Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 21:18, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 84 ответа на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"

Вложенные файлы: 1 файл

Шпора ТГП ГОС 1К.doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

 

37. Пон. и признаки нормы права. Норма права – это общеобязат-е, формально опр. правило поведения, установленное либо санкционир-ованное гос-м и направленное на урегулирование общест. отношений.. Признаки: 1)носит общий хар-р, т.е. правило поведения; норма права отличается нормативностью; 2) содержит обязат правило поведения – оно распространяется на всех, кто вступает в сферу действия; 3) хар-тся унифицированностью, т.е. распространяет свое действие на всех или на большую группу людей; 4) рассчитана на неопределенное число случаев реализации,; 5) облекается в письм., документальную форму, связана с опр. процедурой применения 6) имеет гос-но властный хар-р.; 7) гарантирована со стороны гос-ва, т.е. в случае несоблюдения нормы права гос-во может применить принуждуние; 8) обладает представит – обязыв содержание, т.е. предоставляя права, норма права одновременно возлагает на данное лицо соответствующие обязанности, а возлагая обяз-ти предоставляет конкретные права; 9) системна, Для хар-ки нормы права и определения ее понятия важно указать, что это: 1) правило поведения; 2) исходит от гос-ва; 3) закреплено в опр.форме; 4) общеобязательно; 5) регулирует общств отношения; 6) выполнение нормы права обеспеченно гос-ми средствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38. Структура нормы права: понятие, хар-ка и класс-я элементов.

– это совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих ее функциональную самостсоятельность. Для хар-ки нормы права и определения ее понятия важно указать, что это: 1) правило поведения; 2) исходит от гос-ва; 3) закреплено в определенной форме; 4) общеобязательно; 5) регулирует общств отношения; 6) выполнение нормы права обеспеченно гос-ми средствами элементы нормы права – гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза указывает на условия или обст-ва, при наличии которых реализуется диспозиция нормы. Диспозиция содержит само правило поведения, права обязанности субъектов прав. общения, т.е. определяет меру дозволенного и должностного поведения. Диспозиции бывают: абсолютно – определенные, относительно – определенные и бланкетные (в статье закона устанавл отв-ть за нарушение определенных правил). Санкция – указание на неблагоприятные последствия для ее нарушителей. Это меры принуждения, наказания, иного воздействия на правонарушителей, реакция гос-ва на такого рода деяния. Санкция содержит меры не только наказания, но и предупред. хар-ра Санкции бывают: абсолютно – определенные, относительно – опред. и альтернативные.

 

 

39. Класс-и норм права и их хар-ка. По функциям 1.исходные нормы, т.е. те, из к-рых проистекают все другие юр.нормы 2.нормы – правила поведе-ния (регулятивные, охранительные, общие нормы, спец. нормы). Б) По предмету прав рег 1.отраслевые ПН (констит право, гражд.); 2.нормы материал права (угол, гражде.); 3.нормы процесс права 4.нормы публичного права (все нормы, к-рые рег отн м/у субъектами, одним из к-рых выступает гос-во как властная сторона); 5.нормы частного права (нормы гражд, сем). В) По методу рег 1.императивные (директивные нормы, к-рые прямо требуют от адресата действия или воздержания от него); 2.диспозитивные (в отдельных сферах обществ.жизни вступают в действие, если участники этих отно-шений сами не вырабатывают иных способов и форм решения своих споров); 3.поощрительные 4.рекоменд-е. Г) Формы выражения предписания юр.нормы: 1.управомоч; 2.обязыв; 3.запрещ. 5) По времени действия. Постоянные –без опред срока действия, Временные – заключительные и переходные поло-жения. 6) По кругу лиц, Общие – распростр на всех, кто находится на территории данного гос-ва. Спец – только на опред круг лиц (военнослужащих, 7) Выделяют также локальные – приним на отд предприятиях, в орг, и действуют только в пределах данной организации 8). Компенсац – рег общств отношения, связ с возмещ ущерба и др. потерь направл на защиту граждан и их законных интересов. Коллизионные – предназн разрешать столкновения м/у различ нормами, кот по разному регул. одни и те же общств отн.

 

40. Способы изложения норм права в статьях НПА.

