Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 15:59, шпаргалка

Краткое описание

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТГП. МЕСТО ТГП В СИСТЕМЕ ЮРИД. НАУКИ И ПРАКТИКИ

Предмет изучения ТГП составляют основные общие закономерности существования и развития гос-но-правовых явлений, т.е. изучение наиболее общих закономерностей функционирования гос-ва и права, формулирует понятия, категории, конструкции и модели отдельных юридических явлений.

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП (64 вопроса).docx

— 247.70 Кб (Скачать файл)

 

32.РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА  И ЕЁ ВИДЫ

 

Реализация прав. норм – это фактич. осущ-ние их предписаний в поведении субъекта.

 

В зав-сти от поведения субъекта, сущ-ют 4 формы реал-ции права:

 

– Дозволение – управомочивающие нормы – использование;

– Запрещение – запрещающие нормы – соблюдение;

– Обязывание – обязывающие нормы – исполнение.

 

  1. соблюдение запретов (субъект строго следует установленным запретам (не убивать, не похищать).
  2. использование обяз-тей (субъект исп-ет возможности, предоставляемые ему нормой права, т.е. осущ-ет свои права (передача своей собств-ти в залог, осущ-ние труд. Де)
  3. использование субъект. права – это форма реал-ции права, при к-рой уч-ки правоотн-й удовлетворяют свои интересы путем юр. действий (субъект совершает активные действия для исполнения возложенной на него юр. обязанности (уплата страховых взносов).

Характ. чертой всех 3-х форм явл-ся то, что они м. осущ-ся самими уч-ками дан.отн-й

  1. применение права - это властно-организующая Де компетентных органов и лиц, обеспечивающих в конкретных жизн. случаях реал-цию правовых норм. Осущ-ся в тех случаях, когда соблюдение, исполнение и использование права недостаточно для полной реализации правовых норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных гос. органов (при назначении пенсии, при выдаче паспорта, при определении меры наказания)

 

 

 

33.ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА КАК ОСОБАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПРАВИЛЬНОМУ ПРИМЕНЕНИЮ ПРАВА

 

Применение права — разрешение конкрет. юр. дела компетент. гос. органами путем принятия соотв. индив. акта.

 

В отличие от др. форм реал-ции права, акты применения имеют свои отличит. особ-ти:

  1. осуществляется компетентными или уполномоченными долж. лицами (суд, муниципалитет, Прав-во);
  2. носит властный хар-р (компетент. орган следит за исполнением обяз-й);
  3. состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью;
  4. носит процессуально-процедурный характер;
  5. имеет под собой соответствующие юридические основания;
  6. является разовым и индивидуально-определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов;
  7. направлено на урегулирование конкретных ситуаций.
  8. связано с вынесением правоприм-ых актов, т.е. завершается вынесением индив. юр. решения

 

Путем применения права гос-во в своей Де осущ-ет 2 основные функции:

а) организационная (организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивид. актов)

б) охранительная (охрану и защиту права от нарушения)

цель-упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного хар-ра.

 

Необходимость в применении правовых норм возникает при обстоятельствах, когда:

1) совершается  правонар-е и требуется применить санкцию к нарушителю, привлечь его к отв-сти;

2) нет  добров. исполнения обязательств (возврата долга, уплаты штрафа, налога, соблюдения усл-й договора);

3) появляется  препятствие на пути реализации  субъектом своего права (Н-р, гр-н получил ордер на кв-ру, но занять ее не может, т.к. она самоуправно занята другим).

4) спор  о праве и стороны не могут  сами найти соглас-ое решение, уладить конфликт (раздел имущ. домовлад-я; спор о детях, наследстве и т.д.);

5) юр-ки значимые действия, к-рые в силу особой важности должны пройти контроль со стороны гос-ва с целью проверки их правильности, законности, достоверности (сделки по купле-продаже недвижимости, регистр. нотариусом завещания, заверение копий документов);

6) опред. права и обязанности, соотв. им правоотношения не м. возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должн.лицом содействующего правоприменительного акта (представление гр-на к награде, назначение пенсии, вступление в должность, переход на др. работу);

7) по  закону необходимо официально  установить (нередко через суд) наличие  или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (например, признание  лица безвестно отсутствующим  либо умершим; нахождение на воинской  службе, в родстве, в браке; приобретение  или утрату гражданства).

 

Осн. требования к применению права:

  • законность
  • обоснованность
    • д.б. выявлены все обст-ва
    • обст-ва д.б. достоверными
    • все сомнения и противоречия д.б. устранены
  • целесообразность
  • справедливость (учит-ся мнение населения)

 

 

34. СТАДИИ ПРОЦЕССА  ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА.

 

Применение норм права достаточно сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий.

1. установление и анализ факт. обстоятельств дела

Изучение доказательной базы с т.зр.: относимости, допустимости, полноты (все доказ-ва) .

Определение круга факторов, необх-х для решения дела, затем идет собирание и процесс. закрепление добытых факторов, установление достоверности и достаточности, наличие, отсутствие. Устан-е факт. обст-ва дела осущ-ся с помощью доказательств путем доказывания. Особ-сти доказывания связаны с презумпцией и бременем доказывания.

Презумпция – это предположение о фактах. В уг. процессе имеет место презумпция невиновности, т.е. лицо д. признаваться невиновным, пока его вина не будет доказана.

Бремя доказывания – это обязанность предоставления и обоснование доказ-в. В уг. судопр-ве это бремя возложено на гос. обвинителя, т.е. прокурора.

По гражд. делам - презумпция виновности и бремя доказывания ложится на сами стороны.

