Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность понятия организационное проектирование, изучить историю развития и становления организационного проектирования. В связи с целью работы я определила ряд задач:
- раскрыть понятие и сущность организационного проектирования;
- рассмотреть стадии и этапы организационного проектирования;
- рассмотреть основные подходы и школы управления.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Организационное проектирование и его факторы ……………….…6
1.1. Понятие и сущность организационного проектирования………………..6
Глава 2. История развития организационного проектирования……………...12
2.1. Основные подходы к управлению…………………………………………12
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы……………………………………………25
В XXI веке работа с кадрами будет строиться с учетом трех основных тенденций: децентрализации, экономизации и интернационализации.2
Децентрализация означает
дополнительное делегирование линейным
руководителям функций
Экономизация выражается в организации работы службы персонала с учетом ее эффективности как самостоятельного подразделения предприятия. В качестве основных методов оценки результатов кадровой деятельности используется функционально-стоимостный метод, при котором определяется затратность или доходность тех или иных функций службы персонала, а также метод сравнения, при котором происходит сопоставление отдельных параметров (численность, оплата труда, уровень образования работников кадровой службы) с аналогичными показателями служб других предприятий данной отрасли (бенчмаркинг).
Интернационализация предполагает приспособление стратегии и методов управления персоналом к экономическим, культурным и правовым условиям той страны, на территории которой находится представительство, филиал или дочерняя фирма компании.
При этом, исходя из представленной
выше многофокусной схемы
Рис.1
Многомерная модель управления персоналом.
Структура и функции современных служб управления персоналом
В России крупные, особенно
производственные, компании испытывают
острый дефицит в
Таким образом, в объект управления службы управления персоналом должны включаться не только деятельная, личностная, социальная, психологическая и другие составляющие профессионального опыта персонала, которые оказывают существенное влияние на достижение целей организации, но и сама организационная структура, в которой выражена потребность в таком профессиональном опыте.
Глава 2. Истории развития организационного проектирования
2.1. Основные подходы к управлению
Таблица 1
Подходы, школы |
Годы |
Подходы с позиций школ управления |
|
1.Подход научного управления |
1885 – 1920 |
2.Подход административного управления |
1920 – 1950 |
3.Подход с позиции |
1930 – 1950 |
4.Подход с позиции науки о поведении |
1950 – по наше время |
5.Подход с позиций |
1950 – по наше время |
Подход к управлению как к процессу |
1920 – по наше время |
Системный подход |
конец 1950-х – по наше время |
Ситуационный подход |
конец 1960-х – по наше время |
Существует четыре основных подхода к управлению:
- с позиции выделения различных школ в управлении;
- процессный подход;
- системный подход;
- ситуационный подход.
Подход с позиции выделения различных школ в управлении
Практика управления так же стара, как и сами организации. Наука управления как самостоятельная дисциплина очень молода, официально признана в начале 20 века. До 20 века вряд ли кто задумывался, как управлять организацией системно, главный интерес - как заработать больше денег и добиться большей политической власти, используя организацию. В 1911 г. Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу «Основы научного управления», считающуюся началом признания управления наукой. В результате эволюции управления как научной дисциплины сформировались различные школы менеджмента.
Школа научного управления
1885-1920 гг. Представители: Ф.У.Тейлор, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г. Гантт.
Полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать операции ручного труда следующим образом, повышая их эффективность.
Анализ содержания работы
и определение ее основных компонентов.
Устранение лишних непродуктивных операций,
внедрение стандартных процедур и оборудования.
Учитывали человеческий фактор, считали, что нужно систематически стимулировать работников (устанавливать реальные нормы производства и оплачивать дополнительно их перевыполнение), чтобы их заинтересовать в увеличении объемов производства и производительности, что нужен отдых и небольшие перерывы, очень важно обучать людей. Предложили отделить управленческие функции (обдумывание и планирование) от фактического выполнения работы, а раньше рабочие сами планировали свою работу.
Классическая школа менеджмента
1920 – 1950 гг. Представители: А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни.
Цель школы – создание универсальных принципов управления, следование этим принципам должно привести к успеху. Принципы затрагивали 2 аспекта:
1. Разработка рациональной системы управления организацией. Управление - универсальный процесс, состоящий из функций (планирование и организация).
2. Построение структуры организации и управления работниками. Принцип единоначалия - человек должен получать приказы от одного начальника и подчиняться только ему.
А.Файоль сформулировал 14 принципов управления: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство направления, подчиненность личных интересов общим, вознаграждение персонала, централизация, скалярная цепь, порядок, справедливость, стабильность рабочего места для персонала, инициатива, корпоративный дух.
Школа человеческих отношений
1930-1950 гг. Представители: М. Фоллетт, Э. Мэйо.
Считали человеческий фактор основным
элементом эффективности
Школа поведенческих наук
1950 гг. - наши дни. Представители: К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг.
Поведенческие науки
— психология, социология. Изучали
аспекты социального
Школа количественного подхода к управлению
1950 гг. - наши дни. Становление
данной школы связано с
Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов
Вклад различных направлений
Таблица 2
Школа научного управления
(школа количественного |
1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи. 2. Отбор работников, лучше
всего подходящих для 3. Обеспечение работников
ресурсами, требуемыми для 4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности. 5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы. |
Классическая школа управления |
1. Развитие принципов управления. 2. Описание функций управления. 3. Систематизированный
подход к управлению всей |
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук |
1. Применение приемов
управления межличностными 2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом. |
Шкала науки управления |
1. Углубление понимания
сложных управленческих 2. Развитие количественных
методов в помощь |
Представим в виде таблицы основные школы менеджмента для их сравнительной характеристики.
Таблица 3
Подход с позиций школ управления (основные школы менеджмента)
Характеристика |
Ш К О Л Ы | ||||
Научного менеджмента |
Административная (классическая) |
Человеческих отношений |
Поведенческих наук |
Науки управления | |
Годы |
1885 – 1920 |
1920 – 1950 |
1930 – 1950 |
1950 – по н/в |
1950 – по н/в |
Представители |
Фредерик Тейлор Франк Гилберт Лилия Гилберт Генри Гантт Харрингтон Эмерсон |
Анри Файоль Макс Вебер Оливер Шелдон Л. Урвик |
Элтон Мэйо Честер Бернард Мэри Паркер Фоллетт Абрахам Маслоу |
Дуглас МакГрегор Франк Абрамс Крис Арджирис Фредерик Герцберг |
Н. Винер Г. Саймон Л. Канторович |
Исходные посылки |
Рациональная
организация труда, разработка формальной
структуры организации и |
Цель – создание
универсальных принципов |
Социальные
и психологические факторы |
Необходимо изучать не сознание человека, а его поведение, которое представляет собой реакцию на стимулы. |
Использование методов научного исследования для решения проблем управления, в основу которых были положены модели ситуаций. |
Процессный подход
Впервые предложен административной школой. Управление как процесс - работа по достижению целей с помощью других, серия непрерывных, взаимосвязанных действий. Эти действия - управленческие функции, каждая функция - так же непрерывный процесс взаимосвязанных функций. Различными авторами выделяются различные функции, мы выделяем 4 первичные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Они объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Руководство (лидерство) - самостоятельная деятельность.
Планирование – процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения.
Информация о работе История развития и становления организационного проектирования