Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 15:59, шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТГП. МЕСТО ТГП В СИСТЕМЕ ЮРИД. НАУКИ И ПРАКТИКИ
Предмет изучения ТГП составляют основные общие закономерности существования и развития гос-но-правовых явлений, т.е. изучение наиболее общих закономерностей функционирования гос-ва и права, формулирует понятия, категории, конструкции и модели отдельных юридических явлений.
-смешанные, (полупрезидентские, полупарламентские) харак-ой чертой является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой гос-ва здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава гос-ва, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
В РФ смешанная республика
Для смешанной респ-ки характерны черты президентской и парламентской респ-к (Россия).
58. ФОРМА ГОС-НОГО УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ. ФОРМА ГОС-НОГО УСТРОЙСТВА В РФ
Форма гос. устройства — это внутренняя национально-тер-ная организация гос. власти, деление тер-рии гос-ва на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между гос-вом и его составными частями.
1. Унитарное гос-во - простое, единое гос-во, части которого
являются административно-
Особенности:
1.Структурными
единицами явл-ся районы, города,
края, области и др. административно-
2. Сущ-вание единой и единственной для всей страны системы высших представительных, исполнительных, судебных и контрольно-надзорных органов.
3. Единая тер-рия, единая Конст-ция, единая система права, единое гражд-во, единая судеб. система, единые ВС.
2. Федерация - сложное (союзное) гос-во, состоящее из гос. образ-ий, обладающих юр. определенной полит. самостоятельностью.
Особенности:
1. состоит
из разл-х гос-ых образ-ий (респ-ки,
штаты, провинции, земли, кантоны). Данные
образ-ия являются субъектами
федерации и им. свое собственное
административно-
2. существуют 2 системы высших органов гос. власти: федеральные органы и соотв.органы субъектов федерации. Федеральные органы осущ-ют свои полномочия и функции на всей тер-рии страны, органы субъектов — на своей тер-рии. Разграничение предметов ведения и полномочий центра и субъектов осущ-ся путем их закрепления в Конституции либо в Федеративном договоре.
3. тер-рия федерации состоит из тер-рий образующих ее субъектов.
4. наличие в субъектах федерации своей конституции (конституционного устава).
5.наличие, как правило, двухпалатного федерального парламента.
6. федерации м. строиться по 3 признакам: национальному, национально-территориальному, территориальному.
3. Конфедерация — союз полностью суверенных гос-в, создаваемый на основе договора для достижения опред. целей (военных, внешнеполит, эконом.).
Признаки:
1) Образуется на основе договора;
2) Добровольное участие в союзе;
3) Отсутствует единое граж-во и фин. сис-ма;
4) Отсутствует единая правовая база.
59. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ И РАЗНОВИДНОСТИ
Политический (гос-но-правовой) режим — это сов-сть приемов, способов и методов, с пом. к-рых осущ-ся гос. власть. Делятся на: демократические и недемократические.
1. Демократическому полит. режиму присущи: наличие в гос-ве демократии, т.е. власть, которая основана на:
- признании народа в качестве источника власти;
- выборность и сменяемость высших органов гос. власти, их подотчетность избирателям;
- разделение гос. власти на законодательную, исполнительную и судебную;
- конституционное
признание, закрепление и реальное
гарантирование основных
- защищенность
личности от произвола и
-существование ряда полит., в т.ч. оппозиционных, партий;
-невмешат-тво гос-ва в частную жизнь гр-н;
- гласность в Де гос-ва.
2. В зав-сти от степ. ограничения демократии антидемократ. режимы подразд. на: авторитарные, тоталитарные.
Авторитарный режим хар-ется нарушением принципа разделения властей, ограничением роли выборных гос. органов и усилением роли исполнит. органов, концентрацией огромных властных полномочий в руках главы гос-ва или прав-ва, сведением роли парламента и др. органов гос. власти до положения сугубо формальных институтов и как следствие — незаконным ограничением прав и свобод гр-н, возможностью запрещения полит. партий и других организаций.
Тоталитарный режим отличается полным (тотальным) контролем гос-ва над всеми сферами жизни общества, огосударствлением обществ. организаций, вмешательством гос-ва в частную жизнь гр-н, господством одной полит.партии или движения, запрещением или существенным ограничением Де оппозиционных партий, наличием одной «официальной» идеологии, преследованием за инакомыслие, значительным ограничением прав, свобод и законных интересов личности.
60. ФУНКЦИИ ГОС-ВА
ПОНЯТИЯ И ОСНОВАНИЯ
Функции гос-ва - это основные направления Де гос-ва по решению стоящих перед ним задач.
