Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 17:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".
Виды республик:
1) президентская (форма правления,
при которой населением
2) смешанная или
3) парламентская (т.е. верховенство
парламента, при котором правительство
формируется лидером партии, победившей
на парламентских выборах, и члены
правительства за свою
4) народно-демократическая (возникла после 2-ой мировой войны как форма диктатуры пролетариата, характеризующаяся руководящей деятельностью коммунистических и рабочих партий, осуществляющих функции гос.управления и контроля, предостав-е нас-ю всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании в органы гос.вл.).
31. Форма государственного устройства: понятие и виды
Это элемент формы государства,
характеризующий внутреннюю
Виды: унитарное; федерация; конфедерация; империя.
Унитарное государство – это единое государство
не разделенное на более мелкие гос.образования,
а состоящие, как правило, из административно-
Федерация – это сложное образование, имеющее
в своем составе административно-
Конфедерация – это союз суверенных государств, образованных для решения совместных политических, экономических или военных задач.
Империя – это сложное национальное государство, создаваемое с помощью захвата и насильственного удержания в своем составе соседних суверенных государств.
32. Политический (государственный) режим: понятие и виды
Это элемент формы государства,
характеризующий совокупность
Виды режима: демократические и недемократические (антидемократические).
Демократический – это форма политического режима государства, власть в котором осуществляется избираемым народом коллегиальным органом.
Недемократический – это форма политического режима государства, основанная на сосредоточении всей государственной власти в руках одного человека или группы лиц. Виды: автократический (характеризуется ликвидацией или значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий, ограничением роли выборных гос.органов и организаций, усилением роли исполнительно-распорядительных органов, сосредоточением властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента до положения формальных институтов); тоталитарный (предполагает господствующую роль единой партийной идеологии, отстранением населения от управления обществом и государством, существенным ограничением их прав, свобод и законных интересов); фашистский (представляющий наибольшую опасность для демократических сил, основанная на сочетании репрессивных методов правления с щирокой соц. И полит. Демагогией по защите прав чел., основ. На категории-нация при режиме единственно правящей партии, возглав. Вождем, лидером орг-и и гос-ом с реально сущ-ми огранич-ми в полит. И личн. Жизни граждан.).
Форма государства - это внешняя организация государственной власти, выражающаяся в форме правления, форме государственного устройства и политическом (государственном) режиме. Современная наука считает форму государства состоящей из трёх элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Статья 1 К. РФ определяет Россию как республику. Обычно выделяют три основных вида республики: президентскую, парламентскую и смешанную. Полномочия Президента РФ по формированию Правительства и контролю за ним являются решающими и позволяют считать Россию президентской республикой. Некоторые учёные считают, что Россия является смешанной республикой, так как у Федерального собрания (Гос. Думы) имеются важные полномочия в отношении правительства. Во-первых, Гос. Дума даёт согласие П. на назначение Председателя Правительства РФ (ст. 103,111). Во-вторых, Гос. Дума утверждает разработанный Правительством федеральный бюджет, а также отчёт Правительства о его исполнении (ст. 114). В-третьих, самое важное – Гос. Дума может выразить недоверие Правительству, в результате которого Правительство может быть отправлено в отставку (ст. 117). Форма государственного устройства. Статья 1 К. РФ закрепляет федеративную форму её устройства. РФ состоит из 89 весьма разнообразных субъектов. К. РФ устанавливает, что во взаимоотношениях с ФОГВ и между собой все субъекты равноправны. В то же время нормы самой К. РФ закрепляет определённое неравенство. Во-первых, республики имеют статус государства, тогда как другие субъекты - лишь государственные образования. Во-вторых, в республиках принимаются конституции, а в других субъектах - уставы. В силу изложенного многие характеризуют Россию как ассиметричную федерацию. Федерация в России дейст вует на основе ряда принципов: государственная целостность РФ, разграничение предметов ведения и полномочий между ОГВ и ОГВ, равноправие и самоопределение народов в РФ. Важнейшее значение имеет принцип разграничения предметов ведения. В ведении РФ находятся наиболее важные вопросы, которые обеспечивают единство, целостность, суверенность России. Политический режим. Политический режим современного российского государства характеризуется переходом от тоталитарного прошлого к демократическим институтам. На сегодняшний день существует достаточно развитая правовая основа, позволяющая характеризовать Россию как демократическое государство. В России, как и в других демократических государствах, осуществляется разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Как демократическое государство Россию характеризует отсутствие официальной обязательной для всех идеологии. Для демократического государства характерно наличие в обществе множества создаваемых населением организаций. Особую роль среди общественных объединений играют политические партии. Они призваны выражать политические интересы различных слоев и групп общества. В условиях идеологического многообразия, отсутствия государственного диктата политические парии в России действительно могут активно участвовать в политической жизни страны: свободно разрабатывать и пропагандировать свои программы экономического, политического, социального развития страны, бороться за их реализацию на практике. Государство — это политико-территориальная суверенная организация всего общества, имеющая характер публичного властного управления и служащая главным орудием обеспечения его интересов.
