Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 21:18, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 84 ответа на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"

Вложенные файлы: 1 файл

Шпора ТГП ГОС 1К.doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

 

27. Возникн. и развитие учения о прав. гос-ве. Осн приз. прав. гос-ва. Прав.гос-во – это организация полит.власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод чел-ка и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права гос.власти в целях недопущения злоупотр-й. Сначала человек пытался уяснить и усовершен-ть формы общения с себе подобными, понять суть собственной и чужой свободы и несвободы, добра и зла, справед. и несправ-ти, порядка и хаоса. Постепенно осознавалась необх-ть ограничения своей свободы, формировались стереотипы и общие для данного общества (рода, племени) правила поведения (обычаи, традиции), обеспеченные укладом жизни. Предпосылками учения о прав. гос-ве можно считать идеи о верховенстве закона, о его божественном и справед.содержании, о необх-ти соответствия закона праву. Теории:1.Теологическая-Бог создал гос-во (Аквинский и др.)2.Договорная – гос-во – продукт соглашения м/у людьми(Гоббс, Руссо и др.),3.Патриархальгая –гос-во продукт развития семьи(Аристотель и др.), 4.Органическая т.–Гос-во– специф. разновидность биолог. ораганизма (Спенсер и др.)5.Материалистическая т. – Госво продукт соц-эконом.развития (Маркс, Энгельс, Ленин и др.). Психологич.т.- Гос-во возникло в силу особенностей челов.психики (Петражицкий, Фрейд и др.). Признаки прав.гос-ва:1)верховенство права (в прав.гос-ве высшей юр.силой обладает только закон, кот.подчин.граждане гос-во и гос.органы. Конст-я – осн.закон, другие прав.акты д.соотв-ть закону);2)пр.разделения властей, т.е. сам-е и независимое функционирование 3х ветвей власти: законод. исполн., суд. (данное создание необх-мо для исключ-я произвола власти, для создания противовесов);4)и прав. организация системы гос. власти; 3)приоритет прав и свобод граждан и единство их прав и обяза-ей;5)взаимная отв-ть гос-ва и личности.

 

28. Соц. гос-во: понятие, признаки, функции, типы.

Соц. гос-во – хар-ка, относящаяся к конституционно-прав.у статусу гос-ва, предполагающая конституционное гарантирование экономических и соц. прав и свобод чел-ка и гражданина и соотв-ие обязанности гос-ва. Означает, что гос-во служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные соц. различия. условиями существования соц. гос-ва и его характерными признаками являются: 1. Демократ. организация гос власти. 2. Высокий нравственный уровень граждан 3. Мощный экономический потенциал, 4Прав. развитие гос-ва, наличие у него качеств прав. гос-ва. 6. Ярко выраженная социальная направленность политики гос-ва, что проявл в разработке разнообразных соц. программ и приоритетности их реализации. 10. Закрепление формулы «соц. гос-во» в конституции страны. Говоря о функциях 1. поддержка социально незащищенных категорий населения; 2. охрана труда и здоровья людей; 3. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; 4. сглаживание социального неравенства 5. поощрение благотворительной деят-ти 6. финансирование и поддержка фундам.научных исследований и культ.программ; 7. борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29.Прав. статус личности: понятие, структура, виды

.– это юрид-и закрепленное положение личности в обществе. Прав. статус фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе. Прав. статус есть признанная Конституцией и зак-вом совокупность прав и обязанностей

субъектов, а также полномочий гос-х органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои соц. роли. Именно права и обязанности составляют ядро прав. статуса. В структуру этого понятия входят след элементы: •права и обязанности; •              законные интересы; •правосубъек; •гражданство; •юр. отв-ть; •правовые принципы и т.п. 3 вида: - общим; - специальным; - индивидуальным. Эти виды отражают собой соотн таких философских категорий, как общее, особенное и отдельное. Общий статус – это статус лица как гражданина гос-ва, закрепленный в К. Специальный фиксирует особенности положения определенных категорий граждан Индивидуальный статус – определяется особенностями отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и предст собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

 

30. Понятие и виды прав чел-ка. Соотн понятий «права чел-ка» и «права гражданина».

