Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 00:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на 86 вопросов по "Теории государства и права"
Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм).
Таким, образом, позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное может коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения.
83.Пробелы в законодательстве и способы их устранения
Пробел в праве - это отсутствие правовой нормы
при разрешении конкретных жизненных
случаев, которые охватываются правовым
регулированием и должны быть разрешены
на основе права.
Пробелы можно рассматривать с нескольких
сторон:
- пробел в позитивном
праве, когда нет ни закона,
ни подзаконного акта, ни обычаев,
ни прецедента;
* пробел в нормативно-правовом регулировании,
когда отсутствуют нормы закона и нормы
подзаконных актов;
- пробел в законодательстве (в узком и
точном смысле этого слова), когда отсутствует
закон (акт высшего органа власти) вообще;
- пробел в законе, когда имеется неполное
урегулирование вопроса в данном законе.
Потребность
в новых нормах права редко
очевидна сама по себе. Чаще всего требуются
доказательства. Совокупность доказательственных
действий и составляет содержание деятельности
по установлению пробела. Установление
пробелов не означает их выискивания.
На практике оно начинается объективно:
с того, что какой-то орган, должностное
лицо затрудняются в решении дела
из-за отсутствия правового инструмента,
позволяющего ответить на все вставшие
перед ним вопросы.
Деятельность по установлению пробелов
тесно связана с правотворчествоюм.
Основным способом восполнения
пробела в праве является издание недостающей правовой
нормы, необходимость которой обусловлена
жизнью. В тех случаях, когда правотворческий
орган не сумел устранить пробел, самое
правильное - найти норму, которая регулирует
наиболее близкое родственное (аналогичное)
отношение, и решить дело в соответствии
с её предписаниями. Решение дела на основании
наиболее близкой по содержанию нормы,
т.е. применение права к случаям, которые
прямо нормой не регулируются, но аналогичны
предусмотренным этой нормой, называется аналогией
закона. Применение права по аналогии
не означает произвольного решения конкретных
дел. Решение здесь принимается в соответствии
с принципами законности и справедливости.
Так, если в вещи, полученной как выигрыш
в лотерее, обнаружены недостатки, то порядок
их устранения определяется по аналогии
с нормами, регулирующими порядок устранения
недостатков вещи, которая куплена в магазине
(договор купли-продажи).
Если же при наличии пробела аналогичной
нормы не обнаружено, то применяется аналогия
права. Аналогия права - это принятие
решения по конкретному делу на основе
общих принципов и смысла права. При этом
следует помнить, что в правовой системе
аналогия права должна применяться лишь
в порядке исключения.
Применение права по аналогии в современных
государствах ограничено. Прежде всего,
это относится к разрешению уголовных
дел. В сфере правового регулирования,
касающегося правоохранительной деятельности,
то или иное запрещённое деяние должно
быть чётко, полно и недвусмысленно отражено
в нормативном акте. Здесь главенствует
основополагающий принцип, известный
ещё со времён римского права: нет преступления,
проступка -нет наказания и взыскания.
Отсутствие применения аналогии права
и аналогии закона при привлечении к уголовной,
административной, дисциплинарной ответственности
- гарантия неприкосновенности личности,
стабильности правового регулирования,
уверенности граждан в том, что они не
будут привлечены к ответственности без
законных на то оснований.
Важно,
чтобы возможность и
84. Понятие и приемы толкования норм права.
Понятие.
Толкование права — это интеллектуально-волевой процесс, направленный на установление точного смысла, содержания правовых норм в целях их реализации и совершенствования.
Толкование — не просто акт познания, а деятельность (интеллектуально-волевая, организационная), процесс, протекающий во времени. Он включает в себя два самостоятельных компонента: уяснение и разъяснение.
Уяснение — процесс понимания, осознания содержания норм «для себя» (субъект пытается сам понять заложенное в тексте правового акта нормативное предписание). Разъяснение же — объяснение, доведение усвоенного содержания для других (субъект пытается поведать смысл познанной им нормы другому субъекту).
Сущность
толкования как специфической деятельности
заключается в особенностях самого
права как общественного
Толкование норм права происходит не само по себе, а посредством применения субъектом толкования определенных способов (приемов, методов).
Приемы толкования норм права
Способы толкования права – это относительно обособленные совокупные приемы анализа норм права. С их помощью достигается уяснение правовых норм.
