Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 21:18, шпаргалка
Работа содержит 84 ответа на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"
49. Правотворчество(П): понятие, призн., виды.
– это деятть гос.органов, осуществл-я в рамках устан-х процесс.процедур, по принятию, изм., отмене НПА. Правотворчество предст собой: монопольную деятть гос-ва; созидательно-интелл. деятть; процесс.деят-ть. Субъетами П. выступают гос.органы, негос.структуры(органы местного самоупр., профсоюзы и т.п. Принципы П.-это основопол.идеи, руководящие начала, исходные положения деят-ти, связанной с принятием, отменой юрид.норм, это ориентир для органов, творящих право. П. деят-ть основана на опр. принципах: - законности демократизма, научности, профессионализма гласности системности, оперативности.Виды прав-ва(П):1)В зав-ти от субъектов: П. народа в процессе проведения референдумов, П.гос.органов, П.отдельных должностных лиц, П.органов местного самоупр-я, П.обществ.организ-й.2)В зав-ти от значимости:Законотворчество, делегированное П., подзаконное П. Стадии: Конституция РФ выделяет 4 стадии з/процесса:1) законод.инициатива; 2) обсуждение законопроекта в ГД и в Совете Федерации; 3) принятие закона; 4) промульгация и вступление закона в юр. силу.
50. Законодат. процесс: понятие, принц., стадии.
Законы принимаются палатами Фед. Собрания в особом порядке, кот реализуется в законод. процессе, представляющем собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законод деятть ФС. Принципы: - законности демократизма научности профессионализма гласности системности стадий: 1) законод инициатива сводится к внесению на рассм Гос Думы законопроекта. 2) предварит. Рассм - Законопроект, подлежащий рассм Гос Думой, направляется ее Советом в соответств комитет палаты, кот назначается ответственным по законопроекту, а в опред случаях назначается комитет-соисполнитель. Одновр законопроект направляется в комитеты, комиссии и депутатские объединения, 3) рассмотрение и принятие законопроектов в Госдуме и Совете Фед - Рассм законопроектов Гос Думой осущ в 3х чтениях, в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка. В случае принятия или одобрения законопроекта в первом чтении Гос Дума в своем пост устанавливает срок представления поправок к законопроекту. Принятый Гос Думой и одобренный Советом Фед федер закон и постан Совета Фед в 5-дн срок со дня принятия постан Председ Совета Ф направл Президенту для подписания и офиц. опубликования.; 4) подписание и обнародование закона Президент РФ, коту направлен фед. закон, в течение 14 дней подписывает его и обнародует.. Офиц.опубл. закона считается первая публикация его полного текста в «Росс. газете» или «Собрании заква РФ»
51. Пон. и состав. Элем. системы права.
Сист права – это внутр.структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотрас-лей и отраслей права. Осн структурные элементы системы прав: - отрасль права. (Нормы, объединённые в отрасль права, регулируют опр. область обществ-х отноше-ний, кот отличается своей спецификой. Нормам, принадлежащим к опр. отрасли права, присуще общее для них своеобразие, кот и явл основой для объединения их в отрасль); подотрасль права (родств. институты одной и той же отрасли права. Например.: конституц гражд, угол право); институт права (обособленная группа юрид-их норм, регулирующих однородные общств отношения и входящих в соответствующую отрасль права.. Элементы Н. п. — гипотеза, диспозиция, санкция. В зависимости от отраслей права различают: адм-о-, гражданско-, уголовно-прав. Н. п., нормы трудового, эколог., м/ународного и других отраслей права).. Черты системы права: - ее первичным элементом выступают нормы права, кот объединяются в более крупные образования – институты, подотрасли, отрасли; - ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство;- она обусловлена социально-эк-ими, полит, нац, религ, культур, истор факторами; - имеет объективный хар-р, ибо зависит от объективно существующих общест-х отн и не может создаваться по чисто субъект. усмотрению людей. Прав. сист и сист права соотносятся как целое и часть.
52. Понятия и соотн матер. и процесс., частного и публ. права.
