Шпаргалка по предмету "Общая теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:48, шпаргалка

Краткое описание

Краткий курс по предмету "Общая теория государства и права"

Содержание

1. Общая теория государства и права в системе юридических и общественных наук.
2. Методология общей теории государства и права.
3. Общая характеристика догосударственной эпохи.
4. Основные теории происхождения государства и права.
5. Предпосылки и пути возникновении государства и права.
6. Понятие типологии государства и права.
7. Формационный подход к типологии государства и права.
8. Цивилизационный подход к типологии государства и права.
9. Понятие и структура политической системы общества.
10. Понятие и сущность государства.
11. Функции государства.
12. Понятие формы государства.
13. Форма правления.
14. Форма государственного устройства.
15. Политический (государственный) режим.
16. Понятие механизма государства. Государственный аппарат.
17. Органы государства и их классификация.
18. Государственный служащий. Должностное лицо.
19. Органы государственной власти.
20. Органы государственного управления.
21. Судебные органы.
22. Контрольно-надзорные органы.
23. Принцип разделения властей и система сдержек и противовесов.
24. Понятие и многообразие регуляторов общественных отношений.
25. Место права в системе социальных регуляторов.
26. Право и мораль.
27. Право и корпоративные нормы.
28. Право и религия.
29. Плюрализм учений о сущности права.
30. Естественная школа права.
31. Социологическая школа права.
32. Историческая школа права.
33. Нормативная школа права.
34. Психологическая школа права.
35. Признаки права.
36. Объективное и субъективное право.
37. Публичное и частное право.
38. Функции права.
39. Право и политика.
40. Право и экономика.
41. Понятие и классификация правовых принципов.
42. Характеристика общих принципов права.
43. Понятие правового регулирования, его предмет и пределы.
44. Способы воздействия права на общественные отношения.
45. Методы правового регулирования.
46. Типы правового регулирования.
47. Механизм правового регулирования: понятие и структура.
48. Понятие и признаки правовой нормы.
49. Классификация правовых норм.
50. Структура правовой нормы.
51. Понятие и виды гипотезы.
52. Понятие и виды диспозиции.
53. Понятие и виды санкции.
54. Соотношение правовой нормы и статьи нормативного правового акта.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы на вопросы по общей теории права..doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

33 Нормативная школа  права. С точки зрения нормативной концепции право есть содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов система норм, установленных и охраняемых от нарушений государственной властью. С позиций нравственной школы право рассматривается как форма общественного сознания. Слова закона остаются на бумаге, если они не вошли в сознание и не усвоены им. Закон не может воздействовать на общество иначе как через сознание (массовое правосознание, официальное правосознание). Поэтому право (в соответствии с данной концепцией) - не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты. Без нормативного понимания права практически недостижимы определенность и стабильность правовых отношении, законность в деятельности государственных органов и должностных лиц. наиболее концентрированном виде основные положения нормативизма изложены видным юристом Г. Кельзеном (См.: KelsenН. Rein Rechtslehre. Wien, 1967). Он считал, что юридическая наука должна изучать право “в чистом виде”, вне связи с политическими, нравственными и другими оценками, так как в ином случае наука теряет объективный характер и превращается в идеологию. Исходным для концепции Кельзена является представление об “основной (суверенной) норме” как норме, которая обосновывает эффективность и юридическую силу всех остальных норм 

34. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА - одно из наиболее активно развивающихся направлений современной юриспруденции, возникшее на рубеже XX в. одновременно с психологическим направлением в социологии и других общественных науках. Представители П. ш. п.: Г. Тард(Франция), Л. Кнапп.А. Бирлинг, Э. Ленинг (Германия), Росс.Р. Вест.П. Сорокин и др. В соответствии с учением крупнейшего теоретика П. ш. п. российско-польского социолога и правоведа Л. Петра-жицкого, основу права образуют не социально-экономические условия жизни общества, а некие явления психики человека или психологические факторы. Речь идет прежде всего об определенных свойствах человека испытывать особую разновидность психических переживаний, которые формируют у него чувства должного как основу правового сознания. Вообще исследование взаимосвязи между психическими явлениями и правом предполагает как минимум три возможных подхода: психическим явлением можно считать само право; можно не относить право к числу психических явлений, но говорить о его обусловленности этими явлениями: можно считать, что право связано с психическими явлениями каким-либо опосредованным способом. На основании изложенных подходов и строятся разнообразные концепции права в рамках П. ш. п. Считается, например, что причиной возникновения права является чувство коллективности и соответствующее ему стремление жить в сообществе с другими людьми. чувство солидарности, справедливости и т.д. Наряду с перечисленными, в соответствии с разработанной в 50-е гг. теорией Т. Живановича, основными психологическими факторами права являются чувство мести и чувство меры. Некоторые авторы (например, Дж. Фрэнк) утверждают. что право обусловлено такими психологическими факторами, которые могут быть выявлены в процессе психоанализа (эдипов комплекс, стремление к подчинению отцовской власти и т.п.). В соответствии со взглядами Росса. в основе права лежит интуиция, в результате чего общественные явления есть лишь следствие противоречий в сознании отдельных индивидов. Один из основателей П. ш. п. . французский социолог Г. Тард считал, что в основе всех социальных ценностей и норм. в том числе правовых, лежит инстинкт подражания. Многие идеи П. ш. п. в 30-е гг. были восприняты американской социологической юриспруденцией, где они нашли выражение в концепции "свободного судейского усмотрения" как одного из способов реализации правовых эмоций. В качестве отличительной особенности современных направлений П. ш. п. можно отметить анализ права с точки зрения психологических особенностей различных социальных групп - профессиональных коллективов, семьи, политических группировок и т.п. 

35.Признаки  права - нормативность, общеобязательность, системность, государственно-волевой характер, формальная определенность, гарантированность. Нормативность права выражается в том, что право состоит из норм. Нормы права - это определённые правила поведения. Общеобязательность -Нормы права являются правилами поведения общеобязательного характера. общеобязательность присуща только праву. . Всякий, кто подпадает под действие правовой нормы, должен поступать в соответствии с её предписанием, иначе может быть наказан. Системность права проявляется в том, что нормы, из которых состоит позитивное право, находятся в определенном единстве, в системе и тесно связаны между собой. Государственно-волевой характер позитивного права выражается в том, что оно в отличие от права в общесоциальном смысле возникает не само по себе, а по воле государства. Нормы позитивного права либо непосредственно устанавливаются государством, его органами, либо возникают в результате государственного санкционирования, Формальная определенность. нормы позитивного права обладают формальной определенностью. большинство правовых норм письменно, формально закреплено в различных официальных документах гарантированность. Она выражается в том, что государство, создав правовые нормы, вместе с тем и гарантирует их, обеспечивая возможностью принуждения. Т. о. право (или позитивное право) - это система установленных или санкционированных государством норм поведения, которые обязательны для всех членов общества и действие которых гарантируется государством.. 

