Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 15:52, курсовая работа
Основная цель работы изучить особенности дискриминации на рынке труда по национальному признаку.
В связи с поставленной целью выдвинуты следующие задачи:
1. Определить понятие и виды рыночной дискриминации, а также проанализировать существующие теории, объясняющие дискриминационные различия.
2. Выявить причины возникновения и последствия дискриминации на примере одного из видов – дискриминации по национальному признаку. Оценить масштабы дискриминации по национальному признаку на рынке труда в России и странах СНГ.
3. Рассмотреть основные мероприятия, проводимые государством, направленные на устранение дискриминации на рынке труда и оценить их эффективность.
Введение
1. История возникновения проблемы дискриминации
1.1 Современный тип экономики и его основные негативные стороны
1.2 Описание теорий дискриминации в условиях рыночной экономической системы
2. Характеристика дискриминации по национальному признаку в России
2.1 Оценка дискриминации по национальному признаку в сфере обучения и образования
2.2 Рынок труда и национальная структуризация на нем
3. Пути улучшения ситуации на рынке труда
3.1 Сотрудничество мирового сообщества в сфере борьбы с дискриминацией
3.2 Пути улучшения ситуации на рынке труда в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
В 2002 году эстонские социологи Эллу Саар, Елена Хелемяэ и Клара Халлик проанализировали причины дискриминации на рабочем месте и существенную разницу в доходах эстонцев и неэстонцев. За основу были взяты данные департамента статистики Эстонии исследований трудовой занятости за 1998-2000 годы.
Приведенные социологами результаты исследований были шокирующими.
Хорошее
знание эстонского языка должно давать
возможность трудоустройства, как
в частных, так и в публичных
секторах экономики в соответствии
с уровнем полученного
Следует отметить, что среди обладателей специального и высшего образования разница в уровне безработицы была примерно в два раза (соответственно 6 и 2% у эстонцев против 11 и 5 % у неэстонцев, хорошо владеющих эстонским языком).
Кроме того,
социологи определили, как изменялось
в течение десятилетия
Последствия
такой формы дискриминации
Кроме того,
поведение работодателей-
Стоит упомянуть и о положении мигрантов на рынке труда.
Мигранты
сосредоточены в достаточно узком
круге видов деятельности. Они
занимаются сбором мусора, уборкой
улиц и помещений, неквалифицированным
сервисом и т.д. Многие из них имеют
образование и квалификацию, дипломы
об окончании ВУЗов, и вынуждены
занимать на рынке труда
Чаще
всего мигранты уходят в сектор неформальной
экономики, поскольку это является
единственной возможностью реализовать
их право на труд. Наиболее типичными
и массовыми формами
Результатом дискриминации на рынке труда по национальному признаку появляются различия в оплате труда, в оценке поступков таких людей, что является нарушением определённых стандартов справедливости.
Подобные
процессы приводят к тому, что у
мигрантов нет возможности
Основной сферой дискриминации национальных меньшинств является право на работу. Группой российских исследователей была предпринята попытка опытной проверки дискриминации представителей национальных меньшинств в Астрахани и Самаре в 2002 году. Обследование проводилось волонтерами, преимущественно, студентами. Каждая пара волонтеров (русских и представителей национальных меньшинств) устраивалась на работу. Все они были одного возраста, пола, уровня образования и квалификации, все имели российское гражданство и законно проживали на территории региона.
Опытное обследование положения представителей национальных меньшинств на рынке труда продемонстрировало следующее. При устройстве на работу в 40% случаев предпочтение отдается русским, а не представителю национального меньшинства. Как правило, работодатель дискриминирует не только представителей мигрантов, но и традиционных меньшинств (к их числу исследователи отнесли татар, мордвинов, евреев, русских немцев и чувашей, проживающих на территориях исследуемых областей). Иногда отказывали в работе под явно надуманными предлогами.
Наряду с отказами в найме на работу отмечались и факты дискриминации в оплате труда и условиях труда. В одном случае студенту-татарину предложили объект и график труда хуже, чем его напарнику, а заработная плата была предложена ниже на 16%. В другом случае разрыв в начальной оплате труда составил 42%, в третьем – русскому студенту кроме фиксированной ставки, одинаковой с его напарником-волонтером были предложены комиссионные.
Дискриминатор
ориентируется не на личные качества
работника, а на статус меньшинства,
определяющего стоимость
Говоря
о дискриминации на рынке труда
по национальному признаку, определяя
корень этого явления и рассматривая
его с разных сторон, стоит обратить
внимание на следующее. Разделение в
пользу или против лица на основе его
этнической принадлежности приводит к
крайностям в виде кастовой системы,
при которой право занимать должность,
особенно в государственных структурах,
имеет лишь тот, кто является представителем
титульной национальности (местным
жителем). Не секрет, что после распада
Советского Союза и смены власти
в бывших союзных республиках
на многие посты в государственном
аппарате пришли «национальные кадры».
В Казахстане, например крупные военно-промышленные
предприятия возглавили казахи, русские
были вытеснены не только с руководящих
должностей, но и были лишены возможности
продвижения по службе. Для них
был определен «стеклянный
Анализируя проблему дискриминации по национальному признаку на рынке труда можно четко проследить описанные ранее модели дискриминации, предложенные учеными. В действительности ни одна из моделей не проявляется в чистом виде. Невозможно четко определить их границы, они существуют в неразрывной связи, дополняя друг друга.
