Законы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 14:43, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - изучить и проанализировать законы организации на примере деятельности ООО «Медтехника».
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические основы законов организации;
- раскрыть действие законов организации на примере ООО «Медтехника».

Вложенные файлы: 1 файл

Законы организации.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Жизнь организации, как и любого структурированного культурного и природного объекта, подчиняется определенным законам. Эти законы позволяют организации сохранить свою целостность и самобытность и, одновременно, организуют ее деятельность в определенном направлении.

Актуальность темы «Законы организации» определяет то, что законы играют решающую роль в теории организации, поскольку образуют фундамент этой дисциплины. Они позволяют использовать в процессах управления научно обоснованные методы, дают возможность составить представление о возможных путях достижения поставленной цели организации, полагаясь не только на собственный опыт и интуицию, но и с учетом опыта, накопленного человечеством за многовековую историю развития организационных систем.

Цель данной работы - изучить и проанализировать законы организации на примере деятельности ООО «Медтехника».

Задачи работы:

-  рассмотреть теоретические  основы законов организации;

- раскрыть действие законов  организации на примере ООО  «Медтехника».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Законы организации

  1. Основные законы организации

 

Основными законами организации являются:

– закон синергии;

– закон самосохранения;

– закон развития;

– закон композиции и пропорциональности;

– закон информированности и упорядоченности;

– закон единства анализа и синтеза.

 

1.1 Закон синергии

 

Синергия (от греч. synergia – сотрудничество, содействие) означает совместное и однородное функционирование элементов системы.

Закон синергии определяет приращение энергии. В любой организации возможен как прирост энергии, так и снижение общего энергетического ресурса по сравнению с простой суммой энергетических возможностей входящих в нее элементов.

Энергетический потенциал деловой организации показывает ее возможности в достижении поставленной цели, эффективного использования как материальных факторов (территория, техническая оснащенность, денежные средства, оборотные фонды), так и социально-психологических факторов (уровень профессиональной подготовки персонала, социально-психологический климат в коллективе). Степень реализации потенциальных возможностей организации зависит от эффективности работы звена управления. При этом может быть достигнут как положительный, так и отрицательный эффект. Низкий уровень реализации энергетического потенциала организации может быть обусловлен неэффективным использованием таких факторов, как менеджмент, отсутствие в коллективе лидера, недостаточная квалификация или пассивность персонала, слабая техническая оснащенность, использование устаревших технологий управления. Поэтому задача менеджера заключается в том, чтобы найти нужный набор этих факторов, который позволит повысить синергию организации. Применительно к социальным организациям закон синергии проявляется в частности, в приросте энергии, превышающем сумму индивидуальных усилий членов организации.

Синергетическим эффектом можно считать усиление результатов в совместной деятельности в результате совпадения набора факторов (элементов) и оптимального сочетания их характеристик.

В связи с этим в организации должна быть разработана система мероприятий социального и экономического характера, направленная на решение задачи обеспечения положительного синергетического эффекта.

К экономическим мероприятиям повышения синергетического эффекта организации относятся: возможность участия работников в распределении общей прибыли, различные формы поощрения по итогам работы организации в целом, участие в акционировании, награждение бесплатными акциями и т. п.

К социальным мероприятиям относятся: мероприятия по проведению досуга и отпуска, бесплатное медицинское обслуживание, оказание помощи при решении личных и семейных проблем.

К психологическим мероприятиям относятся: встречи с представителями руководства, профессиональной учебы работников.

Для всех звеньев организации необходима специальная система мотиваций, эффективная система контроля и оперативной коррекции проводимых мероприятий.

 

1.2 Закон самосохранения

 

Закон самосохранения утверждает, что любой организации как социально-экономической системе присуще стремление к самосохранению (выживанию) за счет оптимального использования кадровых и материальных ресурсов.

