Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:37, реферат
Краткое описание
Цель данной работы: охарактеризовать особенности интеллектуальной и обучающихся организаций. Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: - определить понятие и условия построения интеллектуальной организации; - рассмотреть сущность и особенности обучающихся организаций; - проанализировать принципы обучающихся организаций.
Содержание
Введение Глава 1. Теоретические аспекты интеллектуальной организации 1.1 Характеристика интеллектуальной организации 1.2 Условия построения интеллектуальной организации Глава 2. Анализ особенностей обучающихся организаций 2.1 Сущность и особенности обучающихся организаций 2.2 Принципы обучающихся организаций Заключение Список используемой литературы
Концептуально равенство
начинается с идеи, что все люди ценятся
одинаково: к каждой личности относятся
с уважением независимо от искусственного
деления работников по рангу. Постепенно
это деление исчезнет, чтобы дать возможность
руководствоваться более значимыми различиями
между людьми, а именно: различиями в образовании,
навыках, опыте, точках зрения и методах,
а также способах прироста производимых
ценностей. Корни равенства произрастают
не просто из справедливости, ориентированной
на достижение равных возможностей. Равенству
способствует постоянное обучение работников.
Организация, предоставляющая время и
средства на обучение, создает равные
возможности для развития работников
и избегает ситуации, когда она могла бы
оказаться перегруженной работниками
с устаревшими знаниями. Валуев С.А., Игнатьева
А.В. Организационный менеджмент. - М.: Нефть
и газ, 2009. - С.199..
Огромный прорыв в использовании
интеллектуального потенциала организаций
может быть совершен путем легитимизации
и защиты неформальных отношений, что
тесно связано с главным правом - правом
свободы общения и свободы личности. Объединение
людей с неодинаковыми данными, мировоззрениями
и особенностями характера повышает вероятность
крупных достижений организации.
Чтобы организация была
гибкой и адаптивной, должен использоваться
интеллектуальный потенциал всех работников
в процессе их взаимодействия и создания
постоянной цепочки знаний, которые могут
быстро распространяться и применяться
по нужным направлениям.
Для того чтобы этого
достичь, необходимо распределить полномочия
по принятию решений и возможности действовать.
Перспективные организации содействуют
появлению неформальных связей и поощряют
новые межфункциональные рабочие альянсы,
ориентированные на потребителя. Они создают
условия, позволяющие демонтировать и
воссоздавать новые группировки работников,
процессы и структуры по мере возникновения
потребностей. Такие альянсы создаются
работниками по всей организации без учета
каких-либо традиционных границ, а также
и вне ее. Иерархическая простота отношений
заменяется сложной и неустойчивой системой
связей. В определенном смысле это именно
те быстроменяющиеся взаимоотношения,
которые и создают выход продукции и поток
информации, необходимые организации
для достижения ее целей.
Отдельных работников
и рабочие группы можно сравнить
с нервными клетками. Для того чтобы сформировать
мозг, нервные клетки должны быть здоровыми
и находиться в свободных связях друг
с другом таким образом, чтобы постоянно
посылать информацию и получать ее от
других нервных клеток, получать питание
и кислород от системы, которую они обслуживают
и помогают координировать. С изменением
параметров системы связи между нервными
клетками меняются. Точно так же для формирования
интеллектуальной организации отдельные
рабочие группы должны быть жизнеспособны,
обеспечены информацией и ресурсами и
по мере обучения иметь возможность устанавливать
связи и прерывать их.
Комплексной
организации необходимы такие тонкие
и меняющиеся связи, какие не сможет
создать отдельный работник или
их группа. Свобода выбора отдельных лиц и групп при формировании
экономических альянсов и процессов будет
способствовать процветанию организации
и наиболее полному использованию ее интеллектуального
потенциала. Объясняется это тем, что выбор
рыночных партнеров и продавцов создает
сетевую организацию со связями, соответствующими
каждому заданию. Сеть связей с рынком
гораздо более гибкая и адаптивная, чем
бюрократические монолиты. Несмотря на
то, что в интеллектуальной организации
много предприимчивых личностей и групп
работников и ее сеть продавцов и покупателей
обеспечивает большую часть необходимых
интеграционных связей между рабочими
группами, необходимо еще решить комплекс
вопросов, связанных с индивидуальной
и групповой инициативой. Сюда входят
общие цели, задачи, способы связи, внутренние
нормативы, права и баланс между факторами
ответственности и факторами свободы
в широком смысле. Наиболее предпочтительным
является демократический подход к вовлечению
работников в процессы деятельности Адамецкий
К.О. О науке организации. - М: Экономика,
2006. - С.217..
