Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 15:32, курсовая работа
Актуальность гендерных аспектов управления обусловлена активным проникновением женщин в управление экономикой и появлением новой социальной категории «деловых женщин». Для России гендерные проблемы в экономике, в частности, участие женщин в управлении, достаточно актуальны. В первую очередь, это обусловлено демографическими факторами: на протяжении многих десятилетий отмечается преобладание женского населения, в настоящее время доля женщин составляет примерно 55%, и по ряду причин она будет расти и в будущем.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты гендерного управления.
§1. Определение понятия «гендер»……………………………………………...5
§2. Гендерные теории лидерства в управлении…………………………………8
Глава 2. Гендерные аспекты управленческой деятельности
§1. Женский стиль управления…………………………………………………14
§2. Гендерный подход в современном управлении на практике……………..28
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...38
- Концепция «гендерного потока» (Барбара Гутек), согласно которой восприятие лидера, в том числе и его эффективности, зависит, прежде всего, от его пола (в зависимости от того, насколько сам испытуемый считает пол человека важным фактором).
- Теория гендерного отбора лидеров (Дж. Боумэн, С Суттон и др.). Эта теория исходит из допущения, что люди вообще, и в организациях в частности, предъявляют различные требования к лидерам разного пола. Требования к женщинам – выше.
- Концепция токенизма (Розабет Кэнтер) говорит о том, что на групповую динамику оказывает влияние ее состав. Те члены группы, которые по данному признаку (пол или раса, к примеру) составляют большинство, были названы доминантами, меньшинство получило название «токенов»11. Женщины в мужской группе и женщины-лидеры в мужском деловом мире выступают в роли «токенов».
- Свое неблагоприятное положение в группе токены могут компенсировать, используя так называемый впечатляющий менеджмент – способ повлиять на других людей, сформировать у них впечатление о самом себе с помощью слов, действий, взглядов (К. Риордан).
Одним из проявлений такого менеджмента является инграциация. Это понятие было введено Е. Джоунсом и говорит о способности человека быть привлекательным для других людей, добиваться их симпатии и любви.
- Статусная теория (или теория ранговых ожиданий) создана Дж. Бергером с коллегами. Суть ее заключается в том, что в обществе мужчина и женщина не равны: мужчина имеет высокий статус, женщина – низкий. Это неравенство закрепляется в соответствующих гендерных стереотипах. Это говорит о том, чтобы стать лидером в группе, низкостатусному ее члену приходится преодолевать больше препятствий по сравнению с высокостатусным, даже если он имеет большие знания и способности, чем кто-либо еще в этой группе.
- Элис Игли в своей социально-ролевой теории гендерных различий лидеров утверждает, что, чтобы быть принятым обществом, мужчины и женщины лидеры должны вести себя соответственно их гендерной роли, то есть соответствовать гендерному стереотипу. С другой стороны, роль лидера также предъявляет свои требования к индивиду. Согласно стереотипам, эта роль является мужской, поэтому женщины-лидеры будут испытывать конфликт между гендерной и лидерской ролями.
И, наконец, пятое
К пятому направлению можно отнести
те работы, которые не имеют четкой
теоретической основы и усматривают
причины гендерной диспропорции
лидерства в половой
К таким систематическим выводам пришла Т.В. Бендас. Все теории указанных направлений можно разделить на три вида. Первые считают главным гендерный фактор, вторые отдают предпочтение лидерской позиции, а третьи рассматривают оба фактора как равноценные.13
Таким образом, теория гендерного отбора лидеров исходит из допущения, что люди предъявляют различные требования по отношению к лидерам разного пола. По отношению к женщине эти требования являются выше и чтобы получить ту же менеджерскую должность, что и мужчина, женщина должна продемонстрировать гораздо более высокую по сравнению с ним компетентность, чтобы снять влияние предубеждений против неё. По моему мнению, именно эти предубеждения не позволяют части женщин занять лидерскую позицию, что порождает гендерную диспропорцию среди лидеров в организациях.