Н.п.а – это прав.акт, принятый полномочным на то органом и модержащий прав.нормы., т.е. предписания общего хар-ра постоянн.действия, расчит.на многократное действие.Норма права и статья закона не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. Статья нпа – это форма выражения, способ изложения прав. нормы. Излагая правило поведения, законодатель может:1)все 3 элемента логич.структуры н.п. включить в одну статью нормат.акта.2)в 1 статью  н.а. включить неск-ко прав.норм, 3) элементы НП изложить в неск.статьях одного и того же н.а., 4) элементы НП изложить в неск-х статьях разл.норм.актах. Норма права – это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья закона – это форма выражения гос. воли, средство воплощения нормы права. 3 способа изл. норм права в ст. закона: 1)Прямой – норма права непосредственно излагается в ст. закона. (ст. закона содержит одну норму, причем все ее элементы сразу).2) Отсылочный способ – состоит в том, что ст. закона содержит не все структурные элементы нормы, но в тексте статьи имеется отсылка к другим статьям того же акта 3) Бланкетный способ – в статье закона устан-ся отв-ть за нарушение опр. правил, а те правила, кот нарушены, в статье не изложены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41. Форма права: пон., виды, общая хар-ка.

Форма права – это способ выражения вовне гос-ной воли, юр-ких правил поведения. Следует понимать под источником права 3 фактора: 1) источник в материальном смысле (матер. условия жизни общества; форма собст-ти; интересы и потребности людей); 2) источник в идеологическом смысле (правовые учения и доктрины, правосознание); 3) источник в формально-юрид-ом смысле – это и есть форма права. Источники права – это исходящие от гос-ва или признаваемые им формы выражения и закрепления норм права. Выделяют 4 осн формы права: 1) Нормативный акт – это прав. акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общест. отношений 2) Прав. обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее к прав. последствиям 3) Юрид-ий прецедент – это судебное и адм. решение по конкретному юр. делу, коту придается сила нормы права и кот руководствуются при разрешении схожих дел 4) Нормативный договор – соглашение м/у правотворческими субъектами, в результате кот возникает новая норма права.

 

42. Понятие, признаки и общая хар-ка НПА.

НПА – это прав. акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего хар-ра и постоянного действия, рассчитанные на многокр. примен. НПА – это акт правотв. органов гос-ва, кот содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письм.форме и состоит в отн подчиненности с другими актами. признаки: 1) письм. форма; 2) содержание составляют правила поведения; 3) исходят от гос-ва: гос-ых органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их; 4) принимаются в особом порядке, наз «правотворч процесс»; 5)иерархич подчиненность актов. По юр. силе подразд: законы и подзак.акты. Виды законов: 1) Конституция 2) ФКЗ – приним по вопросам, предусм и связанным с Конституцией; 3) ФЗ – это акты текущего зак-ва, посвященные соц-но-эк-кой, полит. и дух. жизни общества; 4) Законы субъектов фед – издаются их представит органами и распространяются только на соотв-щую территорию. Виды подзак актов: 1) указы и распор Президента РФ; 2) постан и распоряж Прав-ва РФ; 3) приказы, инструкции, полож министерств, ведомств, гос-ых комитетов; 4) реш и постанов местных органов власти;5) решения, распоряж, постановления местных органов гос. Упр.; 6) НА муницип органов; 7) Лок НА – это нормат предписания, прин на уровне конкр предприятия

 

43. Действие НПА по предмету, во времени, в пространстве и по кругу лиц.

НПА – это прав. акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего хар-ра и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. По времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Здесь важно учитывать принцип, согласно коту закон обратной силы не имеет, Придание закону обратной силы возможно в 2-х аспектах: 1)если в самом законе об этом сказано; 2)              если закон смягчает или вовсе устраняет отв-ть . в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. по кругу лиц. На территории РФ НА действуют в отношении всех её граждан, гос-х органов, общест. организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем сущ специальные НА, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.

 

44. Закон как форма (источник) права: пон., признаки, виды.

Закон – это НПА, пр инятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общств отношения и обладающий высшей юр. силой. Закон явл. несущей конструкцией и системообразующим фактором всей системы зак-ва гос-ва. Виды законов: по юр.силе:1) Конст-я РФ –2) Фед.констит.з. - принимаются по вопросам, предусм и связанным с Конституцией; 3)Федер.з.4) З.субъектов Фед. По субъектам законодат-ва:1)Законы, прин в порядке референдума – обладают высшей юр. силой и м.б. отменены только реф., 2) принятые законодат.органом. По предмету: конституц., админс., гражд, уголов-е. По сроку действия: постоянные и временные. Закон о поправке к К. РФ – обладает особой юр. силой и принимается в порядке предусмотренным для ФКЗ, т.е. не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД и 3/4 - от общего числа членов Совета Фед.. Кодекс – самая распростр форма закона 6) Законы о ратификации м/унар. договоров выделяются в качестве разновидности закона. Признаки:принимается только органом законодат.власти ли референдумао, особый порядок подготовки и принятия. Должне выражать волю и интересы народа, обладает высшей юр.силой, регулирует наиболее важные обществ.отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

