Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2012 в 20:08, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теории государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКЗАМЕН. вопросы к государственному экзамену по Теории права и государства 17 01 12.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Сюда входит отмена актов, потерявших юридическую силу, внесение дополнений, изменений, поправок в действующий нормативный акты и систематизация нормативно-правовых актов.

Виды и принципы правотворчества.

Правотворчество – это очень сложная деятельность по формулированию общих правил поведения и правотворчество можно подразделять на виды по разным основаниям:

I.                                       В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на:

1.                                Непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума;

По своему характеру референдум может быть:

                                                                           Контрольным – это всенародное согласование, проводимое в соответствии с нормой, прямо закрепленной в Конституции;

                                                                           Консультативный референдум – то голосования, проводимое по требованию определенного числа избирателей;

                                                                           Плебисцитарный референдум – это референдум, результаты которого не обязательны для исполнения в силу того, что имеют рекомендательный характер;

2.                                Правотворчество государственных органов;

Это форма правотворческой деятельности является наиболее распространенным явлением в Российской Федерации и практически каждому органу государства предоставляется право издавать нормативно-правовые акты.

3.                                Правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);

4.                                Правотворчество органов местного самоуправления;

5.                                Локальное правотворчество, которое осуществляется на предприятии, в учреждении, организации;

6.                                Правотворчество общественных организаций;

 

II.                                     В зависимости от значимости правотворчество делят на:

1.                                Законотворчество – правотворчество высших представительных органов (парламентов), в процессе которого издаются нормативно-правовые акты, обладающие наивысшей юридической силой;

2.                                Делегированное правотворчество – правотворческая деятельность органов исполнительной власти (например, Правительство принимает нормативно-правовой акт по поручению парламента);

3.                                Подзаконное правотворчество.

 

31.    Юридическая техника;

Юридическая техника – это совокупность средств, приемов, правил разработки, оформления, публикации и систематизации законов и иных правовых актов, обеспечивающее их совершенство, эффективное использование. Наиболее общими приемами и средствами юридической техники являются:

I.      Юридическая терминология.

Термины – это словесные обозначения понятий, используемых при изложении содержания закона или другого нормативного акта. В текстах нормативно-правовых актов используют три вида терминов:

                        Общеупотребляемые, то есть, термины в общепринятом, известном всем смысле. Например,  здания, строения, документ и т. д.

                        Специально-технические, то есть, имеющие смысл, который принят в области специальных знаний техники, медицины, экономики, биологии и т. д. Например, эпидемия, гиппотит и т.д.

                        Специально-юридические, то есть, имеющий особый юридический смысл, выражающий своеобразие того или иного правового понятия. Например, ипотека, местное самоуправление, владение, пользование, распоряжение и т.д.

Использование терминологий в нормативных актах подчиняется раду требований:

1.                        Единство терминологии.

Один и тот же термин должен употребляться в данном законе в одном и том же смысле.

2.                                            Общепризнанность терминов.

Слова не должны быть «изобретены» или придуманы законодателем толь для данного нормативного акта или иметь какой-то особый смысл.

3.                                            Стабильность терминов.

Термины должны быть устойчивыми, их смысл не должен меняться с каждым новым законом.

4.                                            Доступность терминов.

При всей сложности юридической терминологии слова и выражения нормативного акта должны, в целом, давать правильное представление о содержании нормы права.

 

II.    Юридические конструкции.

Юридическая конструкция – это своеобразное и устойчивое построение прав, обязанностей, ответственности, их типовые модели, схемы, в которые окликается правовой материал. Например, гражданин, при пересечении перекрестка с оживленным движением, был сбит автомашиной и получил тяжелую травму. Возникает вопрос: каким образом и от кого он может получить материальное возмещение, которое бы покрыло понесенный им имущественный ущерб в связи с лечением, потерей заработка и утратой трудоспособности? Ответ: все зависит от особенностей конкретного обстоятельства, то есть, в зависимости от конкретного случая работают разные юридические нормы, которые и отличаются своеобразием юридических конструкций:

1.                                            «Социальное обеспечение».

Гражданин, при наличии необходимых условий, предусмотренных законодательством о социальном обеспечении, может получить от органов от органов социального обеспечения пособие по временной нетрудоспособности или пенсию. В данной ситуации отношений отличаются алиментарным построением, так как пособие или пенсия выплачивается государством без каких-либо встречных действий со стороны гражданина.

2.                                            «Договор добровольно страхования».

Если гражданин предварительно заключил с соответствующими органами страховой договор, предусматривающий выплату известных сумм при несчастным случае, то орган страхования, при наличии рассматриваемых последствий, эти суммы выплачивает. Здесь присутствует другая юридическая конструкция – договорная.

3.                                            «Гражданская имущественная ответственность».

Владелец автомашины, сбившей гражданина, обязан возместить причиненный вред. Здесь также возникает новая юридическая конструкция, так как здесь отношения строятся по модели юридической ответственности: причинитель вреда держит ответ за тот вред, который наступил в результате его противоправного поведения.

Во всех трех случаях перед нами отношения прав, обязанностей и ответственности, отработанные наукой и юридической практикой типовые схемы правоотношений. Именно такие схемы представляют собой юридические конструкции.

III. Приемы и правила изложения содержания нормативных актов.

 

32.    Формы (источники) права: понятие и виды;

Для того, чтобы правило поведения стало правовой нормой, оно должно быть вовлечено в определенную форму. Форма права показывает способы фиксации государством этих правил поведения. Поэтому формой права называются способы установления правовых норм. В юридической литературе за ними традиционно укрепилось наименование «источник права». В юридической науке различают следующие основные формы источников права:

                                            правовой обычай;

                                            юридический прецедент;

                                            договор с нормативным содержанием;

                                            нормативно-правовой акт.

