и достоинство физического или юридического лица;
· презумпцию наличия права собственности у владельца имущества, презумпцию смерти лица, сведений о месте пребывания которого нет в его месте жительства в течение определенного, достаточно длительного времени.
Неопровержимая юридическая презумпция — это неопровержимое утверждение о конвенционально-достоверном существовании факта, связанного тетической связью с другим (другими), достоверно установленным фактом или фактами.
Неопровержимые презумпции, как отмечалось выше, делятся на два вида: общие (общеправовые) и специальные.
К общеправовым неопровержимым презумпциям относятся:
· презумпции справедливости и целесообразности действующей Конституции;
· справедливости и целесообразности законов, не противоречащих Конституции;
· справедливости и целесообразности подзаконных нормативных актов, не противоречащих Конституции и законам.
Можно выделить три разновидности специальных (отраслевых) неопровержимых юридических презумпций.
Презумпции, устанавливающие конвенциональную достоверность заведомо несуществующего факта в целях защиты чьих-либо охраняемых законом интересов. К таким презумпциям относятся, в частности:
· презумпция отцовства мужа, давшего согласие на искусственное оплодотворение жены;
· презумпция отцовства и материнства супругов, давших согласие на вынашивание эмбриона суррогатной матерью (последняя презумпция еще не закреплена в действующем законодательстве надлежащим образом, однако ее закрепление неизбежно, это дело ближайшего будущего).
Презумпции, устанавливающие конвенциональную достоверность факта, который в подавляющем большинстве случаев существует, а редкие случаи его несуществования при указанных в презумпции условиях закон игнорирует в целях стабильности правопорядка. К таким презумпциям относятся, например:
· презумпция «неразумения смысла содеянного», а следовательно, и меньшей степени общественной опасности или отсутствия общественной опасности личности человека, совершившего до достижения определенного календарного возраста деяние, имеющее при знаки преступления или административного правонарушения (эта презумпция нуждается в корректировании в связи с процессом акселерации. Необходимо снижение возраста привлечения к юридической ответственности за совершение ряда правонарушений);
· презумпция меньшей степени общественной опасности личности человека, совершившего деяние, имеющее признаки уголовного преступления или административного правонарушения, хотя и после достижения того календарного возраста, с которого гражданина можно привлечь к соответствующему виду ответственности, но до достижения психологического возраста, соответствующего календарному;
· презумпция отсутствия общественной опасности личности человека, совершившего деяние, имеющее признаки состава преступления, административного правонарушения, дисциплинарного проступка, если после совершения их истек срок давности привлечения к юридической ответственности.
Презумпции, устанавливающие конвенциональную достоверность факта, вероятность существования которого в объективной реальности оценить невозможно, а в силу нормы закона делать это излишне. К таким презумпциям относятся, в частности:
· презумпция необъективности судьи, следователя, прокурора, лица, производящего дознание, секретаря судебного заседания, переводчика, эксперта или специалиста, подлежащих отводу в силу наличия формальных оснований для отвода, сформулированных в процессуальном законе;
· презумпция безусловной доказательственной ценности использования определенных средств доказывания для исследования названных в законе источников доказательств (эта презумпция предусматривает случаи обязательного проведения экспертизы даже по таким делам, по которым правоприменитель считает проведение именно такой экспертизы ненужным, излишним).
21 предполагаемой гибели». Смысл юридических фикций выражается вводными словами: «как бы», «как если бы», «допустим».
29. Понятие юридической фикции;
. *Юридические фикции. Предпосылки – условия необходимые для возникновения правоотношений. Таковыми являются 1. норма права; 2. субъекты права; 3. юридические факты. В ТГП выделяют такие феномены, которые, не будучи юридическими фактами, тем не менее, могут порождать юридические отношения - презумпции и фикции.. Юридическая фикция - заведомо ложное утверждение, которому законодатель придает значимость юридического факта (усыновление ребенка супругом, не являющимся фактическим родителем; признание сделки фиктивной; признание нормативного акта юридически ничтожным и т.д.). Фикция в переводе с латыни — выдумка, вымысел, нечто реально не существующее. В юриспруденции — это особый прием, который заключается в том, что действительность подводится под некую формулу, ей не соответствующую или даже вообще Ничего общего с ней не имеющую, чтобы затем из этой формулы сделать определенные выводы. Это необходимо для некоторых практических нужд, поэтому фикции закрепляются в праве. Фикция противостоит истине, но принимается за истину. Фикция никому не вредит. Напротив, она полезна.
Данные явления были хорошо изучены представителями русского Правоведения. В советское время они не привлекли особого внимания. Один из видных юристов прошлого, Р. Иеринг, охарактеризовал фик-Чии как «юридическую ложь, освященную необходимостью... технический обман». Фикции широко использовались еще римскими юристами. В качестве типичного примера фикции из российского законод-ва обычно приводится положение о признании лица безвестно отсутствующим, которое гласит: «Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года». Аналогичную ситуацию имеет в виду ст. ГК РФ (объявление гражданина умершим), устанавливающая: «Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев... Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его
30. Понятие, виды и стадии правотворчества.
Правотворчество– государственно–властная, управленческая деятельность компетентных органов, которая осуществляется в особом порядке, направлена на разработку, издание, отмену и совершенствование правовых норм и основана на порядке обеспечения социальных потребностей и интересов общества.