Права чел-ка – это соц. и юр-кие возможности пользоваться материальными, соц. и др. благами. Права гражданина – это охраняемая законом мера юр-ки возможного поведения. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно гос-вом декларируется и обеспечивается их защита. Одним из общепринятых критериев их классификации явл. сферы жизнедеят-ти общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В соответствии с данным критерием различают: 1) естественные права, гражданские (личные)- Право на жизнь, право на охрану чести и достоинства, неприкосновенность личности и ее жилища, частной жизни, свобода передвижения и выбора места жит-ва, свобода совести, право на национальную принадлежность. 2) политические - свобода мысли, слова, информации, право на объединение, 3) социально – экономические – право частной собст-ти, свободу эк. деят-ти, свобода труда, защита от безработицы, право на жилище, на охрану здоровья и благоприятную окруж. среду, право на образование, на свободу творчества и культурную деят-ть.

 

31. Теории происх-я права.

теория естеств. права (Г.Гроций, Т.Гоббс и др.). Г.Гроций утверждал, что наряду с изменчивым полож. правом, создаваемым волей бога или людей (гос-ом), сущ неизменное естественное право, т.е. то, «что согласно с природой общества разумных существ». Оно не обусловлено ни временем, ни местом, никем не может быть изменено. Человек рождается с естественными неотъемлемы-ми правами –истор. школа права (К.Савиньи). Право- продукт «народного духа», творч.деят-ти целого народа в его единстве. Право стоит в тесной связи со всей остальной культурой народа: его нравами, учреждениями, искусством и т.д. – и развивается вместе с развитием последних. Перемены в одной сфере ведут к переменам в др. Источниками права являются не закон и законодатель, а обычай и наука. -марксистская теория (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин) основывается на правильном матер.подхо-де к этому процессу, но при этом преувеличивается связь права с гос-ом, с экономич.строем, с принуждением и насилием. Утверждалось, что право – ничто без аппарата, способного принудить к исп норм права. -примирительная теория права (Г.Берман) – право возникло не для урегул-я отношений внутри рода, а для упорядочения отношений м/у родами. Сначала м/у враждующими родами возникли договоры о примерении, затем опред. правила, кот-е устанавливали разл.санкции, все это усложнялось, и таким образом возникло право. -регулятивная теория права. Этой теории придерживаются азиатские научные круги. Право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны, прежде всего для урегул-я сельскохоз-го произв-ва.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32. Осн черты норматив., социолог. и философ. подходов к поним права. Г.Кельзен,

1. Теория права должна быть свободна от идеолог-х и оценочных характеристик, т. е. Представлять собой «чистую науку». 2. Право должно быть познано из самого права и только. 3. Независимые от реальной действительности нормы права порождают одна другую в зависимости от своей значимости. Социолог. Е.Эрлих, Ф.Кони и др. 1. Теория подходит к праву не формально-юрид-и, а с пози реальной жизни. 2. право в действ – это не столько сист офиц. норм, сколько факт уклад жизни общества, кот придерживаются его члены. Он охватывает и повседневную практику отправления юстиции. 4. Социол теория права придает прав. значимость интуиции, и др. Философ. подход. В основе лежат идеи понимания права как меры свободы и справедливости и разграничения права и закона. право понимается как опр. гуманные идеи и принципы, мера, масштаб свободы вне зависимости от того, признано оно гос-вом или не признано в качестве закона. В. Д. Зорькин, Мальцев и др. Данный подход направ-лен на поиск «хорошего», «справедливого» права. К достоинствам философского подхода относятся постановка и исследование в юрид-ой науке вопроса о соотношении права и закона, их возможном несоответствии, а также разработка приемлемых критериев такого соответствия – проблема, имеющая большое практич. значение.

 

33. Пон. и признаки права. Классовый и соц. подходы к поним сущности права.