Демократическое
самоуправление начинается на низшем
уровне, давая возможность каждому
работнику выражать мнение о работе
системы в целом. Демократическое
самоуправление в широком смысле
подразумевает возможность каждого
работника участвовать в формировании и осуществлении
задач организации и в принятии концепции,
определяющей направление развития организации
и ее структурных звеньев. В идеальном
варианте все члены организации должны
сознавать, что они способствуют регулированию
деятельности организации, выполняя ее
цели и задачи.
интеллектуальный
обучающийся организация
Глава 2. Анализ особенностей
обучающихся организаций
2.1.Сущность
и особенности обучающихся организаций
В теории организации
и на практике организационное обучение
рассматривается как непрерывный
источник создания конкурентоспособных
преимуществ компаний, как их стратегия
постоянного обновления методов и повышения
успешности всех видов деятельности. Организации,
которые не обучаются (и, соответственно,
не изменяются) в условиях быстрых перемен
внешней среды, считаются обреченными.
Отсюда и рекомендации создавать группы,
обучающиеся в процессе деятельности,
сосредоточивать внимание на необходимости
генерирования новых идей в процессе обучения.
Имеются даже попытки дать символическую
интерпретацию организационного обучения.
Этот процесс представляется, в частности,
в таком виде Мильнер Б.З. Теория организации.
- М.: БЕК, 2009. - С.138.:
Обучение = Р
+ Q (1)
где Р -- программное
обучение (чтение книг, лекций и др.);
Q -- обучение путем постановки вопросов,
получения доказательств, обсуждения
выводов, основанных на обобщении практического
опыта.
Обучение
«в действии», т.е. организационное
обучение, базируется главным образом
на Q. Его основной идеей является
организация групп для того, чтобы у каждой из них
были две задачи: одна -- решить проблему
или выполнить проект; другая -- обучаться
в процессе выполнения задач, сделать
полученные знания достоянием всех участников,
представить полученный материал руководству
для последующего использования.
Некоторые исследователи
организаций обратили внимание на то,
что средняя продолжительность
жизни большинства компаний от создания
до закрытия составляла менее 40 лет. Однако
целый ряд фирм оставались действующими
и процветающими даже после двухсотлетней деятельности.
Анализ этих тенденций приводил к выводу,
что большая часть корпораций умирает
преждевременно из-за неспособности обучаться.
Они оказываются неспособными адаптироваться
и развиваться в то время, как изменяется
их внешняя среда. Выявлено, что эти долгожители
корпоративного мира являются обладателями
четырех общих черт, а именно:
- адаптивности
к внешней среде (ее потенциальным
изменениям), что определяет их
способность к обучению;
- высокой
степени сплоченности персонала
и идентичности культуры организации,
что непосредственно влияет на способность
компании создавать свои ценности, которые
являются ее фундаментом;
- толерантности
к новым или противоположным
идеям и видам деятельности (что
часто ведет к децентрализации
управления), обеспечивающей открытость
обучения и объективную оценку общего
состояния внешней среды организации;
- консервативного
финансирования как сдерживающего
фактора рисковых инвестиций
корпорации.
Продолжительное
процветание фирмы тесно связано
с организационной способностью продуманно управлять
собственным развитием. Фирмы с указанными
выше характеристиками («живые компании»)
имеют более продолжительный жизненный
период. Те организации, которые делают
упор только на увеличение доходов акционеров,
имеют меньше возможностей для долгосрочного
выживания. Они получили название «экономических
компаний».
На основе
исследований последнего времени в
литературе описаны внутриорганизационные
условия, делающие обучение работников
затруднительным. К таким условиям
относятся: привычная деятельность оператора,
инженерные стандарты, административная
культура, основывающаяся на устоявшихся
представлениях о технологии управленческой
деятельности. Теорией организационного
обучения предложено пять дисциплин, овладение
которыми призвано преодолеть недостатки
в стереотипах мышления, знаниях и умениях
персонала. Речь идет о следующих дисциплинах
(условиях) достижения главных целей обучения
работников.
1. Системное
мышление. Предпринимательство и
другая человеческая деятельность
являются системами. Они охватывают взаимосвязанные
действия, оказывающие влияние друг на
друга. Обычно же люди концентрируют свое
внимание на изолированных деталях системы.
