Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 21:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 150 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

Т Г П ответы.docx

— 251.78 Кб (Скачать файл)

Таким образом, каждая последующая общественная формация логически и исторически вытекает из предыдущей.

 

 

24.   Цивилизационный подход к типологии государств и его трактовки

 

Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы.

Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства.

.

Подходы к типологии государств:

  1. формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;
  2. цивилизационный подход.

В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях:

  1. современных и древних;
  2. западных, восточных, православных и др.

В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.

С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др.

Положительные черты цивилизационного подхода:

  1. выделение духовных, культурных факторов;
  2. более четкая типология государств.

Недостатки:

  1. низкая оценка социально-экономического фактора;
  2. преобладание типологии общества над типологией государства

 

 

 

25.   Государственная власть в системе властных институтов общества

Гос-ая власть возникает одновременно с Г и является его неотъемлемым атрибутом. Гос-ая власть √ это политическое руководство обществом осуществляемое при помощи органов Г и др. гос-ых учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо соц-ых групп. Важным признаком гос  власти  является  то,  что  гос власть это социальная публичная власть √ важнейшая разновидность социальной власти. Будучи разновидностью  социальной власти, гос власть обладает всеми признаками последней (социальная власть как неотьемлемый и необходимый элемент человеческого общества. Она придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Соц власть √ это систематизирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общ-е отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и конторолируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Таким образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности, властвующего субъекта √ рода, группы, класса, народа √ подчинять своей воле подвластных людей используя различные методы, в т.ч. метод принуждения). Гос власть имеет немало качественных особенностей, важнейшая особенность гос власти заключена в политической и классовой природе. В научной лит-ре термины ''гос власть'' и ''политическая власть'' отождествляются. Гос власть всегда является политической и содержит элемент классовости.

 

 

26.   Легализация и легитимация государственной власти

Легальность – юридическое обоснование власти, её соответствие правовым нормам. Легализация государственной власти — это юридическое провозглашение и закрепление правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности. Вопервых, законным должно быть ее происхождение. Узурпация, захват государственной власти, ее присвоение незаконны. Вовторых, законной должна быть организация власти. В современном государстве она устанавливается конституцией, другими законами и не может осуществляться без непосредственного участия народа (выборов, референдума и др.), без представительных органов, парламентов и т.д. Втретьих, законной должна быть сфера полномочий государственной власти, круг отношений, который государственная власть вправе и может регулировать. Ее вмешательство, как говорилось, не безгранично, она не вправе ограничивать частную жизнь граждан. Наконец, законными должны быть формы и методы осуществления власти, деятельности государственной власти. Они должны основываться на применении норм права с учетом общечеловеческих ценностей. Массовый террор, преследование инакомыслящих и т.д. лишают государственную власть подлинной легальности.

В обычных условиях легализация государственной власти осуществляется прежде всего конституциями, принятыми демократическим путем (на референдуме, учредительным (конституционным) собранием и др.).

 – принятие власти населением страны, признание её права управлять соц процессами, готовность ей подчиняться. Легитимация государственной власти находит свое выражение в поддержке этой власти населением, о чем могут свидетельствовать результаты голосования на выборах президента, парламента, итоги референдума, массовые демонстрации в поддержку правительства, которому, например, угрожают силы реакции, одобрение проектов решений, предлагаемых органами государственной власти на общегосударственных или местных обсуждениях. уществует несколько форм легитимации государственной власти. Принято различать основные из них — традиционную, харизматическую и рациональную легитимацию.

Традиционная легитимация связана с обычаями, иногда с особой ролью религии, с личной, племенной, сословной зависимостью. Харизматическая легитимация (харизма — от греч. charisma — божественный дар, божественная милость) обусловлена особыми качествами выдающихся личностей. Рациональная легитимация основана на разуме: население поддерживает или отвергает государственную власть, руководствуясь собственной оценкой этой власти

 

 

27.   Законодательная власть, ее первичный и представительный характер

Законодательная власть – это делегированная  народом своим представителям гос власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а так же наблюдения и контроля за исполнительной властью. Сосредоточена в одном гос органе – ПАРЛАМЕНТЕ. Принадлежит Федеральному собранию. Первичный, непосредственный характер законодательной власти связан с особым порядком формирования органов законодательной власти в ходе осуществления прямой демократии через выборы. Законодательная власть носит представительный характер, а потому называется еще представительной. Именно на основе выборов граждане передают своим депутатам «мандат», т. е. право представлять их интересы и осуществлять государственную власть. И только в этом смысле можно условно говорить о первичности парламента и других представительных органов в аппарате государства, их моральном приоритете и верховенстве

 

 

28.   Исполнительная власть, ее вторичный и подзаконный характер

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права. В отличие от законодательной власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная (административная) власть имеет по своей сути вторичный, производный характер. Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона. Отсюда их название - исполнительные.