К частному праву относят те отрасли, кот призваны обеспечить интересы частных лиц (гражд, банковское). К публичному праву относят отрасли гос-в, администр, уголовного права. Частное право состоит из отраслей гр-го, предприним-го, семейного права, а публичное – из отраслей конституционного, адм-ого, финансового, уголовного и др. Мат право - это совокупность норм права, непосредственно регулирующих те или иные общств отношения. Объектом матер. права выступ.: имущ., трудовые, семейные и иные отношения. Процесс право - право, устанавливающее порядок разрешения споров м/у субъектами, порядок привлечения к ответственности лиц совершивших правонарушение, формы и методы защиты прав граждан. Взаимосвязь мат и процесс начал обеспеч. важнейшее свойство права – его системность. Только в сочетании матер. и процесс. право обеспеч. регулятивную роль права, позволяют в необходимых случаях реализов. санкции правов. нормы, иные ее элементы. Процесс.право состоит из гражданско-процесс и уголовно-процесс права.
53. Пон. и признаки отрасли права. Соотн отр. права и отрасли зак-ва. Отраслью права явл совокупность обособленных юрид-их норм и прав. институтов, кот рег опред область общ отн, отлич своеобразием. Специфическим признаком отрасли права явл то обст-во, что данная группа прав. норм способна взаимодействовать с другими отраслями права как элементами единой системы. Важным признаком для выделения отрасли права явл наличие у нее специф. метода прав. регул-я.Соотн отрасли зак-ва и отрасли права Отрасль системы права: группируется по признаку един-ства предмета и метода прав. регул-я общест. отношений. Отрасль зак-ва: комплекс законов и подзаконных нормативны актов, содержащих нормы одной или нескольких отраслей права. Отрасли зак-ва формируются в зависимости только от предмета прав. регул-я и не обладают самостоятельным методом. Они делятся на несколько самостоятельных видов. Во-первых, имеются отрасли, в основном совпадающие с одноименными отраслями права. отрасли зак-ва складываются на базе опред частей крупных отраслей права с добавлением некоторых норм близкого содержания, взятых из других О.п. В систему отраслей зак-ва входят так называемые комплексные отрасли, кот регулируют отношения в той или иной сфере гос деят-ти
54. Предмет и метод прав. регул-я как основания разгран. НП по отраслям права.
Предмет правов. регул-я – это качественно однород. вид обществ. отношений, на котор. воздействуют нормы опре-дел. отрасли права. Предмет реул-я явл. главным, объективным основанием для распредел-я правов. норм по отраслям права. Нормы права регул. разл. по своему содерж. обществ. отнош-я разл. методами (способами). Каждая отрасль имеет свой специфич. метод пра-вов. регул-я. В одних отраслях преоблад. метод властного связывания, в др. – равенства сторон (дозволение), в третьих – запрещ недозвол-х действий (запрет). Отрасли права использ. методы правов. воздействия в разл. сочетании в зависим-ти от хар-ра обществ. отнош. Метод правов. регул-я – это способы воздействия норм отрасли права на определ. вид обществ. отнош., являющийся предметом ее регул-я. Виды метода правов. регул-я: - директивный (императивный) – характерен для властных отнош-ий; - диспозитивный (предоставл. выбор).
55. Понятие и элементы системы зак- Сист зак-ва– это совокупность НПА, в которых объективируются содержательные и структурные хар-ки права. Элементы системы зак-ва (по сферам общ отн): От-раслевое зак-во содержит нормы, регулирующие качественно опред вид общ отн явл предметом одной отрасли права (земельное, семейное зак-во). Внутриотр зак-во сод нормы подотрасли или института права, регулирующих разновидности отраслевых правоотн (авторское в составе гражданского) Комплек зак-во включает нормы нескольких отраслей права, регулирующих различные по своему содержанию общств отношения, составляющие самост сферу общественной деят-ти (хозяйственное, транспортное, военное). (по уровню юрй силы, в зав от органа, гос власти, издавшего НА): Парламентские законы • Нормативные указы главы гос-ва (Президента) • Постановления Прав-ва • НА министерств и ведомств • НА муницип органов власти. Соотн системы права и системы зак-ва. Сист зак-ва – это совокупность НПА, в которых объективируются содержательные и структурные хар-ки права. Сист права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогл норм, институтов, подотраслей и отраслей права.
56. Сист зак-ва: понятие, принципы, виды.