2. Выбор  нормы права, подлежащей применению к дан. факт. обст-вам

Дается юр. квалификация всем обст-вам дела иопред-ся к каким прав. нормам относится дан. случай

 

3. Проверка подлинности текста нормы, ее законности, действия во времени, в простр-ве и по кругу лиц

Устан-ся подлинность текста выбранной нормы. Текст д.б. из последней редакции офиц. ист-ка со всеми изм. и доп. Проверяется законно ли издание этого акта и соот-ет ли он предписаниям актов вышестоящих органов.

Такой проверке подвергаются акты Министерств, ведомств, местных органов власти. Проверка выбранной нормы с т.зр. ее действия во времени, пространстве и по кругу лиц означает:

– действует ли дан. норма в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкрет. случай,

– действует ли она на той тер-рии, где этот случай должен быть разрешен,

– распр-ся ли ее дейст-е на лиц, к-рые д.б. уч-ками возникшего п/отн-я. Если обнаруж-ся, что один и тот же ? регул-ет 2 или более дейст-х норм, не совп-х или даже противор. друг другу, это наз-ся коллизия норм.

Способы разреш-я коллизии:

– если н-мы исходят от разных органов, то примен-ся нормя, исх-ая от вышестоящ. органа,

– если н-мы приняты одним и тем же органом, то примен-ся н-ма, издан. ранее.

 

4. Толкование  нормы права 

Устан-ся действ. смысл нормы, устранение возможных коллизий и противоречий, пробелов.

 

5. Принятие решения компет. орг-м и издание акта

Решающ. стадия применения права, когда на осн-и всех предварит. стадий вынесена юр. оценка обст-вам дела и правильно избрана н-ма по дан. делу, можно приступать к вынесению решения.

Результат решения юр. дела - это индив. гос. властное предписание, облекаемое в документальную форму (решение, приговор, заключение)

 

6.Реализация  принятого решения 

 

Осн. требования к применению права:

  • законность
  • обоснованность
    • д.б. выявлены все обст-ва
    • обст-ва д.б. достоверными
    • все сомнения и противоречия д.б. устранены
  • целесообразность
  • справедливость (учит-ся мнение населения)

 

35.АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ  ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

 

Правоприменительный акт – это правовой акт компетентного органа или должн. лица, принятый на основании юр. актов и норм права и определяющий права, обяз-ти и меру юр. отвест-ти конкр. лиц

Особенности:

1) исходит  от компетент. органов

2) носит  гос-но-властный хар-р

3) им. персонифицированный хар-р, т.е. индивид.

4) им. установленную з-ном форму

 

 

Виды:

1. По субъектам издания

    • акты гос. органов (решение суда);
    • акты негос. органов (приказ о зачислении)

2. По значению:

    • основные (приговор, решение суда);
    • вспомогательные (содержат предписания, для помощи основным (привлечение лица к отв-сти).

3. По характеру правового воздействия:

    • регулятивные (приказ о повышении);
    • охранительные;

4. По форме выражения:

    • отдельный док-т (указы, приговоры, реш-я)
    • резолюция на Ма дела (это решение коллегиал. органа)
    • устная форма (штраф за безбилетный проезд)

5. По  времени действия:

    • акты однократного действия (наложение штрафа)
    • длящиеся (рег-ция брака, назначение пенсии).

6. По предмету правового регулирования (по отраслям)

    • конституционно-правовые;
    • административно-правовые;
    • уголовно-правовые;

 

36. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ

 

Толкование права - это Де гос-ва, должн. лиц, обществ. орг-ций, отдел. гр-н, направленная на установление содержания прав. норм для наиболее правильной, полной и быстрой их реал-ции

Толкование права – это вид прав. Де по уяснению и разъяснению права для эффект. его применения.

 

Необх-ть толкования права обусловлена (причины):

  1. нормы права им. общ. хар-р и необх-мо уточнить подпадает ли ситуация под действие прав. нормы
  2. сложность или нечеткость юр-их формулировок (излишняя краткость, абстрактность, пространность);
  3. несовершенство законодат-ой техники, (слабая проработанность, декларативность, неконкретность);
  4. несовпадение норм и статей правовых актов, наличие бланкетных и отсылочных норм;
  5. специфика юр. терминов и понятий, требующих спец. познаний.
  6. не ясно и не точно истолкованная воля законод-ля;

 

Толкование состоит из 2 аспектов (рассм-ся как):

  • уяснение смысла нормы (для себя)
  • разъяснение содержания нормы (для других), вправе давать уполномоченные на то органы и должн. лица. М.б. осуществлено лишь после уяснения толкуемой нормы.

 

Виды толкования:

1. по субъектам:

    1. Официальное - дается в офиц. порядке гос. органами и должн. лицами в рамках их проф. компетенции. Офиц. оформляется в актах толкования и является юр-ки обязательным
      1. нормативное (общее) – офиц. разъяснение, к-рое как и норма права обладает такой же юр. силой (постановления Пленума ВС РФ).
      • аутентичное (авторское) - толкование органами гос-ва своих собственных актов;
      • легальное (разрешенное, делегированное) толкует орган, обладающий правом толк-ния (часто ведомственное толкование);
      1. казуальное (индивид.) касается опред. случая и опред. круга лиц (чаще всего сложного, уник. случая);
      • судебное, осущ-ся судебными органами, и прежде всего ВС РФ, его Пленумом. Оно может быть как нормативным, так и казуальным.
        • арбитражное толкование (разновидность суд.толк-я).
      • административное
    1. Неофициальное, разъяснение, не имеющее обязат. юр. толк-ния, исходит от субъектов, Де к-рых не является гос-ой, поэтому не имеет юр. силы и никаких правовых последствий не влечет. М.б. устным и письменным.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"