34 Политическая система общества: понятие и структура
Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, которые подчинены кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институциализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, не институциональных политических отношений.
Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами, такими как демографическими, пространственно – территориальными, а также внешнеполитическим оружием. Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно - контрольной ролью самой политики.
Политическая система конкретного общества определяется:
Политическая система структурна, т.е. включает части или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений:
В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые.
Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты политических отношений (руководителей, правящих ) и носителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.
Таким образом, на институциональном макросистемном уровне политическая система включает центральный аппарат государственной власти, разделенной в демократическом обществе и в правовом государстве на законодательную, исполнительную и судебную.
35. Место и роль государства в политической системе общества
Это система всех политических
явлений, которые осуществляют свою
деятельность в сциально
Элементы политической системы
общества: государство, гос.органы,
политические партии, общественные
объединения, трудовые коллективы,
негосударственные
Особенности государства в политической системе общества:
1) государство выступает
официальным представителем
2) государство обеспечивает
и защищает основные права
человека на всей территории
и во всех сферах
3) государство содержит специальный аппарат, обеспечивающий выполнение функций государства;
4) государство реализует суверенитет народа;
5) государство устанавливает
на своей территории
6) гос. вып-ет общесоц-е функции.
Политические партии – это добровольные объединения людей, которое выражает волю определенной социальной группы и стремится завоевать или удержать гос.власть, осуществлять влияние на политику в соответствии со своей программой.
Виды политических партий: 1) классовые (представляют интересы определенных социальных слоев (аграрная, партия пенсионеров)); 2) национальные или религиозные; 3) проблемные (экологическая партия или партия зеленых); 4) государственно-патриотические; 5) самобытные или гротескные (партия любителей пива); 6) личностные партии (личная преданность лидеру.
36 Государство и политические партии.
Государство характеризуется следующими основными признаками: 1. территориальная организация власти. 2. наличие особой публичной власти, обладающей специальным аппаратом принуждения (армия, полиция, суд и т. д.). 3. система налогов – денежных средств, необходимых для осуществления функций государства и содержания государственного аппарата. Государство - это политическая система общества своеобразная для каждой отдельно взятой страны. Оно выступает представителем всего гражданского общества, обладает суверенитетом, т. е. верховенством в пределах государственных границ и независимостью вовне.
Государство состоит, прежде всего, из институтов (организации, учреждения), связанных с функционированием политической власти. Учитывая степень их вовлеченности в политическую жизнь, реализацию власти, можно выделить три вида организаций: собственно политические, не собственно политические и неполитические.
Собственно политические организации прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме, либо, по крайней мере, к этому стремятся. Осуществление власти или борьба за власть это главное в их деятельности. Собственно политическими организациями являются само государство и политические партии.
Политическая партия - это добровольное объединение граждан государства, созданное в целях участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли граждан, участия в выборах и представления интересов граждан в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления. Содержание деятельности и внутреннее устройство политической партии должны соответствовать демократическим принципам.
Цели и задачи политической партии отражаются
в ее уставе и программе, которые публикуются
для всеобщего сведения. Запрещается использовать
наименование, оскорбляющее расовые, национальные
и религиозные чувства, нарушающее общепризнанные
нормы морали.
Политическая партия может иметь свою
эмблему и иные символы, точное описание
которых должно содержаться в уставе политической
партии. Символика политической партии
не должна совпадать с государственной,
символикой субъектов государства, если
таковые имеются, муниципальной символикой,
а также с символикой иностранных государств
или иметь существенные элементы указанной
символики.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"