Глава
2. Гендерные аспекты
§1. Женский стиль управления.
В древности один мудрец от имени мужчин сказал: «Мы правим миром, а женщины — нами». Сегодня на рубеже третьего тысячелетия это высказывание приобретает новый смысл, поскольку в последнее время отмечается значительное укрепление позиций женщин в системе общественных отношений.
Американские экономисты Р. Петерсон и К. Вермейер назвали этот феномен «тихой революцией в мировом масштабе». Подтверждая и развивая данное определение, А. Бебель дал этому явлению название «революции, единственно победившей в этом столетии, которая прошла по всем странам и континентами»14.
То, что на сегодняшний день во главе компании стоит женщина это факт уже никого не шокирует. Конечно же, общее количество бизнесов, которые возглавляются женщинами, не так уж велико в сравнении с количеством бизнесов, во главе которых стоят мужчины.
Участие женщины в бизнесе в развитых странах – явление привычное и не вызывает удивления в деловом мире и обществе. Скорее вызывает уважение тот факт, что на этом поприще женщины проявляют недюжинные способности и деловые качества.
Заметим, что в Швеции — стране с одним из самых высоких в мире показателей степени участия женщин в экономической и политической жизни — доля женщин в парламенте достигает 42,7%, Финляндии — 33,5%, в Дании, Норвегии, Нидерландах — 36—37%.15
Существует
понятие, что женщины — слабый
пол, и это верно в отношении
физической силы. В отношении силы
духа — вопрос далеко не бесспорный.
Сила духа особенно важна для женщины-
Проведенный анализ различных управленческих ситуаций позволяет выделить ряд особенностей, подтверждающих, что женский стиль управления гораздо многообразнее, гораздо богаче по своим проявлениям благодаря многоликости женской натуры. Составленный перечень этих особенностей состоит в следующем16:
1. Мотивация трудовой деятельности женщины непременно имеет определенные отличия. Всем известная пятиуровневая пирамида потребностей А. Маслоу в гендерном разрезе претерпевает значительные корректировки на каждой ступени. Доказано, что различные группы потребностей имеют неодинаковое значение для мужчин и женщин. Причем, женщины имеют более подвижную мотивационную структуру, они могут реагировать с большими отличиями и реакция будет выражена ярче, чем у мужчин. Например, если женщина чувствует себя социально защищенной, счастлива в браке, семье, то она придает меньшее значение своим отношениям с коллегами по работе и, как правило, не стремится к лидерству в организации. Однако она может стремиться к завоеванию самостоятельного статуса в целях самоактуализации и утверждения собственной «полноценности». Жизнь мужчины наполнена проблемами карьеры и работы, он высоко ценит внесемейные отношения, например, общение в кругу коллег или друзей Позиция женщины меняется, если она одинока или работает из-за материальной необходимости. Таким образом, ярче проявляется стремление к стабильности, уверенности в будущем, обеспечении средств существования, реализации своих потребностей и возможностей. Важно так же подчеркнуть еще то, что особенности мотивации труда у женщин отражают скорее своеобразие личности, а не общие закономерности
2. В управлении
персоналом женщина-
3. Женский стиль управления особо характеризует черта, что женщина наиболее эмоциональна. Следовательно, в различных ситуациях реакция женщины-руководителя отличается от реакции мужчины, эмоционально она более ярче и богаче.