45. Подзаконные НПА как форма права: пон., признаки, виды. Подзаконные НПА – это принятые компетентн. орг. и устанавл. нормы права юр. акты, котор. основаны на законе и не протвореч. ему. Вся сист таких актов строится на строгой их соподчиненности м/ду собой. Их юр. сила зависит от положения соответ. органа, издающего подзаконный НА, в общей иерархич. системе органов гос-ва. По содержанию ПЗА, как правило, являются актами разл. органов исполни-тельной власти. По субъектам 1.Общие Это НПА общей компетенции, действия которых распространяются на всех лиц в пределах территории страны. К общим ПЗА относятся нор-мотворческие предписания высших органов исполнительной власти. В системе подзаконных актов они обладают высшей юрид-ой силой и издаются на основе и в развитие законов. 2. Местные подзаконные акты. Это НПА органов представительной и исполнительной власти на местах. 3. Ведомственные НПА (приказы, инструкции). 4. Внутриорганизационные подзаконные акты.

 

46. Принципы права: понятие и класс-я.

Принципы права – это осн, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Принципы подразделяются на свойственные праву в целом: - общеправовые; - отраслевые; - межотраслевые. К общеправ. относятся: - п. справедливости (соразмерность труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание ); - демократизм (право исходит от власти народа); - гуманизм (человечность, нет пыток, наказания); - юр-кое равенство всех перед законом и судом; - единство прав и обязанностей; - п. законности; - неотвратимость наказания. К отраслевым относится: - свобода труда (в трудовом праве); - принцип индивидуализации наказания (в УП); - всеобщность защиты гр. прав (ГП); - презумпция невиновности (в УПП). К межотраслевым относят: - принцип состязательности и гласности (в ГПП и УПП); - неотвратимость отв-ти (в ГП, УП, админ. праве); - равенство сторон (в ГП и Семейном праве).

 

47. М/ун нормы как форма внутригосуд права. Соотн норм м/ун и внутригос права.

М/ународное право – часть прав. системы, общечеловеческая ценность, аккумулирует достижения чел цивилизации, совокупный опыт многих стран. Осн источником м/ун права явился договор. Конститу РФ установлено, что общепризн принципа и нормы м/ун права и м/ун договоры РФ являются составной частью росс. прав. системы. Еще одним источником явл. М/ун обычай – доказательство всеобщей практики гос-в, признанной в качестве прав. нормы. М/ун право не явл отраслью нац права или отраслью нац зак-воа. Центром для внутригос прав. системы служит Конституция РФ, а другим центром – м/унар.договоры и соглашения. Конституция РФ закрепляет: если м/унар. договором установлены иные правила, чем предусм. законом, то применяются нормы м/ун договора Соотн. Межд. право становится частью прав. системы, это понятие шире, чем сист права, но это не часть системы права и не часть системы зак-ва России, т.к. межд. право не явл. отраслью нац права или отраслью нац. зак-ва. Его нормы и институты закрепляются в межд. договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Нац право - право, целиком нах в компетенции одного гос-ва. М/унар. договор, как источник права, показывает мех-м соотношения и взаимодействия м/ун и нац права. Соотн и взаимодействие двух прав. систем объясн единством предмета прав рег, а также едиными представл о справедливости и незаконности, правосудии.

 

48. Прав. обычаи, прав. прецеденты и религ.нормы как ф. права: пон., признаки, хар-ка.

Прав. обычай – санкционированный гос-вом обычай, приобретший в силу этого хар-р юридич. нормы. Юридич. норма Прав.. прецедент – решение судебного или администрат. органа по конкрет. вопросу, приобретшее силу юридич. нормы и ставшее общеобязательным. Виды прецедента: - судебный (реш суда по конкрет. делу, котор. затем становится образцом, обязат. правилом для решения аналогичных дел в будущем); - адм (реш, приним адм органом или администр судом). – кассационный (реш, принятое в рез кассации, т.е. обжалования). Религ нормы. Религ тексты (свящ. книги и сборники, котор. применяются в суд. и иной юрпрактике). В некот гос-вах религ нормы играют важную роль, и приним законы не могут им противоречить. Такое полож вещей хар для теократ гос-в.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"