Исполнительная власть приналежит президенту и правительству

 

 

 

29.   Судебная власть, ее независимый и третейский характер

 

судебная власть - это определенная отрасль государственной деятельности, совокупность функций, решаемых государством в области разрешения правовых конфликтов.

Таким образом, предназначение судебной власти - разрешать различные правовые конфликты между членами общества, между человеком и государством. Судебная власть не только самостоятельна, но и независима от других ветвей государственной власти, а также от общественной власти и от местного самоуправления как форм публичной власти народа в Российской Федерации. Независимая и самостоятельная ветвь государственной власти, которая на основе права разрешает социальные конфликты, следит за соответствием нормативных и правоприменительных актов Конституции РФ и законам, а также устанавливает юридически значимые факты. Основной формой реализации судебной власти являются все разновидности правосудия

 

 

30.   Функции государства: понятие, содержание и классификация

 

Функции гос-ва – основные направления деятельности государства в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и соц значение. Классификация: 1) по соц значимости: -основные(наиболее общие важнейшие нпрвления деятельности государства по осущ коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в опред исторический период), -неосновные(выполнение задач в более узкой, конкретной сфере). 2) по продолжительности : -постоянные, -временные. 3)по сфере гос деятельности: -внутренние(это основные направления деятельности госудрств по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.экономическая, соц, экологическая, правоохранительня) –внешние(это основные направления деятельности государства по  выполнению стоящих перед ним внешних задач. Функция обороны страны,поддержания мирового порядка, сотрудничество с др государствами

функции государств эксплуататорских типов имеют существенные общие черты:

  1. ведущее значение функции прямого подавления эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства населения. Различия касаются приемов, масштабов, конкретных целей подавления и классов, в отношении которых оно осуществляется;
  2. охрана частной собственности на орудия и средства производства; различия вытекают из особенностей самих форм частной собственности;
  3. обеспечение лишь внешних условий существующих отношений эксплуатации, ограниченное вмешательство государства в экономику.

Функции государства демократического типа противоположны в своем содержании функциям эксплуататорских государств:

  1. второстепенное значение функции прямого подавления; оно осуществляется большинством населения в отношении свергнутого эксплуататорского меньшинства и постепенно утрачивает свое значение, хотя рецидивы могут быть;
  2. охрана всех существующих различных форм собственности на средства производства;
  3. ведущее значение организаторских функций, неизвестных эксплуататорским государствам;
  4. целенаправленность функций на решение задач демократического строительства.

 

 

 

31.   Характеристика основных внутренних функций Российского государства

Внутренние функции это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач. К внутренним функциям можно отнести: 1)функция охраны прав и свобод человека и гражданина, беспечение правопорядка(деятельность государства направленная на защиту интересов личности и общества)). 2)экономическая функция (важный вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах гос управления экономическими отношениями) 3)функция налогообложения (налоги- главный метод новой системы управления, универсальный регулятор, который используется не только в экономической сфере, но и в соц, юридической и др). 4)функция соц защиты (т.е. обеспечение нормальных условий жизни для тех граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться). 5) экологическая функция (с помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования берет на себя обязанности перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания). 6)культурная функция (разносторонняя гос поддержка развития культуры, литературы, театры, кино и т.д.

 

 

32.   Характеристика основных внешних функций Российского государства

Внешние функции – это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. К внешним функциям относят: 1) функция обороны страны (т.е. поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности). 2) функция поддержания мирового порядка (деятельность государства по предотвращению войны, разоружению и т.д., участию в регулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов). 3) функция сотрудничества с другими государствами (разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие экономических, политических, культурных, и др отношений

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"