4. Во взаимоотношениях
с внешней средой женский
5. Стиль руководства
женщины-менеджера отличается
6. Еще одна
особенность женщины-
7. В экстремальных
ситуациях женщина
Мнения о
женщинах-руководителях
«Как правило, участниц мультигендерных лидерских программ можно по пальцам пересчитать. Из пятидесяти человек женщин будет не больше трех, — говорит Гинка Тогель, доктор Leipzig University, London Business School и программный директор нескольких курсов в IMD. — Понятно, что в такой обстановке они не всегда могут чувствовать себя свободно. Зачастую, когда участница решается высказаться, находится мужчина, который дисконтирует ее мнение, обвинив в «женской логике».17
Многие психологи отдают предпочтение руководителям-женщинам, обосновывая это следующим18:
- из женщин получаются лучшие руководители, потому что они умеют думать сразу о нескольких делах и, одновременно, составлять планы на будущее, тогда как мужчины способны сконцентрироваться на одном вопросе, предпочитая решать вопросы последовательно;
- женщины по своей природе более организованы и способны действовать эффективно, брать на себя ответственность - это в природе женщины;
- женщины целеустремлённей и последовательнее мужчины, лучше подмечают, анализируют и учитывают нюансы в работе;
- женщины-менеджеры превышают своих коллег мужчин практически по всем показателям. Они более коммуникабельны, лучше используют возможности решать вопросы обратной связи, им свойственно доверительное поведение. Они лучше выполняют организационные и плановые функции, быстрее приспосабливаются к изменению условий, четче осуществляют человеко-ориентированный менеджмент и, считаясь с подчиненными, способствует этим повышению производительности труда.
- женщины руководители лучше знают «ключ к сознанию» пользователей продукции своего бизнеса, ориентированны на клиента, на новый продукт (услугу), в котором нуждается рынок.
Однако в управлении женщины есть и отрицательные стороны, потому что:
- ей приходится
демонстрировать чисто «
- как руководитель
женщина зачастую лишена
- власть портит женщину гораздо больше чем мужчину;
- мужчина
скорее поймет, что требует от
него деловой партнер, и
- сосредоточение женщины на карьере, отдача любимому делу часто вредит благополучию семьи19.
В последние годы во многих странах численность работающих женщин, их количество в управленческих структурах разных уровней, а также число принимаемых ими решений в экономике, политике, общественной жизни возрастает.
Во многих странах женщины являются значительным кадровым потенциалом. Женщины, родившиеся в 50 — 60-е годы прошлого века, воодушевленные открывшимися перед ними возможностями, ринулись пополнять армию трудящихся. Так, число работающих женщин в США с 1970-го по 2004 год возросло с 30 млн. до 65 млн.20 В настоящее время они составляют 44,7% рабочей силы. Неуклонно увеличивается доля работающих женщин в численности экономически активного населения Великобритании — с 25% в 1951 г. до 70% в 1980 году.21
Как свидетельствуют данные демографической статистики, доля работающих женщин в народном хозяйстве России в ближайшие годы также будет иметь тенденцию к увеличению (в 2000 г. в РФ было занято 36,5 млн. женщин — более половины всех занятых в народном хозяйстве работников). Так, в странах Центральной и Восточной Европы женщины обладают более чем 30% бизнеса, нанимают 25% рабочей силы, составляют 55% всех обучающихся22.
По данным исследований, проведенных
британским банком «National Westminster», почти
треть фирм, учрежденных в Великобритании
в конце прошлого века, были основаны
женщинами. Более 790 тыс. женщин в стране
руководят собственным
В Великобритании в 2005 г. в правлениях
и исполнительными
По статистике в Южной Корее количество женщин в аппарате управления страны выросло за 20 лет в 6 раз и достигло 7.1% от числа работников, занятых в управлении и организации производства.24 Вообще, в азиатских странах больше всего женщин на руководящих постах. На Филиппинах в 97 процентах компаний есть женщины в высшем звене. Более 80 процентов компаний Китая, Малайзии, Таиланда, Гонконга и Тайваня также имеют женщин-руководителей.25
В России значительная роль женщин в
экономике обусловливается, прежде
всего, демографическими факторами. Уже
на протяжении многих десятилетий отмечается
преобладание женского населения в
структуре российского
Информация о работе Гендерные аспекты управленческой деятельности