Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 21:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 150 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

Т Г П ответы.docx

— 251.78 Кб (Скачать файл)

 

20.   Характеристика основных теорий происхождения права (теологическая, естественная, историческая, классовая).

1)теологическая  – в основу теологического  учения положен тезис о том что существует высший божественный закон, который составляет основу действующего права. 2)естественная – сторонники этой теории убеждены что кроме устанавливаемого государством права существуют и естественные права присущие человеку от рождения. 3) историческая - Согласно взглядам сторонников исторической школы право не создается законодателями, оно появляется самопроизвольно в результате развития народного духа. 4) классовая – суть в том что право явилось на смену обычаям

1. Теологическая (государство результат божественной воли) (Тертуллиан, Аврелий Августин).  Исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего Божью волю и высший разум явления, но и не отрицает наличие в праве природных и человеческих начал.

Теологическая теория происхождения госу¬дарства изложена Фомой Аквин¬ским в трактате «О правлении государей». Он перенял положение из учения Аристотеля о том, что человек по своей природе является «животным общи¬тельным и политическим», т.е. стремле¬ние человека к созданию государства вполне соответствует его природе, так как индивид в одиночку не может удовлетворять собственные потребности . Государство появляется вследст¬вие изначального стремления человека к объединению и удовлетворению своих потребностей сообща

2.  Договорная (в основе создания государства лежит общественный договор, люди для обеспечения естественных прав соглашаются создать государство. Если договор заключается между уже правящими и остальной частью населения, то это договор подчинения; если между населением, то – договор объединения. Эта теория предполагает социальное предназначение государства).

Отдельные положения этой теории разви¬вались еще в V-IV вв. до н.э. софистами Древней Греции. «Люди, собравшиеся здесь! - обращался к своим собеседникам один из них (Гиппий 460 - 400 гг. до н. э.) - Я считаю, что вы все тут родственники, свой¬ственники и сограждане по природе, а не по закону: ведь подобное родст¬венно подобному по природе. За¬кон же, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе» По этой теории до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному: свобода и ра¬венство всех членов общества

3 историческая . утверждали, что право появляется самопроизвольно в результате исторического выражения народного духа. Оно не создается законодателем, который всего лишь фиксирует состояние народного духа. Право исторически возникает, растет и умирает вместе с данным народом, аналогично развитию народных нравов, обычаев, языка.  Государство, по мнению Савиньи, представляет собой "естественное целое, телесное выражение духовной общности народа, органическое проявление народа, продукт закономерного исторического развития"

4 классовая . Марксистское учение о государстве и праве содержит следующие основные положения:

1) Государство и право - всегда классовые  по своей сущности явления, а  потому имеются только в классовом  обществе.

2) Они возникают с делением общества  на классы как объективно необходимый  результат их борьбы и общественного  разделения труда. Развитие государства  и права обусловливается, в конечном  счете, производственными отношениями: государство и право, обладая  относительной самостоятельностью, оказывает обратное воздействие на все сферы общества. 

Государство и право - орудия классового господства, они осуществляют, поддерживают, охраняют всю систему этого господства. Представляя волю и интересы господствующих классов, государство и право в своих функциях аккумулируют, формируют и реализуют главным образом волю и интересы этих классов. Изменение государства и права не меняет их сущности. Со сменой типов классового общества меняется тип государства и права. С исчезновением классов в рамках коммунистической формации государство и право отмирают. Следует заметить, что только последнее обстоятельство не нашло своего исторического подтверждения, возможно, в силу того, что до настоящего времени после своего возникновения классы не исчезали ни в одном обществе ни одной страны в мире.

 

           21.   Плюрализм в понимании и определении государства. Признаки государства

В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед П. Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство. «Под именем государства,— писал Г. Ф. Шершеневич,— понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти

Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение» Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но пожалуй, самое конфронта-ционное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство— это _ есть машина для поддержания господства одного класса над другим

эти определения подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.

В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следующая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

Признаки государства: 1)наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязано обладать аппаратом управления, принуждения). 2) система налогов займов (необходимые для содержания гос аппарата, людей не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью). 3) территориальное деление население (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени). 4) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимо в международных отношениях). 5) право (государство без права не существует, так как право юридически оформляет гос власть и делает её легитимной).