В конкурентной борьбе при рыночных отношениях происходит естественный отбор организаций. Выживает та, которая удовлетворяет потребностям общественного развития. Потому при создании организации выбор целей и социальной миссии является самым ответственным моментом в стремлении к выживанию. Кроме того, на обеспечение существования организации и дальнейшего ее развития оказывают факторы внутренней и внешней среды, представляющие угрозу ее жизнедеятельности. Эти факторы разбиты на две группы: позитивные и негативные.

Позитивные факторы – ресурсы, повышающие возможности организации в борьбе за выживание. Организация способна к выживанию и устойчивому развитию только в том случае, если энергетический потенциал позитивных факторов превышает соответствующий показатель негативных факторов.

Внутренние факторы, влияющие на жизнедеятельность организации, делятся на факторы материального характера (наличие денежных средств, состояние материально-технической базы, технологии работы и т. п.); социально-психологические факторы (профессиональная и психологическая пригодность персонала к выполнению возложенных на них обязанностей, показатели общей психологической атмосферы в коллективе: отношение к руководству, конфликтность, способность работать в часто меняющихся или экстремальных условиях и т. д.); личность менеджера, его инициативность, профессионализм, общая культура, коммуникабельность, организаторские способности, стремление к использованию новаций в управленческой деятельности и т. д.

Факторы внешней среды. К ним относятся:

– международные факторы;

– экономические факторы;

– рыночные факторы;

– технологические факторы;

– социальные факторы;

  – политические факторы.

Международные факторы. К ним относятся взаимоотношения между государствами, соглашения по тарифам и торговле между странами, законодательные основы различных стран. Деловые организации, которые стремятся выйти на международный рынок, должны отслеживать политику других стран, предусматривающую меры по защите или расширению национального рынка.

Политические факторы. Это государственный строй, законодательная и нормативная деятельность федерального правительства и органов местной власти, уровень правового регулирования экономической деятельности, состояние кредитной политики, протекционизм в таможенной политике.

Экономические факторы. Темпы инфляции (дефляции), налоговые ставки, способность управления финансами на государственном уровне, условия предоставления кредитов, уровень цен, платежеспособность населения и предприятий, уровень безработицы в стране.

Рыночные факторы. Спрос и предложение, демографическая ситуация, уровень конкуренции, емкость рынка, защищенность организации в рамках выбранного сегмента рынка.

Технологические факторы. Наличие нововведений, использование новейших достижений передовых стран мира, технические новации, современные информационные технологии (Интернет), новые технологии управления организациями, финансовыми потоками, использование автоматизированного сбора, обработки и передачи информации.

Социальные факторы. Обостренные национальные чувства (покупать только отечественные товары, не покупать товары у лиц определенных национальностей), неоднозначное отношение к предпринимательству, изменение общественных ценностей, развитие движения в защиту потребителей.

Опыт работы деловых организаций в условиях становления рыночных отношений показывает, что чаще всего ликвидация организаций связана в основном с неэффективным менеджментом. Из закона самосохранения следует, что прибыль не является главной целью организации, потому что она является сугубо внутренней проблемой. Использование прибыли как главного фактора самосохранения предприятия привело к их самоликвидации. В настоящее время организации такого типа могут существовать очень короткое время и только на новых сегментах рынка.

 

1.3 Закон развития деловых организаций

 

Организация является сложным объектом, в состав которого входят люди, оборудование, здания, информационная среда и т. п. Как и любой другой живой организм, организация имеет свое прошлое, существует в настоящем и планирует будущее.

Закон развития гласит: в процессе жизнедеятельности организации происходят необратимые и закономерные изменения, направленные на максимальное использование энергетического потенциала для достижения поставленной задачи, в результате чего происходит качественное изменение состояния организации.

Для организации так же, как и для других многих явлений, применимо понятие жизненного цикла.

Цель – это предвосхищение результатов, на достижение которых направлена деятельность организации.

Цель деловой организации должна соответствовать запросам потребителей, решать социально-значимые проблемы, стоящие перед обществом.