Признаки правотворчества:
1) управленческая деятельность компетентных органов, направленная на упорядочение входящих в их ведение определенных и имеющих повышенное общественное значение отношений;
2) государственно–властная деятельность, являющаяся монополией государства и одной из проявлений его суверенитета;
3) интеллектуально–волевая (познавательная и ценностно–ориентационная) деятельность, связанная с изменением существующего порядка правового регулирования;
4) регламентируемая законом процедурная деятельность, в которой определяются перечень субъектов правотворчества и их полномочия, последовательность и содержание их правотворческих действий;
5) правотворчество выражается в создании, изменении, отмене или систематизации юридических норм, а иногда и в изменении сферы и объема действия уже существующих норм деятельности.
Функции правотворчества:
1) обновление нормативной базы;
2) восполнение пробелов в праве;
3) упорядочение и систематизация нормативных актов.
Виды правотворческой деятельности:
1) народное правотворчество,т. е. непосредственная правотворческая деятельность народа, выражающаяся в проведении общегосударственного или местного референдумов, которые проводятся по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни;
2) правотворчество государственных органов,т. е. прямое установление правовых норм органами государства (законы и подзаконные акты). Правотворческая деятельность государственных органов состоит из правотворчества:
а) высших представительных и исполнительных органов, осуществляемое на уровне государства в целом;
б) региональных представительных и исполнительных органов на уровне субъектов РФ;
в) локальных органов на уровне предприятий и учреждений;
г) судебных органов;
3) санкционированное правотворчество,осуществляемое негосударственными организациями, объединениями и движениями. Оно выражается в правотворчестве органов местного самоуправления, коммерческих, акционерных, производственных организаций и товариществ, а также профессиональных и политических организаций;
4) производное и комплексное правотворчество,выражающееся в санкционировании государством обычаев, в совместном правотворчестве государственных органов и негосударственных организаций и движений.
По значимости правотворчество делится на:
1) законотворчество;
2) делегированное правотворчество;
3) подзаконное правотворчество.
Нормативно-правовые акта, в которых содержатся нормы права, создаются в определенном порядке. Принятие нормативных актов не происходит стихийно. Этому предшествует значительная подготовительная работа.
Правотворчество – это деятельность компетентных государственных органов, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм путем принятия нормативно-правовых актов. Издавая нормы права государство содействует зарождению и развитию одних общественных отношений, ограничению и вытеснению других. Правотворчество является необходимым процессом для организации государственного управления обществом для регулирования общественных отношений. Правотворчество следует отличать от процесса правообразования или формирования права. Правотворчеством не ограничивается весь сложный процесс образования права. Многие правила поведения до того, как они были выражены в тексте нормативно-правовых актов, уже сложились в общественных отношениях, в реальном поведении субъектов, либо сформировались в правосознании народа, и поэтому их осталось только документировать, придать им официальную силу.
В процессе правотворчества выделяют два этапа:
1. Возникновение потребностей в правовом регулировании общественных отношений.
2. Правотворческая деятельность компетентных органов государства.
Как видно, понятие «правотворчество» более узкое, чем понятие «формирование права» или «правообразование».
Общеизвестно, что право регулирует не все, а лишь часть общественных отношений. Существуют области, в которых правовое регулирование не только неуместно, нежелательно, но и недопустимо. Например, в сфере частной жизни право лишь в самых общих чертах влияет на характер взаимоотношений между людьми и эти отношения в основном регулируются нормами морали или нравственности. Стремление же сделать личную жизнь граждан предметом правового регулирования свойственно лишь полицейскому государству, но не демократическому. Существенным недостатком российского правотворческого процесса является включение в сферу законодательного регулирования отношений, которые могут быть урегулированы на более низком уровне или не нуждающихся в правовой регламентации вообще.
В последние годы предпринимаются попытки урегулировать все виды деятельности во всех областях жизни общества, например, библиотечное дело, безопасность научного движения, племенное животноводство. По мнению специалистов, все это не только оказывает отрицательное влияние на систему государственного управления, возведя ведомственный групповой интерес на уровень всеобщего, но и чрезвычайно усложняет правовую систему и даже в какой-то мере размывает границы права.
В свое время Президент России Б.Н.Ельцин отклонил принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон «О пчеловодстве». Президент мотивировал свое решение тем, что федеральным законном регулируются имущественные и иные отношения, возникающие в указанной сфере сельского хозяйства. Однако в силу того, что нормы гражданского и других отраслей права, содержащиеся в федеральных законах, могут применяться и в области пчеловодства, поэтому регулирование отношений собственности по пчеловодству отдельным федеральным законом было признано нецелесообразным. Такую же реакцию со стороны Президента получили и законы «о семеноводстве», «о хлебопечении», «о безопасности психосферы человека».
Правотворчество – это сложное социальное явление, имеющее управленческую природу, и если рассматривать правотворчество только с точки зрения его фактического содержания, образующих его организационных действий, то оно охватывается понятием правотворческая деятельность или правотворческий процесс. Правотворческий процесс представляет собой сложную систему организационных действий (иными словами, «технология создания нормативно-правового акта»), состоящую из последовательно проводимых операций, в результате осуществления которых в правовую систему вливается новый официально действующий акт. Таким образом, правотворческий процесс – это длящееся во времени, регламентируемая юридическими нормами деятельность.
Основными стадиями правотворческого процесса являются:
1. Подготовка проекта нормативно-правового акта.
Она включает в себя следующие операции:
2. Прохождение проекта нормативного акта в правотворческом органе и придание ему соответствующей юридической силы.
3. Упорядочение действующего права в связи в изменениями, внесенными в него новым нормативным актом.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"