Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 14:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

TGP.docx

— 339.43 Кб (Скачать файл)

Один из важнейших принципов - осуществление правосудия только судом (ст.118 Конституции). Это означает, что в Российской Федерации нет и не может быть никаких, кроме судов, государственных или иных органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.Принцип осуществления правосудия только судом - главная гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Судебная система Российской Федерации включает федеральные суды; конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации2.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Федерации относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.

Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. (Ст 125 Конституции)

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющим в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является согласно Конституции РФ (ст.126) Верховный Суд РФ.Особую группу государственных органов, не относящихся ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти, составляют органы прокуратуры.Прокуратура Российской Федерации согласно Конституции (ст.129) составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

 

27. Исполнительная власть в современном  государстве

 

Исполнительная власть является вторичной (производной) ветвью гос. власти, наделенной полномочиями осуществлять непосредственное управление Государством в форме выполнения законов.

 

  Действительное положение и роль  исполнительной власти значительно  шире реализации законодательных  актов. Это сила, способная организовать  масштабную деятельность государства  как внутри государства так  и за его пределами.

 

  Строгая субординация связанных  между собой гос. органов. Они  должны соблюдать установленную  иерархию, по которой во главе, созданной в стране управленческой  пирамиды, стоит орган, олицетворяющий  исполнительную общегосударственную  власть. В странах с особыми  властными полномочиями главы  государства ему (монарху или  президенту) принадлежат исполнительная  власть, которая передается специальным  органом и должностным лицам.

 

  Чаще всего носитель исполнительной  власти – правительство, название  которого может быть разным (Кабинет  министров, Совет министров или  собственно правительство), как и  наименование того высшего должностного  лица, кто его возглавляет (председатель  правительства, премьер-министр, главный  министр, канцлер). В состав правительства  входят заместители его главы  и министры, руководящие отраслевыми  направлениями управленческой деятельности.

 

  Такие функции правительства  подкрепляются его полномочиями  в издании НПА (декретов, ордонансов, постановлений, решений), которые, с  одной стороны, носят подзаконный  характер, т.е. должны соответствовать  законам государства, а с другой  стороны – обязательны для  исполнения всеми нижестоящими  структурами.

 

Деятельность правительства реализуется через систему органов исполнительной власти, включающей министерства, комитеты, агентства, службы и администрации. Их кадры – громоздкий и постоянно разрастающийся аппарат, с бюрократическими тенденциями в котором необходимо бороться посредством рычагов сдерживающих механизмов, включающих законодательный и судебный контроль над деятельностью исполнительной власти.

 

  В зависимости от формы гос. устройства возможно функционирование  двухуровневой системы исполнительной  власти, предполагающей, например, в  федеративном государстве наличие  общефедерального правительства  и федеральных органов исполнительной  власти, а также правительства (администраций) субъектов федерации и региональных  органов исполнительной власти.

 

28. ГОСУДАРСТВО И  ЦЕРКОВЬ

 

В переводе с греческого слово «церковь» буквально означает «дом Бога», «дом Господний». И в узком смысле под «церковью» понимают здание для отправления обрядов христианской религии, имеющее определенные атрибуты.

 

В широком смысле «церковь» - это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.

 

Главные признаки церкви:

 

а) наличие более или менее разработанной религиозной (догматической и культовой) системы;

 

б) иерархический характер, централизация управления;

 

в) разделение принадлежащих к Церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих).

 

Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Уже в раннеклассовых обществах, существовавших в форме городов-государств, имелось три центра управления - городская община, дворец и храм.

 

Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства:

 

а) наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;

 

б) режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

 

Статус государственной церкви предполагает, кроме привилегий, тесное сотрудничество государства и церкви в разных областях общественной жизни. В дореволюционной России такой статус принадлежал Русской Православной Церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. Почти в тридцати мусульманских странах государственной религией официально признан ислам.

 

Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами:

 

1. За церковью  признается право собственности  на широкий круг объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа  и т. п.

 

2. Церковь  получает от государства различные  субсидии и материальную помощь.

 

3. Церковь  наделяется рядом юридических  полномочий (в основном в области  брачно-семейных отношений).

 

4. Имеет право  участвовать в политической жизни, в частности, через свое представительство  в государственных органах.

 

5. Обладает  широкими полномочиями в области  воспитания и образования подрастающего  поколения. Как правило, в образовательных  учреждениях предусмотрено обязательное  преподавание религии.