 

 

22.   Классовое и общечеловеческое в сущности государства

Классовая сущность государства

Единственной теорией раскрывшей классовую сущность государства является марксистская. Подходя к изучению закономерностей, определивших неизбежность развитиягосударства на определенном этапе развития общества, марксистская доктрина связывает существование государства с классовым обществом и на этой основе указывает на то реальное место, которое занимает государство среди иных явлений общественной жизни, и на ту роль, которую оно играет в развитии общества. Научный подход к государству как явлению, исторически существующему и развевающемуся, и как явлению представляющему собой орудие политического господства в классовом обществе, есть металогический принцип, характеризующий марксистко-ленинскую теорию государства. Марксистская доктрина выдвигает внутренний объективный закон существования государства. Этот закон определяет государство как машину поддержания господства одного класса над другим.

В марксисткой доктрине высказано, что государство представляет собой не всякую вообще форму социально управляемой организации, а форму существования классового общества, орган классового господства.

Марксистская доктрина из всех факторов влияющих на процесс возникновения и развития государственности выделяет материально-экономический, а также классово политический, являющийся выражением первого.

Из этой доктрины вытекает что, возникновение государства всегда связано с изменением характера власти, осуществляемой в отличие от власти первобытного общества, в интересах, прежде всего привилегированной части общества. Например, феодальное государство выступало как орган политической власти, прежде всего феодалов, а также других богатых сословий.

Из вышеизложенного вытекает, что вместе с экономической властью приходит и политическая. Следовательно, государства были, прежде всего, политической организацией собственников основных средств производства. Классовый подход в рассмотрении сущности государства позволяет обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия

Общечеловеческая сущность государства

Установление классового характера государственной власти на определенных этапах развития государства не исчерпывает проблемы его сущности, а использование только классового подхода ограничивает возможности научного познания государства и политической власти. Поэтому другой подход, который заключается в рассмотрении сущностигосударства исходя из общечеловеческих, общесоциальных его задач, более широко раскрывает сущность государства.

Общечеловеческие ценности в государстве были сформулированы гуманистами 16- 18 вв. Они сыграли огромную роль в крушении феодализма и сохраняют свой демократический потенциал в наше время. Многие теперь зафиксированы в основополагающих документах международного и внутригосударственного права. Современные условия развития общества требуют реализации принципов «свободы, равенства и братства», демократии, справедливости и т.д. актуальны во всех странах. Из-за сформировавшихся новых условий требуется новое прочтение прежних, довольно абстрактных постулатов, их уточнения, наполнение новым содержанием. То есть государство движется к социальной демократии, социально политической справедливости, сочетанию индивидуальных прав человека с общественными потребностями и коллективными правами различных общностей людей.

Из этого вытекает что государство, представляющее собой преимущественно орудие социального компромисса, соответствует по уровню развития демократии характеризующимся идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделению властей, их легитимностью, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием высокого авторитетного и независимого суда и т. д.

 

 

23.   Типология государств в формационном подходе

Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы

Формационный подход имеет следующие достоинства:

  1. продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;
  2. возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.

Недостатки:

  1. односторонность;
  2. не учитываются духовные факторы.

 

человеческого общества на три больших периода (макроформации): первичный (архаичный), вторичный (экономический) и третичный (коммунистический), получившие название общественных («Gesell-schaftformation», «formation de la societe»), которые применяются для обозначения глобальных исторических эпох.

Под первичной (архаичной) и третичной (коммунистической) общественными формациями К. Маркс понимал общества, в которых отсутствуют отношения эксплуатации. Под определение первого попадает и община в том ее виде, в каком она существовала в азиатских обществах.

от первичной формации ко вторичной явилась эксплуатация, но не человека человеком, а касты кастой, полностью же этот переход был закончен тогда, когда кристаллизовалась эксплуатация человека человеком, то есть тогда, когда община была разрушена, распространилось производство, ориентированное на обмен, возникло обращение товаров, появились закон стоимости и другие экономические закономерности. Таким образом, имеются все основания считать период, сменивший эпоху господства личных форм зависимости, формацией именно экономической»[1].

Таким образом, первичная и коммунистическая формации могут быть охарактеризованы как общественные, но не имеющие характеристики «экономическая».

есть элемент экономической общественной формации, в рамках которой выделяются соответствующие исторические периоды, расположенные внутри нее, так называемые: азиатский, античный, феодальный, буржуазный способы производства

При формационном подходе в основу деления истории социального развития положена идея естественно-исторического процесса смены одной общественной формации другой. Первичная (архаичная) общественная формация заменяется вторичной (экономической), охватывающей ряд обществ, с присущими ей способами производства, уступающей затем место третичной (коммунистической), которая характеризуется воспроизведением основных черт общинной организации на качественно новом уровне и является более высоким типом архаической общественной формации[4].

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"