Внешняя среда орагнизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является комплексное изучение внешней среды, её основных аспектов и составляющих, а также анализ ее влияния на функционирование организации.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
1) определены основные характеристики внешней среды организации;
2) проанализированы и выявлены элементы прямого и косвенного воздействия внешней среды организации;
3) изучены методы анализа внешней среды ;
4) охарактеризовано влияние внешней среды на эффективность управления организацией.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

2) Законы и  государственные органы влияют на организацию, так как каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческим объединением. Деятельность организации подпадает под множество правовых ограничений, которые устанавливает государство через законы: она имеет определенный статус - ОАО, ГУП, ООО, ЗАО, ЧП и многое другое, она действует в соответствии с налоговым законодательством. Как известно, государство в рыночной экономике оказывает на организации как косвенное влияние, прежде всего через налоговую систему, государственную собственность и бюджет, так и прямое — через законодательные акты и деятельность местных органов власти. Например, высокие ставки налогов существенно ограничивают активность фирм, их инвестиционные возможности и толкают к сокрытию доходов. Высокие бюрократические барьеры препятствуют предпринимательской активности, открытию малых и средних предприятий.

3) Потребители.

Известный специалист по управлению Питер Друкер, говоря о цели организации, выделял, по его мнению, единственную подлинную цель бизнеса – создание потребителя. Под этим понимается следующее: само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Анализ потребителей, как компонента непосредственного окружения организации, в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься, на какой объем продаж может рассчитывать организация, и в какой мере покупатели привержены продукту, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.

4) Конкуренты.

Это один из внешних  факторов, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждой организации четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, то долго на рынке товаров или услуг не просуществуешь. Иногда не потребители, а именно конкуренты (качеством своей продукции и своими затратами на их производство) определяют, какие продукты деятельности организация сможет продать и по какой цене. Следует понимать, что потребители - не единственный объект соперничества организаций. Они ведут борьбу за влияние на все факторы внешней среды - трудовые ресурсы, материалы, капитал, за право на использование новых технологий.

Данные факторы  можно представить также в виде таблицы, которая отражает их взаимосвязь между показателями микросреды (табл.1) [11].

Таблица 1. Факторы  и показатели микросреды организации

Факторы микросреды

Показатели  микросреды

1. Поставщики

(вход системы)

1.1. Интегральный  показатель качества поступающего сырья (по видам) и материалов

1.2. Интегральный  показатель качества (полезного эффекта) комплектующих изделий, оснастки, запасных частей и т.д.)

1.3. Интегральный  показатель качества информации, поступающей на фирму

1.4. Интегральный показатель качества нормативно-методической и технико-экономической документации, поступающей на фирму

1.5. Интегральный  показатель качества подготовки специалистов, поступающих на фирму

1.6. Прогноз  изменения условий поставок

2. Потребители  (выход системы)

2.1. Тенденции  изменения круга потребностей основных потребителей товаров фирмы

2.2. Прогноз  изменения параметров рынка по  объему и ассортименту товаров

2.3. Прогноз  изменения доходов потребителей

2.4. Прогноз  изменения состава и значений  признаков сегментации рынка внутри страны и в мире

3. Конкуренты

3.1. Анализ качества, цен и конкурентоспособности товаров конкурентов

3.2. Анализ организационно-технического  уровня производства основных конкурентов

3.3. Прогнозирование  конкурентоспособности и удельной цены товаров основных конкурентов

3.4. Прогнозирование  рыночной стратегии основных  конкурентов

4. Контактные  аудитории

 

4.1. Анализ отношения  к фирме и ее товару финансовых  кругов региона (страны), средств массовой информации, государственных и муниципальных учреждений, гражданской группы содействия, общественных организаций и др.

4.2. Разработка  мероприятий по улучшению отношений  с контактной аудиторией

5. Маркетинговые  посредники

5.1. Анализ структуры  и стратегии торговых посредников  и уточнение совместно с ними стратегии маркетинга продвижения товаров

5.2. Налаживание  контактов с агентствами по  оказанию маркетинговых услуг  (рекламные агентства, консалтинговые фирмы, фирмы маркетинговых исследований и др)

5.3. Установление  связей с кредитно-финансовыми учреждениями

6. Законодательство  по налоговой системе и внешнеэкономической  деятельности

6.1. Формирование  банка данных по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности

6.2. Анализ влияния  ставок налогов, таможенных пошлин, квот, лицензий и других показателей на эффективность работы фирмы

6.3. Подготовка  предложений по совершенствованию законодательства по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности.


 

Внешняя среда  косвенного воздействия – факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Тем не менее, руководство должно их учитывать. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Руководство зачастую вынуждено опираться на предположения о такой среде, основываясь на неполной информации, в попытках спрогнозировать возможные последствия для организации. К основным факторам среды косвенного воздействия относятся: технология, состояние экономики, социокультурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местными управляющими организациями, международное сотрудничество.