Виды функций гос-ва:
1) по характеру гос. воздействия на общественные отношения:
2) по важности для общества - основные и неосновные (подфункции) (н-р, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта);
3) по времени действия - постоянные и временные (например, развитие культуры и ликвидация безпризорности);
4) по степени отражения интересов различных групп населения - ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые) (н-р, создание условий для повышения уровня жизни крестьянства и охрана окружающей среды);
5) по объектам воздействия (по сфере Де) - внутренние и внешние (охрана здоровья населения и международное сотрудничество).
Формы осуществления ф-ций гос-ва
Выделяют правовые и организационные формы.
Правовые формы - однородная Де органов гос-ва, связанная с принятием правовых актов и влекущая юр. последствия. К правовым формам относят Де:
К организационным формам относят Де:
Методы осуществления функций гос-ва - это способы и приемы, с помощью которых органы гос-ва реализуют его функции (убеждение и принуждение, поощрение и наказание и т. д.
61. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОС-ВА
Функции гос-ва - это основные направления Де гос-ва по решению стоящих перед ним задач.
1. Внутренние фун-ии - это основные направления Де гос-ва по выполнению стоящих перед ним внутр. задач.
– экономическая, закл. в интенсивном развитии экономики страны, улучш. благосостояния населения; также выражается в формировании гос. бюджета, составления эк. развития страны, научных исслед-й…
– социальная - обеспеч-ие соц. защищенности личности, распределение соц. благ для обеспеч-я норм. уровня жизни;
– ф-я фин. контроля, выражается в выд. и учете гос-вом доходов производителей, что позволяет гос-ву накапливать опред. средства с целью исп-я в интересах общества;
– охрана правопорядка, направлена на обеспеч-е точного и полного осущ-я законодательных предписаний, возлагается на правоохранит. органы;
– эколог. закл-ся в рац. исп-ии природ. ресурсов и охране окруж. среды;
– полит. выраж-ся в обеспеч. народовластия и гос. суверенитета;
– идеологическая - пропаганда опр-х идей и ценностей с помощью СМИ, воспит-ем в духе офиц. идеологии подраст. поколению.
2. Внешние функции - это основные направления Де гос-ва по выполнению стоящих перед ним внешних задач.
1.Функция обороны страны (базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям национальной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам РФ вооруженных конфликтов.(ст. 59 К РФ “Защита Отечества является долгом и обязанностью гр-на РФ. Гр-н несет военную службу в соответствии с ФЗ”).
2.Функция поддержания мирового порядка (это Де РФ по предотвращению войны, разоружению, сокращению хим.и ядерного оружия, участию в урегулировании межнацион. и межгос.х конфликтов.
3.Сотрудничества с другими странами (дипломатическая Де). Эта функция выражает интересы всех гос-в. На этой основе создаются различные организации, Де которых направлена на улучшение эконом., полит. и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор)
4.Борьба с международной преступностью. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - наиболее опасные виды международных преступлений.
Ни одно гос-во не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий гос-в по борьбе с международной преступностью.
Конкретными действиями гос-в в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями. Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ.
5.Участие в международной охране окружающей среды. Данный ? постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в гос-ве.
Сущ-ют и неосновые ф-ии, как почтовое дело, статистика, орг-я выборов, работы транспорта и т.д.
62. ПОНЯТИЕ ГОС-ВЕННОГО АППАРАТА (МЕХАНИЗМА). ВИДЫ ГОС-НЫХ ОРГАНОВ В РФ
Механизм гос-ва – это сис-ма гос. органов, учреждений, осущ-щих практ. работу по реал-ции охранит. и регулятив. функции гос-ва
Осн. прав. формы Де мех-ма гос-ва:
1) Правотворческая Де – форма Де компетент. органов гос-ва, в ходе к-рой устан-ся нормы права посредством издания или отмены прав. актов
2) Правоисполнительная – закл. в реал-ции треб-й прав. норм, в ходе к-рой компетент. гос. органы организ-ют и контролируют соблюдение юр. норм
3) Правоохранительная Де – осущ-ся с целью охраны и защиты права спец. уполномоченными органами путем применения юр. мер воздейстия к правонар-лям.
Осн. эл-т мех-ма гос-ва – Гос. орган – составная часть мех-ма гос-ва, к-рая им. собств. стр-ру, опред. законом, полномочия по управ-нию конкр. сферой обществ. жизни и тесно взаимодействует с др. эл-тами гос. мех-ма
Виды:
1. По форме реализации гос. Де:
-представительные;
-исполнительно-
-судебные;
-прокурорские
- иные контрольно-надзорные органы.
2. По принципу разделения властей на:
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"