Кроме того, национальность работника, статус в социуме чаще всего определяет его положение на рынке труда, влияет на заработную плату. Проблема дискриминации по этнической принадлежности человека существует и не только в Росси и на постсоветском пространстве, но и на Западе. Например, результаты исследований, проведенных в ФРГ показали, что среднечасовая оплата иммигрантов на 10% ниже, чем немцев. Последние получали более высокие премии и выгодные сверхурочные работы. Но если в Европейских государствах и в США законодательством четко прописаны права и обязанности национальных меньшинств, то в России подобные процессы только начинаются и существуют в основном только в устной форме, и работодатели довольно таки часто применяют дискриминационную политику.
3. Пути улучшения ситуации на рынке труда
3.1 Сотрудничество мирового сообщества в сфере борьбы с дискриминацией
«Миллионы людей в мире лишены работы, вынуждены заниматься лишь определенными видами профессиональной деятельности или получают более низкую заработную плату только из-за своего пола, вероисповедания или цвета кожи независимо от своих способностей или требований, предъявляемых на данном рабочем месте. Ликвидация дискриминации в сфере труда – необходимый элемент любой стратегии снижения масштабов нищеты и обеспечения устойчивого развития».
Принцип, на котором основывается международно-правовая система защиты прав человека и основных свобод, - это принцип равенства и недискриминации. Дискриминация запрещена рядом международно-правовых документов, принятых в рамках ООН и затрагивающих все известные сегодня ситуации, при которых лицам может быть отказано в праве на равенство. В декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам указано, что дискриминация людей на основе принадлежности их к той или ной национальности является оскорблением достоинства человеческой личности и отрицанием принципов устава ООН и осуждаются как нарушения прав человека и основных свобод, провозглашенных во всеобщей декларации по правам человека.
В «Декларации
ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках»
от 27 ноября 1978г. в статье 1 отмечено
«все люди, и группы людей имеют
право отличаться друг от друга, рассматривать
себя как таковых и считаться
таковыми. Однако многообразие форм жизни
и право на различие, ни при каких
обстоятельствах не могут служить
предлогом для расовых
Конвенция 97 МОТ «О работниках-мигрантах (пересмотренная в 1949г.)» в статье 6 обязует каждого Члена Организации, «для которого настоящая Конвенция находится в силе, предоставлять без дискриминации по признаку национальности, расы, религии или пола иммигрантам, законно пребывающим на его территории, условия не менее благоприятные, чем те, что пользуются его собственные граждане». Это коснулось в первую очередь вопросов заработной платы, социальных пособий, условий труда, принадлежности к профсоюзам и т.п.
В США, например, еще в 60-е годы принимались законы, запрещающие дискриминацию по признакам расы, пола, возраста и т.д. Закон о гражданских правах 1964 года заложил правовую основу формального обеспечения всем американцам равных возможностей.
Пытаясь
уничтожить рыночную дискриминацию, федеральное
правительство США приняло два
вида правил. Одно из них – это
запрет дискриминации почти для
всех работодателей. Другой – это
требование от тех, кто заключает
контракты с федеральным
Многим американцам казалось, что в Соединённых Штатах с расизмом наконец-то покончено – и это не потребовало радикального общественного переустройства.
Движение в защиту гражданских прав стремительно набирало обороты, начинали вступать в силу распоряжения о десегрегации, и сотни тысяч чернокожих американцев переезжали в города северных штатов, где, предположительно, расовая дискриминация была не такой суровой, как на Юге. Правительственные доклады были полны оптимизма: к примеру, в 1969 году разрыв между белыми и чернокожими молодыми американцами 25-29лет, имеющих высшее образование был в четыре раза меньше по сравнению с 1960 годом.
На определенном этапе развития международного права были выделены так называемые права третьего поколения – коллективные права. Это специальные права тех категорий граждан, которые по социальным, политическим, физиологическим или каким-либо иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в определенной поддержке со стороны как государства, так и международного сообщества в целом. Круг носителей таких прав достаточно широк – это несовершеннолетние, пенсионеры, инвалиды, безработные, беженцы и лица некоренной национальности.
По опыту западных стран в проведении антидискриминационной политики, несмотря на скрытое сопротивление людей, консерватизм, традиции и предубеждения, успех в этом деле реально достижим, но нужны последовательные усилия государства, общества и граждан. Интересно, что на определенном этапе возможен своего рода противоположный эффект, когда работодатель, например, подвергает дискриминации белого работника, боясь быть обвиненным в дискриминации афроамериканца.
3.2 Пути улучшения ситуации на рынке труда в Российской Федерации
У нас в стране еще в советский период Кодекс законов о труде от 09.12.1971, утвержденный ВС РСФСР, в статье 16, где речь идет о гарантиях при приеме на работу, запретил «необоснованный отказ в приеме на работу». Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме не работу в зависимости от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям и прочего не допускалось.
Основы законодательства Союза ССР Республик о занятости населения принятые ВС СССР, (в пункте «г», статьи 5) государство гарантировало гражданам СССР «защиту от любых форм дискриминации и обеспечение всем трудящимся равенства возможностей в получении профессии и работы, выборе условий занятости и труда».