В современной юр науке термин «право» исп в неск подходах. 1) Нормативный: Право – это сист общеобязат формально опред-х норм, исходящих от гос.-ва, им регулируемых, и регулирующих общств отношения. 2) Философский: Право – это совок неотчуждаемых прав чел-ка, принадлеж ему от рождения. 3) Социолог-й подход: Право – это, то что установлено самим обществом, гос-во только наз эти нормы. Признаки права: 1) волевой хар-р .2) общеобязат, 3) нормативность права 4) право принимается, применяется и обеспеч гос. властью; 5) формальная определенность права – закл в том, что нормы права имеют письменную форму,; 6) системность права Сущность права –хар права, кот раскрывает природу и назначение права в обществе. 2 подхода 1) право выражает волю господствующего класса и навязывает эту волю другим классам 2) право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом – мех управления делами общества. Сущность права содержит 2 стороны: - общесоц.(право выражает общую волю населения) и классовую (это воля господствующего класса). Сущность права отождествляется с правопорядком. Сущность права предст собой нормат. форму упорядочения и стабилизации общ отн, охраняемую гос-м принуждением.

 

34. Функции права: понятие и класс-я Функции права – это осн направления прав. воздействия на общств отношения в целях их упорядочения, урегул-я и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма.. Внутр– это способы юр. воздействия на людей и обществ отношения, кот лежат в рамках самого права. Внешн– находятся как бы за пределами самого права и характеризуют право как социальный регулятор. К внешним ф. относят общесоц-е. Среди них выделяют: - культурно – истор – право аккумулирует духовные ценности и достижения мир.культуры; - воспитат – направлена на воспитание правосознания и формирование правомер.поведения; - соц контроля – удерживает от совершения неправомер-х действий; - информ – регулир – информирует о возможности социально значимого поведения. Регулятивная ф. – вытекает из основного назначения права для жизни общества – упорядочить, регулировать общ-ые отношения, устанавливать позитивные правила поведения.. Охранит ф. – направлена на охрану и защиту значимых общ-ых отношений и вытесняет нежелательных данному обществу отношений. Компенсационная ф. – направлена на ограничение некот-х действий лиц, ущемляющих права других. Ограничит ф. – направлена на огранич некоторых действий лиц, ущемляющих права других. Права и свободы м.б. ограничены законом в интересах защиты основ конст. строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов др. лиц и т.д. Восстановит ф. – направлена на восст наруш права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Понятие и виды соц норм. Особ-ти права как регулятора общ отн.

Соц. нормы регул. отнош. м/ду людьми и их коллективами. Они объединены тем, что созд. и развив. на протяж. всей истории человеч-ва, выраж. потребность соц. систем в саморегуляции, входят в структуру обществ. сознания и обусловлены уровнем цивилизац. общ-ва, его потребностями и интересами.Виды: - обычаи; - традиции; - деловые обыкновения); - религиозн. нормы; - политич. нормы; - нормы обществ. объедин.; - моральные; - правовые Особ-ти права как регулятора обществ. отнош. Нормы права, не просто суще и действуют в обществе, а регулируют общ отношения, поведение людей, нормируют жизнь обще¬ства. Действующие нормы делят на 2 большие группы: соц. и технические. Соц. нормы – предст собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их соц. взаимодействия, возник в процессе истор. развития и функц общества. Технические нормы регулируют отношения м/у людьми и внешним миром – природой, техникой. три функции соц. норм. Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют соц. взаимодействие. Оценочная. Соц. нормы выступают в обществе ной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкр. субъектов Трансляционная. Можно сказать, что в соц. нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общест.жизни, созданная поколениями культуры отношений, опыт общест. устройства.

 

36. Объект. и субъект.право: понятия, признаки, соотн.

Объективное право – исходное понятие при рассмотрении и анализе всех прав. явлений. Оно определяет юр возможности и др. субъектов общест. отношений. Как объективное явление объективное право обладает качествами: 1) всеобщности 2) общеобязательность 3) способность определять рамки юр свободы участников общест. отношений; 4) стабилизатора общест. отношений, правопорядка Право предст собой единство объективного и субъективного. Субъект. право – это конкретные права (правомочия), кот принадлежат каждому субъекту в отдельности Субъективные права возникают на основе объективного права, т.е. норм права, закрепленных в законах и др. НПА. Для субъективного права характерны: 1) совокупность наличных прав конкретного субъекта общест. отношений; 2) определение меры возможного и необходимого поведения субъекта;3) возникновение в результате п/о как его содержания; 4) защита и охрана гос-м. М/у субъект и объект правом сущ тесная связь: объектив право служит прочной опорой, фундаментом для появл субъект права, а субъект право есть результат реализ объектив права.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"