Правовым обычаем называется такое санкционированное государством правило поведения, которое устанавливается в результате постоянной и неуклонной его повторяемости в течение более или менее длительного времени, и благодаря этому становящейся традицией. Правовой обычай следует отличать от простого обучая, несанкционированного государством. Обычаем вообще называется такое правило поведения, которое складывается в сознании людей непосредственно вследствие его повторяемости и соблюдается в силу традиций. А правовым обычаем называется такой обычай, соблюдение которого поддерживается принудительной силой судебного решений, действиями административных властей и т.д. Дошедшие до нас крупные законодательные памятники прошлого (законы Драконта, Хаммурапи, Ману, Русская Правда) – это сборники правовых обычаев. Совокупность обычаев при большом их количестве называют обычным правом. Обычное право – это система правовых норм, основанных на обычае, регулирующие общественные отношения в данном государстве, в определенной местности, либо для данной этнической или социальной группы. Правовой обычай характеризуется следующими особенностями:

1.    Он, как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рамках сравнительно небольших групп людей.

2.    Юридические обычаи очень часто связаны с религией. Например, в Индии обычное право входит в структуру индусского права.

3.    Юридический обычай отличается определенностью правила поведения; характеризуется непрерывным и единообразным характером его соблюдения. В некоторых государствах Азии, Африки, Латинской Америки правовые обычаи практически без изменения действуют с древнейших времен до настоящего времени и регулируют различные наследственные, семейно-брачные отношения.

Некоторые ученые, например Зивс, считают, что наше Российское законодательство вообще не знает обычая. Однако Российское законодательство допускает использование обычаев в юридической практике. В России до 1917 года обычай регулировал отношения между крестьянами, и исследователи отмечали, что в сфере гражданского права большинство населения России (80 млн. человек) руководствовались обычным правом. И после 1917 года большевики не смогли сразу отказаться от обычного права, что свидетельствует о его большой значимости (Земельный Кодекс РСФСР допускал использование обычая при урегулировании земельных, семейных и иных отношений среди крестьян).

В новом законодательстве России допускается использование обычного права и ныне действующий Гражданский Кодекс РФ в статье 5 дает определение обычаев делового оборота: обычаем делового оборота признается сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, непредусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано он в каком-либо документе или нет. Отсылки к обычаям традиционно имеются в морском торговом праве и в Кодексе Торгового Мореплавания имеется норма, предусматривающая срок, в течении которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения – сроками, обычно принятыми в порту погрузки.

Примыкают к обычаям так называемые деловые обыкновения – негласные правила поведения, сложившиеся на основе постоянного и единообразного их применения в практической деятельности государственных органов, коммерческих и некоммерческих негосударственных организаций, закрепляющих прежде всего определенный порядок ведения дел. Они в большинстве случаев имеют локальный характер, т.е. могут распространяться на одну или несколько организаций или на определенный род деятельности.

Четко провести разграничение правовых обычаев и деловых обыкновений не удается, тем более, что в самом законодательстве эти понятия не различаются и в отдельных ситуациях используются как взаимосвязанные. Государство к обычаям относится по разному: одни обычаи закрепляются в правилах поведения и одобряет их, а другие запрещает (например, в УК РФ есть нормы, закрепляющие такие обычаи, как кровная месть, калым за невесту, похищение ее и т.д.).

Юридическим прецедентом считается такое решение государственного органа по конкретному делу, которое принимается за правило при разрешении других аналогичных дел. С разделением административных и судебных форм деятельности государства различаются судебные и административные прецеденты. Судебная практика представляет собой деятельность судов по применению законодательства при рассмотрении судебных дел. В этой практической деятельности судебных органов также вырабатываются нормы права, которые могут действовать наряду с правом, могут содержаться в нормативных актах и дополнять их. Таким образом, и судебная практика является источником права, и, говоря о судебной практике как о источнике права, используют понятие «прецедент». Судебный прецедент – это решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел либо служащее примерным образцом толкования законов. Судебный прецедент, как источник, права характеризуется следующими особенностями:

1.                                            Казуистичность.

Прецедент всегда максимально конкретен, максимально приближен к практической ситуации, поскольку он вырабатывается на основе конкретных единичных случаев – казусов.

2.                                            Множественность.

Существует достаточно большое количество инстанций, которые могут создавать прецеденты, и данное обстоятельство вместе со значительной продолжительностью действия прецедентов, а они, например в Англии, действуют от 10 до 100 лет, в совокупности образуют большой объем прецедентного права.

3.                                            Противоречивость и гибкость.

Даже среди нормативных актов, издаваемых одним органом государства, иногда встречаются несогласованности, противоречия, и тем более не удивительно, что решения различных судебных инстанций по сходным делам могут значительно друг от друга отличаться, что и определяет гибкость судебного прецедента как источника права, потому что во многих случаях имеется возможность выбора разрешения ситуации из имеющихся прецедентов, тогда как писаное право такого выбора не предоставляет.

Отечественная наука считает, что судебная практика не может быть источником права и еще официальная доктрина советских времен стояла на такой позиции: «суды должны применять право, а не творить его». Однако в Российской Федерации судебная практика является неофициальным источником права. Эта позиция исходит из того, что право, содержащееся в нормативно-правовых актах, оставляет очень много неясных вопросов, оно окончательно не регулирует общественные отношения. Но вывод о том, что судебная практика может быть источником права, находит свое подтверждение в действительности. Так, например, нижестоящие судебные инстанции следят за деятельностью вышестоящих судебных инстанций, стараются ей следовать при разрешении аналогичных дел, поскольку в противном случае их приговоры и решения могут быть отменены вышестоящими судами в кассационном или надзорном порядке.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"