 

Для режима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Германия, Португалия и др.) характерно следующее:

 

1. Государство  регулирует деятельность религиозных  организаций, осуществляет контроль  за ними, но не вмешивается  в их внутреннюю, внутрицерковную  деятельность.

 

2. Государство  не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки.

 

3. Церковь  не выполняет государственных  функций и вообще не вмешивается  в дела государства: занимается  лишь вопросами, связанными с  удовлетворением религиозных потребностей  граждан.

 

4. Отношения  между государством и церковью  строятся на основе юридически  закрепленного принципа свободы  совести и вероисповедания, что  предполагает свободу выбора  религии и убеждений, отсутствие  права государства контролировать  отношение своих граждан к  религии и вести их учет  по религиозному принципу, равенство  всех религиозных объединений  перед законом.

 

Нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви предполагает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга.

 

Статья 14 Конституции современной России гласит: «1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

 

На основе этих положений Конституции государственно-конфессиональные отношения в России регламентируются Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 19 сентября 1997 г., который каждому, находящемуся на территории РФ, гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания.

 

В Советском государстве религиозные организации вообще исключались из политической системы социализма. В современной России религиозные объединения (именно объединения, а не отдельные верующие) не могут вмешиваться в дела государства и участвовать в выборах органов государственной власти и управления. Провозглашен также светский характер системы государственного образования.

 

Секуляризация, то есть освобождение от влияния религии (в узком смысле «секуляризация» означает процесс обращения церковной собственности в светскую), к XX в. стала универсальным принципом организации политической жизни. В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. И с этих позиций теократия может рассматриваться как исторический анахронизм. Вместе с тем проблематика теократической государственности сохраняет свою актуальность в связи с активи­зацией теократической тенденции, теократизацией политических процессов в ряде стран. В России тому примером может служить Чеченская республика, где предпринимаются попытки создания исламского государства.

 

В литературе под «теократией» понимается форма государства, где политическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека — главы духовенства, признаваемого в качестве «земного божества», «первосвященника» и т. д. Традиционно к теократическим государствам настоящего времени относят Ватикан и Иран, где организация публичной власти возглавляется лидером духовенства. Вместе с тем в литературе имеется обоснованная точка зрения, что в выявлении теократических тенденций современного общества необходимо принимать во внимание весь комплекс взаимодействия государственной власти с социальными институтами, а не только структуру верховного управления (Е.Н. Салыгин).

 

Теократическая модель общественно-политического устройства предполагает:

 

1. Признание  верховного божества, передающего  полномочия государственного управления  особым лицам (единовластному правителю), то есть обожествление фигуры  правителя.

 

2. Вселенское  государство верующих без национальных  границ, что провоцирует вмешательство  во внутренние дела других  государств, террористические акты  и т. п.

 

3. Примат  государства над обществом, авторитарность  политического режима, отчуждение  власти от общества и индивида  и т. д.

 

4. Примат  религии над правом: регламентация  основных сторон жизни общества  производится не правом, а системой  религиозных норм, которая обеспечивается  силой теократического государства. По существу, религиозные нормы  в данном случае - это и есть  «право». Например, такие мусульманские  страны, как Оман, Ливия, Саудовская  Аравия, обходятся без конституции - ее роль выполняет Коран.

 

5. В теократически  организованном обществе существует  не просто государственная религия, а религиозное государство, то  есть государство представляет  собой религиозную организацию  в масштабе общества со всеми  атрибутами государственной власти.

 

6. Жесткую  иерархию и централизацию государственного  аппарата, сосредоточение огромных  полномочий у главы государства, бесконтрольность администрации.

 

7. Отсутствие  разделения властей и системы  сдержек и противовесов.

 

8. Деспотические  и абсолютистские формы правления.

 

9. Религиозное  начало, которое исключает идеалы  свободы и прав человека.

 

10. Особое  положение женщины, которое, в частности, включает запрет на участие  в управлении делами государства.

 

11. Неправовые (внеправовые) способы разрешения  споров, конфликтов, телесные наказания (членовредительские экзекуции) и  т. д.

 

12. Запрет  на создание политических партий (Иордания, Бутан, Непал, ОАЭ, Саудовская  Аравия) или разрешение только  тех партий, которые утверждают  ценности ислама (Алжир, Египет).

 

Таким образом, теократические тенденции в организации общества и государства следует в основном оценивать негативно. Положительные результаты сотрудничество государства и церкви дает лишь на основе принципа свободы совести, светской организации государственной власти.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"