Шпаргалка по конституционному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 18:09, шпаргалка

Краткое описание

Конституционное право — одна из ведущих отраслей российского права, из норм которого непосредственно вытекают все основополагающие нормы других отраслей права. Особенность конституционного права как отрасли права заключается в том, что конституционное право является ведущей отраслью в национальной системе права, поскольку нормы всех других отраслей российского права вытекают из конституционных норм и не должны противоречить им, особенно в сфере регулирования прав и свобод человека и гражданина.

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 108.64 Кб (Скачать файл)

федеральное коллизионное право;

федеральная государственная служба;

государственные награды и почетные звания РФ.

К ведению Федерации отнесены также  метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и  исчисление времени, геодезия и картография, наименование географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский  учет.

К ведению федеральных органов  государственной власти в области  экономики, финансов, социально-культурной сфере отнесены:

установление основ федеральной  политики и федеральные программы  в области экономического, экологического, социального, культурного и национального  развития в РФ;

федеральная государственная собственность  и управление ею;

установление правовых основ единого  рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные  экономические службы (включая федеральные  банки);

федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального  развития;

федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющие материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в  космосе.

В сфере международных отношений, обороны и безопасности, защиты границ к ведению федеральных органов  государственной власти отнесены:

внешняя политика и международные  отношения РФ, международные договоры РФ, вопросы войны и мира;

внешнеэкономические отношения РФ;

оборона и безопасность; оборонное  производство; определение порядка  продажи и покупки оружия и  боеприпасов, военной техники и  другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств  и порядок их использования;

определение статуса, режим и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

29. Конституционно-правовой  статус  субъектов РФ

Российское государство – это  федерация.

РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных  образований, субъектов РФ.

Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность субъектов  РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ: 1) территориальный принцип; 2) национальный принцип; 3) национально-территориальный (смешанный) принцип.

Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой территории и большим числом проживающего населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения.

Национальный принцип означает, что образование субъекта РФ связано с особенностями национального состава населения. Субъекты РФ, образованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные субъекты РФ.

Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и национального, и территориального принципа.

Виды субъектов РФ: 1) 21 республика в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности, они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ); 2) 6 краев (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией); 3) 49 областей (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории); 4) 2 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург(они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения); 5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой); 6) 10 автономных округов (они образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).

В зависимости от вида субъекта Федерации  дифференцируется их правовое положение  внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами рФ.

Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как  они входят в состав других субъектов  РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных  органов. Края же и области в составе  рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.

Особым статусом среди субъектов  РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».

Признаки субъектов РФ: 1) не обладают государственным суверенитетом; 2) не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ; 3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин; 4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством; 5) все субъекты РФ равноправны.

30. Вопросы совместного  ведения РФ и субъектов РФ

Компетенция – это определяемый Конституцией или законом объем  полномочий государственного органа или  должностного лица, за рамки которого они не могут выходить в своей  деятельности.

Федеративное устройство предопределяет разграничение компетенции между  федеральными органами власти и органами власти субъектов. Федерация представляет собой добровольный союз, а это, в  свою очередь, предполагает свободное  самоограничение: часть своих суверенных прав государство передает субъектам,  а они, в свою очередь, делегируют часть своих прав федерации.

В соответствии с Конституцией РФ 1993 года компетенция в государстве  разделяется на:

Собственно федеративную (ст. 71);

Совместную: Федерации и ее субъектов (ст. 72);

Субъектов Федерации (ст. 73).

К собственно федеративной компетенции  относятся все вопросы, связанные  с функционированием государства  на международной арене, вопросы, требующие  единого регулирования по всей стране (энергетическая, космическая системы, денежное обращение и др.), федеральная  собственность и управление ею, установление федеральных налогов и сборов, федеральные органы власти, федеративное устройство и территория России. Субъекты Федерации не имеют права вторгаться в компетенцию России, хотя в 90-х  гг. это нередко происходило.

В соответствии со ст. 71 Конституции  РФ вопросы гражданства также  относятся к исключительному  ведению Российской Федерации, что  гарантирует единство российского  гражданства.

Сфера совместного ведения Федерации и ее субъектов урегулированы ст. 72 Конституции РФ. К ней относится: обеспечение соответствия законов и иных актов субъектов Российской Конституции, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, а также координация вопросов здравоохранения, защита семьи и материнства, детства, социальной защиты. Традиционно относятся к совместному ведению Федерации и ее членов защита среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, природопользование, охрана окружающей среды, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий, установление общих принципов местного самоуправления.

Вопросы ведения самих субъектов  РФ определяются по принципу: «все, что  не запрещено, то разрешено», т.е. все, что  не относится к ведению Российской Федерации  или к совместному ведению Федерации и ее субъектов, является компетенцией этих субъектов.

Сфера совместного ведения в  отличие от предметов, находящихся  в исключительном ведении федерации, предполагает, что центр и субъекты действуют, реализуют свои полномочия с учетом воли и интересов друг друга, с использованием институтов, процедур, механизмов согласования своих  действий, в том числе путем  взаимного делегирования полномочий.

Предметы совместного ведения, закрепленные в 14 пунктах ст. 72 Конституции  РФ, можно условно разделить на несколько групп.

Используя предоставленные Конституцией РФ право, к 2000 году 46 субъектов РФ заключили  договоры о разграничении полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта в  сфере совместного ведения.


Информация о работе Шпаргалка по конституционному праву