36. Субъективное и  объективное право Нами уже было отмечено, что право понимается как «субъективное» и «объективное». Термин «объективное право» рассматривается как совокупность (система) общеобязательных юридических норм, установленных и охраняемых государством, а понятие «субъективное право» означает права, принадлежащие конкретному субъекту, индивиду. Субъективное право есть мера возможного поведения субъекта. Для того чтобы использовать возможное поведение, он должен считаться с аналогичными возможностями других субъектов права. Право в субъективном смысле есть индивидуализированное право. В нем общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений. Субъективное право неразрывно связано с субъективной юридической обязанностью. Субъективная юридическая обязанность есть мера должного поведения лица. Если субъективное право связано с субъективными интересами лица, то субъективная обязанность связана с возможностью принуждения. В трактовке субъективного права имеются два подхода, в зависимости от существующего в юридической науке и практике правопонимания. Первый из них связан с существующей характеристикой права как совокупности общеобязательных юридических норм, установленных и охраняемых государством (позитивное право). При этом субъективное право и субъективная обязанность рассматриваются как следствие действия нормы объективного права. Такой подход имеет место там, где господствует система позитивного права, где право и закон совпадают по содержанию. Представители естественно-правовой теории происхождения и трактовки права считают, что субъективные юридические права – следствие правовых притязаний (правомочий), присущих субъектам общественных отношений. Таким образом, складываются фактические правоотношения, которые затем должны получить официальное признание (санкционирование) со стороны государства или же судебную защиту. Субъективное юридическое право характеризуется следующими основными признаками. Во-первых, это возможность субъекта права самостоятельно осуществлять свои права в пределах, установленных нормой объективного права. Например, определять судьбу принадлежащей ему на праве собственности вещи: владеть, распоряжаться и пользоваться ею по своему усмотрению. Во-вторых, субъективному праву одного лица соответствует субъективная юридическая обязанность другого лица на определенное поведение в рамках юридического отношения, т. е. один субъект отношений обязан не нарушать право другого. (Пример: обязанность возвращения в срок взятой взаймы суммы денег.) В-третьих, возможность защищать свое право путем обращения к правосудию или в иной компетентный орган. Центральным элементом является возможность собственных действий, в том числе возможность обладания, пользования и распоряжения социальными благами и ценностями. Однако без второго и третьего элементов возможность собственных действий не подкреплена обязанностью другого лица и его ответственностью. Исторически субъективное право зарождается раньше, чем право объективное. Природа субъективного юридического права заключается в наличных естественных правах человека, которые не могут быть отчуждены принудительной силой государственной власти. Впоследствии основные права и свободы человека и гражданина получили законодательное закрепление. Право как мера свободы немыслимо вне общеобязательных правил поведения. Совокупность общеобязательных юридических норм, регулирующих систему общественных отношений, обычно принято называть объективным правом. Это право обращено ко многим субъектам правоотношений, но не зависит ни от одного субъекта. И поэтому оно называется объективным правом. Объективное право в рамках романо-германской правовой системы отождествляется с совокупностью норм позитивного права, где основным источником права является закон. Система современного объективного права создается в результате нормотворческой деятельности государства (его органов). Она включает конституцию, кодексы, различные нормативно-правовые акты, т. е. всю систему законодательства. Структура объективного права складывается из отраслей законодательства (конституционного, административного, гражданского, уголовного, процессуального и др.). Диалектическое взаимодействие субъективного и объективного права – структурный стержень эффективного действия механизма правового регулирования общественных отношений.. 

37. Публичное и частное  право В системе права в соответствии с целью и социальным назначением правовых норм выделяют два крупных блока - частное и публичное право. Частное право включает нормы, регламентирующие отношения и защищающие частные интересы граждан и негосударственных объединений. К частному праву относятся отрасли гражданского права, трудовое, предпринимательское, авторское, жилищное, семейное право. Сердцевиной частного права выступает гражданское право. В правовой системе России идет процесс формирования таких отраслей частного права, как медицинское, образовательное право, право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности и другие. Особенностью частного права, как видим, является его направленность на человека, утверждение и реализацию его конституционных прав. Публичное право составляют нормы, регулирующие отношения государства, его органов с гражданами и другими субъектами права и обеспечивающие общественно-значимые (публичные) интересы. В системе публичного права выделяют следующие отрасли: конституционное право, административное, финансовое, военное, уголовное право, гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право и т.д. Публичное право выражает государственные, межгосударственные и общественные отношения. В современной юридической литературе рассматриваются следующие критерии различения публичного и частного права: 1) Интерес. Публичное право ориентируется на удовлетворение общественных, государственных интересов. Частное - на удовлетворение личных, частных и корпоративных интересов. 2) Предмет правового регулирования. Для публичного права таковым выступает устройство и функционирование государства и его институтов; основные институты гражданского общества; основы правовой системы, правотворчества и правоприменения; принципы, нормы и институты межгосударственных и международных организаций. Частное право регулирует имущественно-стоимостные отношения и личные неимущественные отношения, которые возникают по поводу духовных благ и связаны с личностью их участников. 3) Метод правового регулирования. В публичном праве ^государственные органы могут предписывать субъектам права определенные варианты поведения, требовать их исполнения, неукоснительного соблюдения действующего законодательства, применять меры государственного принуждения к нарушителям. Граждане могут обжаловать принимаемые государственными органами решения. Но если они вступили в законную силу, то гражданин обязан выполнить эти решения (метод субординации). В частном праве действует метод координации. Все отношения строятся на принципах равноправия субъектов права. Они возникают, изменяются и прекращаются по их волеизъявлению. В частном праве личность выступает равноправным партнером государства. 4) Субъективный состав. Публичное право регулирует отношения частных лиц с государством, а также между государственными органами. Нормы частного права регулируют отношения между собой частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями. Как видим, публичное право - это область власти и подчинения, частное право - область свободы и частной инициативы. Однако частное право не может существовать без публичного, так как оно опирается на публичное право, охраняется и защищается им. Следовательно, между частным и публичным правом существует тесная взаимосвязь. Их же разграничение в системе права в определенной степени условно и является необходимой предпосылкой для установления границ сферы частного права, которые обеспечивают защиту прав и интересов граждан и их объединений от вмешательства государственных интересов. 

38. Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.Существует несколько видов функций:1) общесоциальные;2) специально-юридические.Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:1) политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти;2) экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;3) культурно-историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей;4) функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;5) воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.Специально-юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:1) регулятивная функция – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене;2) регулятивная динамическая функция – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования;3) регулятивная статическая функция – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права;4) охранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав:5) компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб;6) восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения;7) ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;8) карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения.Сферы действия права и морали не совпадают лишь частично, т. е. значительная совокупность общественных отношений и является предметом регулирования и права, и морали. Моральные требования дают больший простор для толкования и применения, при этом право и мораль рассматриваются по времени введения в действие и их историческим судьбам. 

39. . Право и политика.Право имеет политическую природу, так как по своей сути является нормативной формой согласования воли и интересов больших социальных групп.Взаимоотношения права и политики должны быть следующими:" право должно быть средство осуществления государственной политики в различных сферах общественной жизни," политическая деятельность всех субъектов политики должно быть регламентировано правом и не выходить за установленные им рамкиВ литературе советского периода существовал такой подход: в праве опосредствуется только государственная политика, причем не вся, а лишь та ее часть, которая для своей реализации нуждается в общеобязательной форме и государственной охране, т.е. возведении в закон.Вместе с тем право может служить формой выражения и осуществления политики лишь до тех пор, пока сама эта политика строится на исходных началах права и справедливости (т.е. пока право используется государством в соответствии с его природой). Как только государство начинает использовать власть в интересах какого-то одного социального слоя или проводить антинародную политику, правовое содержание из официальных источников исчезает и в руках государства остается бессодержательная' юридическая форма ("неправовой закон"). Нет достаточных оснований для того, чтобы говорить о служебной роли права по отношению к политике, тем более о верховенстве политики над правом. А в правовом государстве политика вообще должна быть правовой, как и вся деятельность такого государства. 

40.Право  и экономика. В марксистской теории соотношение права и экономики трактуется исходя из общих закономерностей связи базиса - экономической структуры общества ("экономического строя"), которая складывается независимо от воли и сознания людей, и надстройки - идеологических отношений и институтов, которые не могут возникнуть без опосредования общественным сознанием. Экономика как явление базисного порядка имеет определяющее значение по отношению к праву как к части надстройки. Базис общества обусловливает необходимость правового регулирования в целом (т.е. существование права как такового), определяет тот или иной тип права, а также конкретные черты права любой страны в данный исторический период.Современные связи права и экономики следует оценивать, учитывая необходимость как государственно-правового регулирования экономических процессов, так и соблюдения прав и свобод человека в экономической сфере. Теоретические модели соотношения права и экономики исторически формировались в поисках оптимального соотношения между экономической свободой и экономическим равенством людей.В настоящее время вопрос об отношениях между экономикой и правом, о государственно-правовом регулировании экономики (особенно в сфере распределительных отношений) решается через идею социального государства.Большое значение правовое регулирование экономики имеет в период перехода к рынку, поэтому оно особенно важно для Беларуси. В условиях рыночной экономики и перехода к рынку отмечают следующие направления использования правовой формы:o определение целей экономического развития;o закрепление равноправия всех форм собственности;o определение круга субъектов рыночных отношений;o вытеснение порочных средств ведения хозяйства и коммерции;o продуманная налоговая политика;o формирование правовых механизмов и процедур разрешения конфликтов в сфере экономики;o установление юридических санкций за экономические правонарушения.Таким образом, взаимосвязь права и экономики в этот период определяется необходимостью:" создания правовыми средствами условий для нормального развития рыночной экономики;" обеспечения справедливого распределения (перераспределения) доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы.Законодательно гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, а также признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иные форм собственности.Последствия соотношения прав и экономики могут быть:- позитивными, когда право способствует развитию экономики, соответствует естественному ходу развития общества, объективным экономическим законам.;- негативными, когда право тормозит развитие экономики, противоречит объективным экономическим законам.. 

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Общая теория государства и права"