Основное представление о мире является
чрезвычайно интуитивным. Системы же мышления
являются концептуальными структурами,
охватывают объем знаний и технологий,
познанных в течение целого ряда лет. Эти
знания должны составить целостное представление
о процессах и явлениях, понять, как их
изменить наиболее успешно.
2. Личное мастерство.
Оно предполагает определенный уровень
профессионализма. Люди с высоким уровнем
личного мастерства способны постоянно
реализовывать то, что для них наиболее
значимо. На самом деле они подходят к
жизни так же, как художник подходит к
произведению искусства. Это происходит
потому, что они связывают себя с пожизненным
обучением. Интересы повышения уровня
личного мастерства стимулируют постоянное
углубление личного видения, сосредоточенности
усилий, развитие терпения и объективного
понимания реальности. Краеугольным камнем
обучающейся организации является изучение
духовного фундамента организации. Готовность
и способность к обучению организации
в целом не могут быть выше, чем у членов
самой организации. Корни этого условия
лежат в традициях практически всех стран.
Однако не
все организации поощряют
людей к развитию. В результате остаются
неиспользованными огромные ресурсы.
Наряду с этим имеется много работников,
не привыкших постоянно развивать свое
личное мастерство. Дисциплина личного
мастерства начинается с выявления ценностных
ориентиров работника и их соответствия
целям организации. Вот почему следует
постоянно заниматься связями между личным
и организационным обучением, разнообразными
связями между личностью и организацией,
а также моральным климатом на предприятиях.
3. Ментальная модель. Это глубоко
укоренившиеся в сознании понятия, обобщения
или даже картины и образы, которые действуют
на то, как мы воспринимаем мир и действуем.
Ментальные модели того, какое поведение
допустимо в различных управленческих
структурах, являются не менее глубоко
укоренившимися. Работа с ментальными
моделями начинается с воссоздания внутренних
картин мира, их тщательного и внимательного
изучения.
4. Создание
общего видения. На протяжении
всей истории развития организаций
их вдохновляло воссоздание общей картины будущего,
к которому организация стремилась. Трудно
представить организацию, не имеющую целей,
ценностей и задач, которые бы не разделялись
всеми ее членами. Слишком часто общее
видение организации связывается с харизмой
ее лидера или с каким-либо кризисом, который
мобилизует каждого работника.
5. Групповое
обучение. Известно, что группы могут
обучаться в спорте, искусстве,
науке и даже в предпринимательской
деятельности. Есть удивительные
примеры, когда знания группы
превосходят индивидуальные знания и группы демонстрируют
экстраординарные возможности для скоординированных
действий. Групповое обучение является
жизненно важным, поскольку именно группы,
а не отдельные личности являются основной
обучающейся единицей в современных организациях
Друкер Питер. Ф. Задачи менеджмента в
XXI веке: Пер. с англ. : Уч. нос. - М.: Издательский
дом «Вильяме», 2008. - С.210..
Следует обратить
внимание на неспособности, потенциально
приводящие к периодическому принятию
работником чьей-либо позиции. Такое
восприятие получило название
«квалифицированной некомпетентности».
«Квалифицированная некомпетентность»
и боязнь перемен тормозят деятельность
многих руководителей, не дают им возможности
экспериментировать в организациях. Руководители
часто не видят «картину в целом», не обращают
внимания на связь причин и следствии
в период между принятием решения и предпринимаемыми
действиями.
Значительная
часть индивидуального обучения
в организациях может быть определена
как поддерживаемое обучение. Люди
ежедневно учатся тому, как выполнять задания,
планы на короткие периоды или как улучшить
тактические приемы. Кризисное обучение
- это такая форма, которая зависит от стратегии
реагирования на какие-либо события или
сложившуюся ситуацию. Обучение осуществляется
в рамках одного цикла, когда внимание
сосредоточено на эффективном выполнении
задания. От поддерживаемого обучения
следует отличать предупреждающее обучение,
которое имеет стратегическую направленность
в предвидении проблем или тенденций будущего.
Эта разновидность включает обучение
на перспективу и обучение внутри организации
по вертикали, горизонтали и диагонали.
2.2 Принципы обучающихся организаций
Практикой обучающихся
организаций уже выработаны определенные
принципы, суть которых сводится к
следующему:
1. обучаться быстрее, чем конкуренты;
2. обучаться
внутри организации (друг у
друга и рабочих групп);
3. обучаться
за пределами организации (у
поставщиков и потребителей);
4. обучаться
по вертикали (от вершины до
основания организации);
5. задавать
правильные вопросы и применять обучение в
действии;