Среди основных способов толкования правовых норм следует назвать: грамматическое, логическое, телеологическое, систематическое, функциональное, специально-юридическое, историко-политическое.
85.
Характеристика видов
Грамматическое толкование представляет собой совокупность специальных приемов, направленных на уяснение морфологической и синтаксической структуры текста правового акта (т.е. норма права анализируется с точки зрения требований языка). Оно охватывает уяснение отдельных слов и терминов, грамматического смысла всего предложения, группы предложений. Здесь выясняются род, число, падеж имен существительных и прилагательных; лицо, время, число и вид глаголов; значение употребляемых союзов, предлогов, знаков препинания и т.п.
Логическое толкование предполагает самостоятельное использование законов и правил логики для уяснения смысла нормы, который иногда не совпадает с буквальным смыслом по причине неудачного избрания законодателем словесных форм.
Систематическое толкование - уяснение содержания и смысла правовых требований в их взаимной связи, в связи с их местом и значением в данном нормативном акте, институте, отрасли и всей системе права в целом. Все нормы нуждаются в систематическом толковании, особенно нормы отсылочные и бланкетные.
Историко-политическое толкование - уяснение содержания законодательной воли в связи с исторической обстановкой издания правового акта; расстановкой политических сил; социально-экономическими и политическими факторами, обусловившими инициативу и само появление акта.
Телеологическое (целевое) толкование правовых актов направлено на установление целей его издания: непосредственных, отдаленных, конечных.
Специально-юридическое толкование - совокупность приемов, обособившихся от остальных способов толкования в связи с анализом специальных терминов, технико-юридических средств и приемов выражения воли законодателя.
Во многом это относится к толкованию специальных терминов (вексель, акцепт, лизинг и др.).
Официальное толкование дается или тем органом, который издал данный акт (и тогда оно носит название аутентичного), или же органами, на которые возложена обязанность толковать законы или другие нормативные акты (легальное толкование). Акты официального толкования обязательны для правоприменителей.
Субъектами официального аутентичного толкования могут выступать все органы государства, организующие процесс реализации права. Круг их широк, поэтому юридическая сила актов толкования неодинакова.
Высшей юридической силой обладают акты толкования парламентских органов и высших судебных инстанций.
Неофициальное толкование не является юридически обязательным. Сила его только в глубине анализа, в убедительности и обоснованности. Соответственно выделяют обыденное толкование, даваемое гражданами; компетентное, которое дается сведущими в праве людьми (специалистами); авторское, доктринальное, исходящее от ученых, ведущих исследовательскую работу в этом направлении.
В зависимости от сферы действия актов разъяснения правовых норм проводится деление толкования на нормативное и казуальное.
Нормативное
толкование изначально предназначено
для распространения его
Казуальное толкование, напротив, вызвано вполне определенным случаем и преследует основной целью правильное решение именно данного дела.
Для реализации права важное значение имеет выяснение соотношения истинного содержания нормы с ее текстуальным выражением, т. е. толкование по объему.
По объему толкование подразделяется на три вида: адекватное/буквальное, ограничительное и расширительное.
Ограничительное и расширительное допускаются всегда при одном непременном условии - несовпадении действительного (настоящего, подлинного) смысла нормы с буквальным. Норма истолковывается шире или уже буквального ее смысла, но обязательно в соответствии с тем, что найдено в итоге уяснения истинного содержания нормы.
Очень тесно с процессом толкования нормативных актов связана их конкретизация. Она осуществляется в процессе подзаконного правотворчества, но иногда правоконкретизирующие положения содержатся в актах официального толкования, что дает повод отождествить названные процессы. В отличие от толкования (разъяснения того, что есть), конкретизация права привносит в содержание нормы нечто новое дополнительно к выраженному в законе.
86.Юридические
коллизии и способы их
Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, которые регулируют одни и те же общественные отношения. Они привносят в правовую систему несогласованность, дефекты, являются причинами неудобств в правоприменительной практике, затрудняют использование законодательства.
Причины юридических коллизий могут быть:
Юридические коллизии – это расхождения или противоречия между различными нормативно-правовыми актами, которые регулируют одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, которые возникают в процессе правоприменения и осуществления уполномоченными органами и должностными лицами своих действий.
Существует несколько способов разрешения коллизий:
Разрешить юридическую коллизию можно,
анализируя практику реализации законов
и оценки использования актов
полностью или их отдельных норм.
Зачастую это делается в ответ
на запросы государственных
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"