1) Технология  отражает уровень научно – технического развития, который воздействует на организацию. Технология, как внутренний переменный и внешний фактор, имеющий большое значение для организации. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукцию или услугу можно производить и продавать, на скорость морального устаревания продукции, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода новые продукты и услуги ожидают потребители от данной организации.

2) Состояние  экономики  в конкретной стране является важным фактором для деятельности организации. В том числе возможно как отрицательное, так и положительное влияние экономических факторов на деятельность конкретных организаций. Руководство организации должно уметь предвидеть, как скажутся на операциях организации изменения в состоянии экономики. Состояние мировой экономики в целом также влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и на способность потребителей покупать определённые товары и услуги.

 Экономическая  среда проявляется в деятельности  организации следующим образом:

- экономический  подъём, спад, кризис оказывают глубокое  влияние на организацию, но это влияние не однозначно: общий экономический спад может привести к подъёму экономики организации и наоборот;

- от состояния  экономики зависит покупательская  способность населения;

- состояние  экономики во многом определяет  стоимость используемых организацией ресурсов (сырья, материалов, трудовых ресурсов);

- от состояния  экономики зависят возможность  и условия получения капитала (инвестиционный климат, государственный  бюджет, процентная ставка кредита);

- состояние  экономики во многом определяет валютные курсы, курсы акций и ценных бумаг;

- экономические  обстоятельства формируют спрос,  предложение и цену товаров;

- экономика  в значительной степени определяет  возможность получения организацией внутренних и внешних займов;

- с экономикой тесно связаны условия и ставки налогов, пошлин, арендной платы.

3) Социокультурные  факторы. Любая организация существует, по крайней мере, в одной социокультурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают система ценностей общества, традиции, жизненные установки населения, стереотипы поведения, влияют на организацию:

- система ценностей  определяет практику деятельности  организации, её руководителей  и персонала, указывает, что  наиболее важно для организации (например, «главное для нас – довольный потребитель»);

- соблюдение  населением традиций даёт организации  возможность использовать в своих интересах положительный опыт фирмы, связать его с её сегодняшними задачами;

- важное значение  имеет учёт организацией жизненных  установок организации;

- на деятельность  организации не могут не влиять  и сложившиеся в стране, регионе  стереотипы поведения. Например, бытует отрицательное отношение к руководителям определённых возрастных групп (молодым, пожилым), к руководителям-женщинам и так далее.

Влияние культурных и социальных факторов на деятельность организации в большей мере, чем других, зависит от работы менеджера, от его управленческих и воспитательных усилий. В одной и той же культурной и социальной среде могут существовать совершенно разные по качеству и эффективности результатов деятельности организации.

4) Политические  факторы. Влияние политической среды организации проявляется в следующих направлениях:

- наличие стабильной  политики, органов власти и законодательства  создаёт благоприятный фон для деятельности организации, гражданских институтов демократического общества, способствует привлечению инвестиций;

- с политической  обстановкой связано наличие  и характер дипломатических отношений с иностранными государствами, в которых заинтересована организация, а также таможенная политика;

- политика определяет  отношение властей, в том числе  и местной администрации, к частной собственности и предпринимательской деятельности;

- с политикой  неразрывно связано формирование  и функционирование в органах законодательной власти групп влияния (лоббистов), которые могут представлять и отстаивать интересы организации. Для компаний, работающих на международном уровне, большое значение имеет такой фактор, как политическая стабильность. Изменение политической обстановки может привести к ограничению прав собственности для иностранцев или к сложностям вывоза прибыли, но может создать дополнительные льготные условия для инвесторов или обеспечить доступ к новым рынкам.

5) Отношения с местным населением. Для всякой организации, как фактор среды косвенного воздействия, первостепенное значение имеет отношение к ней местного населения, той общественной среды, в которой организация функционирует. Организации должны прилагать целенаправленные усилия для поддержания хороших отношений с местным сообществом. Эти усилия могут выражаться в форме финансирования школ и общественных организаций, благотворительной деятельности, в поддержке молодых дарований и т.п.

6) Международное  сотрудничество. Внешняя среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Это обусловлено уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития отличаются в разных странах. При осуществлении функций планирования, организации, стимулирования и контроля эти различия должны приниматься во внимание. Так же следует учитывать и международные факторы:

- Изменение валютных курсов;

- Политические решения стран-инвестеров;

- Принимаемые решения международных картелей

Факторы среды  косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Это: технология, состояние экономики, политические факторы, социокультурные факторы, международные факторы, отношения с местным населением, экология и др.[3].

Вследствие  чего, успех организации решающим образом зависит также от сил, внешних по отношению к организации и действующих в глобальном внешнем окружении. В сегодняшнем сложном мире для эффективного выполнения управленческих функций необходимо понимать действие этих внешних переменных. Современным организациям приходится приспосабливаться к изменениям во внешнем окружении и соответствующим образом осуществлять изменения внутри себя. Сегодняшние изменения во внешнем мире заставляют обратить на внешнюю среду особое внимание. Организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию. Он должен также предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия. Организации, подобно биологическим организмам, должны приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.

 

 

 

 

Информация о работе Внешняя среда орагнизации