Основой существования организации является коммерческая идея, т. е. предвидение того, каким путем она будет зарабатывать деньги, и какой будет получать доход. Прибыль должна рассматриваться как один из критериев успеха, а не как самоцель.

Основной целью организации должно быть эффективное и быстрое развитие, которое решается за счет освоения и расширения рынка, внедрения новых технологий работы или выпуска новой продукции, решения актуальных социальных задач.

После установления цели необходимо определить, реализуема ли эта цель. Для этого проводятся следующие действия:

– анализ возможностей организации;

– анализ внешней среды;

– выявление набора подцелей путем прогнозирования;

– морфологический анализ;

– анализ исходной позиции.

Анализ возможностей организации. Проводится комплексный анализ энергетического потенциала организации, т. е. определение соответствия цели существующим возможностям организации и возможности дальнейшего развития.

Анализ внешней среды. Проводится детальный анализ субъектов, объектов, факторов и явлений внешней среды, связь с государством, состояние рынка, запросов потребителя, поведения конкурентов, работа банков и инвестиционных компаний.

Выявление набора подцелей путем прогнозирования. Просмотр альтернативных целей, соответствующих выбранному направлению деятельности организации; просмотр сценариев возможного поведения организации в будущем с учетом возможных поведений во внешней среде.

Морфологический анализ. Этот вид анализа обеспечивает предсказание действий организации в условиях изменения тенденций развития как самой организации, так и окружающей среды.

Анализ исходной позиции. Предусматривает ответы на следующие вопросы:

– соответствует ли цель возможностям организации;

– верны ли выдвинутые коммерческие цели;

– как будет осуществляться борьба за выживание организации при неблагополучном развитии событий (оценка опасности).

Следующим этапом развития организации является выбор стратегии, которая определяет последовательность действий организации на всех этапах ее развития, начиная от создания и кончая ликвидацией.

Стратегия – это составная часть искусства управления организацией, которая охватывает вопросы теории и практики развития организации. Иначе говоря, стратегия – это общий план ведения конкурентной борьбы.

 

1.4 Закон композиции и пропорциональности

 

Закон утверждает, что в рамках достижения единой цели существует объективная тенденция организаций к созданию устойчивых объединений с соблюдением принципов соразмерности и пропорциональности.

Что касается деловых организаций, то применительно к ним этот закон выражается в стремлении к работе с добросовестными и надежными партнерами. Для организаций производственного типа в качестве надежных партнеров должны выступать поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий; организации, осуществляющие сбыт продукции. При этом обязательно должен соблюдаться принцип пропорциональности или соотносительности всех составных элементов объединенной организационной системы.

Организация представляет собой единый, целостный, развивающийся объект, для которого характерна тенденция к объединению. Указанная тенденция реализуется прежде всего в желании выбрать оптимальную структуру и создать благоприятную среду обитания. На этом фоне происходит активное формирование объединений. Примером могут служить объединения организаций по отраслевому и региональному признаку (банковские пулы, финансово-промышленные группы, холдинги, корпорации и др.). Основные цели, преследуемые организациями при создании объединений, следующие:

– минимизация издержек;

– получение дополнительной прибыли;

– снижение рисков;

– создание устойчивой среды обитания;

– совместное планирование и пропорциональное распределение работ;

– консолидация финансовых и материальных ресурсов;

– реализация общих проектов;

– освоение новых технологий.

Одна из основных функций объединения – создание структурных взаимосвязей и разработка общей системы управления с выработкой единых правил взаимодействия. Примером достаточно распространенного способа создания объединений является объединение типа франчайзинга на базе крупных деловых организаций производственного типа.

 

1.5 Закон информированности и упорядоченности

 

Этот закон означает, что любая социальная организация способна к выживанию только в том случае, если она обеспечена полной, достоверной и упорядоченной (структурированной) информацией.

В современном обществе уровень развития организации определяется не только обеспеченностью сырьем, материалами, оборудованием, финансами и т.д., но и состоянием информационного обеспечения или состоянием информационной среды, в которой живет эта организация.

Информация о работе Законы организации