Сист-я зак-ва — это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих закон актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного прим. осн принципы полнота охвата НПА, единообразие терминологии, единство критерия упорядочения НПА, расположение НП материала в опред порядке, обеспеч единства регул-я отношений и полноценности такого регул-я, лежат в основе систтики зак-ва, определяются последней. 3 вида систематизации: Инкорпорация — вид систтизации, в ходе кот действующие НА сводятся воедино без изм их содержания, переработки и редактирования. Результатом инкорпорации явл издание разл. сборников или собраний, кот формируются по тематическому принципу Инкорпорация подразд на: официальную и неофиц. К офиц можно отнести СЗ РФ. К неофициальной отн сборники Н материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, Консолидация – это сведение множества НПА в один укрупненный акт. Новый акт заменяет вошедшие в него акты, поскольку принимается правотвор. органами и имеет собственные реквизиты. Кодификация предполагает переработку норм права по сод и их сист, научно обоснов излож в новом законе Кодиф — это сист работа более высокого уровня, чем инкорпорация, т. к. в ходе кодиф происх кач переработка действ юр. норм, устраняются несогласов, дублир
57. Правовые семьи: пон. и виды. Прав.семья – это группа прав. систем, объективных сходными условиями исторического развития и поэтому имеющих существенные «общие особенности», отличающие их от других прав. семей. Наиболее распространенное в наст. время получила класс-я, построенная на основе 3-х главных критериев: особенности исторического развития прав. систем; источники права; структура права. Соответственно выделяют 9 прав. семей: романо-германская; семья общего права (англосаксонская); славянская; латиноамериканская; скандинавская; мусульманская; индусское право; семя обычного (традиционного) права; дальневосточная; социалистическая. Каждая из названных прав. семей отличается своеобразием и в то же время общими чертами. Прав. сист - совокупн источников права и юрисдикционных органов конкретного гос-ва (а иногда и его обособленной части). В более широком смысле включает также ряд других компонентов - прав. культуру, прав. идеологию, прав. науку, иные, в т.ч. негос правовые институты (адвокатура, нотариат, юрид-ие фирмы, профессиональные сообщества юристов). Следует различать понятия "П.с." и "сист права";
58. Осн черты романо-германской прав. семьи.
Сложилась на основе рецепции (восприятия, заимствования) римского права в 12-16 вв. и получила распространение в континентальное Европе. (Германия, Франция, Россия, Испания, Польша и др.) Особенности: 1) осн источником права служит – НПА (закон); 2) единая иерархарическая сист источников права; 3) сист признает деяние на публичное и частное право, а также на отрасли права; 4) зак-во носит кодифицированный хар-р; 5) сходство основных понятий и категорий; 6) единая сист прав. принципов; 7) в законодательстве ведущая роль принадлежит К., обладающей высшим юр-ким авторитетом. Сущ и сист кодексов, например, гр-кий, уг-ый, процессуальный. Среди источников права отводится подзаконным актам, обычаям, судеб. практики.
59. Осн черты англосаксонской прав. семьи.
Главный источник – судебный прецедент, т.е. норма, сформулированная судьями в процессе рассмотрения дела (главные творцы права – судьи). (Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия) Особенности: 1) своеобразное поним норм права – они не отделены от судебного решения, поэтому носят казуистический хар-р. Создавать прецеденты вправе ВС Англии, состоящий из Высокого суда, Суда короны и Апелляционного суда. Также прецеденты может создавать палата лордов, выполняющая и судебные функции. 2) специфика структуры права: ей не известно деление на частное и публичное, а отрасли права не выражены четко. В структуре английского права выд: 1) прецедентное право; 2) право справедливости 3) статусное права (это право парламентарного происхождения). 3) Придание важного значения формам судопроизводства, процессуальным нормам, источникам доказательств; 4) большая автономия суд. власти по отн к другим ветвям власти (отсутствие прокуратуры и адм-ой юстиции); 5) некодифицир хар-р зак-ва.
60. Осн черты мусульманской прав. семьи. отличается сложностью, большим своеобразием, необычностью источников, структуры, терминов и т.д. и включает в себя не только юр. нормы, но и религиозные, нравственные регуляторы, обычаи. (Ирак, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Ливан, Судан). Особенности: 1)Норма права воспринимается как правило, адресованное всем мусульманам Аллахом, кот открыл его человеку через пророка
Мухаммеда. Оно не подлежит изменению, но нуждается в разъяснении и толковании для практического использования. Нормы МП предст собой обязанность, долг совершать те или иные поступки. МП определяет мотивы, кот мусульманин должен знать: посты, милостыни, паломничества. 2)Выделяют 4 гл. источника МП: 1) Коран – священная книга мусульман; 2) Сунна – сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий; 3) Иджма
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"