Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность рассматриваемой темы заключается еще и в том, что функционирование предприятий происходит в условиях жесткой конкурентной борьбы между товаропроизводителями, когда часто используются методы, связанные с нарушением норм и правил конкуренции. Это выражается в установлении демпинговых цен - продаже товаров по цене ниже себестоимости; установлении контроля над деятельностью конкурента; злоупотреблении господствующим положением на рынке; зависимости поставок конкретных товаров или предоставлении услуг от принятия ограничений по производству или распределению конкурирующих товаров; введении ограничительных условий и агентских соглашений при сбыте продукции, определяющих, когда, кому, в каких количествах и на каких условиях осуществлять поставки; тайных сговорах на торгах; ложной информации и рекламе, вводящей конкурента в заблуждение; недобросовестном копировании товаров и продукции конкурентов; нарушений стандартов и условий поставок товаров, услуг и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические аспекты вопроса организации обеспечения конкурентоспособности предприятия
1.1. Понятие конкурентоспособности …………………………...………..….6
1.2. Основы обеспечения конкурентоспособности предприятия…………..8
Глава 2.Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки
2.1.Методологические основы оценки конкурентоспособности ………….…12
2.2.Классификация управления конкурентоспособностью предприятия….15
Заключение…………………………….…………………………..…………….20
Список использованной литературы…………………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 51.13 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1.Теоретические аспекты вопроса организации обеспечения конкурентоспособности предприятия

    1. Понятие конкурентоспособности …………………………...………..….6
    2. Основы обеспечения  конкурентоспособности предприятия…………..8

Глава 2.Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки

2.1.Методологические основы оценки конкурентоспособности ………….…12

2.2.Классификация управления конкурентоспособностью предприятия….15

Заключение…………………………….…………………………..…………….20

Список использованной литературы…………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность рассматриваемой  темы заключается еще и в том, что функционирование предприятий  происходит в условиях жесткой конкурентной борьбы между товаропроизводителями, когда часто используются методы, связанные с нарушением норм и  правил конкуренции. Это выражается в установлении демпинговых цен - продаже товаров по цене ниже себестоимости; установлении контроля над деятельностью  конкурента; злоупотреблении господствующим положением на рынке; зависимости поставок конкретных товаров или предоставлении услуг от принятия ограничений по производству или распределению  конкурирующих товаров; введении ограничительных  условий и агентских соглашений при сбыте продукции, определяющих, когда, кому, в каких количествах  и на каких условиях осуществлять поставки; тайных сговорах на торгах; ложной информации и рекламе, вводящей конкурента в заблуждение; недобросовестном копировании  товаров и продукции конкурентов; нарушений стандартов и условий  поставок товаров, услуг и др.

Поэтому, важное значение имеет такое  направление маркетинговой деятельности предприятия как изучение конкурентов. Контроль над конкурентами позволит удовлетворить специфические запросы  покупателя и потребителя раньше и лучше других фирм. Зная сильные  и слабые стороны конкурентов, можно  оценить их потенциал и цели, настоящую  и будущую стратегии. Это позволит фирме стратегически точно сконцентрировать свое внимание на том направлении, где  конкурент слабее. Таким образом, можно расширить свои собственные  преимущества в конкурентной борьбе.

Целью написания  работы является анализ методов оценки и выявление путей повышения конкурентоспособности предприятия с позиции системного подхода.

В соответствии с поставленной целью  необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические и методологические  основы оценки конкурентоспособности  предприятий.

- разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции предприятия.

Предметом исследования в данной работе является теория и методические основы управления конкурентоспособностью предприятий.

Объектом  исследования является конкурентоспособность  предприятия.

 

Степень разработанности  проблемы

Проблемам формирования теории предпринимательства  посвящены труды таких представителей классической и неоклассической  школ как А. Смит, Д. Риккардо, Ж.Б. Сей, А. Маршал, Дж.Б. Кларк, М.Вебер, Дж. Кейнс, Й. Шумпетер, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, К. Макконелл, С. Брю, М. Портер и др.

Сущностные проблемы развития предпринимательства  были исследованы в трудах А.Н. Асаула, Г.Л. Багиева, В.Г. Белова, В.Ф. Богачева, А.А. Блинова, Д.И. Валигурского, М.П. Войнаренко, А.А. Горбунова, В.Я. Горфинкеля, В.С. Кабакова, А.В. Крутика, Г.Б. Крейнера, А.Ф. Клюева, М.Г. Лапуста, Ю.П. Панибратова, А.В. Парфенова, Г.Б. Поляка, В.П. Попкова, В.А. Швандера, В.В. Щербакова, и др.

Базой теоретического исследования проблем, постановки стратегического планирования послужили труды зарубежных и  отечественных ученых Д. Аакера, И. Ансоффа, К. Бери, Д. Дея, П. Дойля, Р. Коуза, Ф. Котлера, Ж.-Ж. Ламбена, М. Портера, С.К. Прахалада, А. Пулфорда, Дж. Самплера, П.Смита, Дж. Стрикленда, Й. Уилсона, Дж. Эткинсона, Р.А. Фатхутдинова и др. Среди отечественных и  зарубежных ученых, внесших вклад  в развитие теории торговли необходимо выделить И.А. Бланка, В.Ф. Егорова, М. Леви, Б. Вейту, А.А. Курочкину, А.Н. Соломатина и др.

Обобщение отечественных и зарубежных теоретических и практических разработок в области коммерческого предпринимательства  позволяют автору прийти к заключению о недостаточности освещения  этой проблемы, чаще всего исследования не содержат системного подхода при  разработке теории и методологии  конкурентоспособности торговых предпринимательских  структур, не выяснены с исчерпывающей  полнотой вопросы формирования их конкурентных преимуществ, весьма дискуссионной  остается проблема планирования стратегической конкурентоспособности торговых предприятий, выбора их местоположения, развития стратегических партнерских отношений. Поэтому  необходимость решения теоретических, методологических, практических вопросов обеспечения конкурентоспособности  торговых предпринимательских структур на базе использования системного подхода  является одной из приоритетных проблем  российской экономической науки  и практики на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретические аспекты вопроса организации обеспечения конкурентоспособности предприятия

1.1.Понятие конкурентоспособности

Согласно большинству  экономических  словарей, под конкурентоспособностью понимается свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими  там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений. При этом выделяют высокую, среднюю и низкую конкурентоспособность.

В работе конкурентоспособность определяется как соответствие товара по всем параметрам требованиям рынка, покупателей, потребителей.

Кроме того, конкурентоспособность - это сравнительная характеристика потребительских и стоимостных  параметров товара по отношению к  товару-конкуренту. Определяемая в  качестве показателя конкурентоспособность  товара выражается отношением полезного  эффекта к цене потребления (цена товара и цена его эксплуатации).

Конкурентоспособность представляет собой совокупность качественных и  стоимостных характеристик товара, которые отражают отличия его  от товара-аналога и обеспечивают этому товару преимущества на конкретном рынке в заданный промежуток времени.

В своих работах М. Портер, известный  специалист в области качества и  конкурентоспособности, определяет конкурентоспособность  как соотношение экономических  и потребительских свойств товара. Следуя данной логике, потребители  на рынке заведомо будут рады любому товару, который дешевле или обладает «новым качеством товара, особыми  потребительскими свойствами или послепродажным обслуживанием» вне зависимости  от того, какие потребности удовлетворяет  этот товар, и существуют ли эти потребности вообще.

Специалисты в области  маркетинга понятие конкурентоспособности  товара раскрывают через совокупность качественных и стоимостных характеристик  товара, которые при удовлетворении конкретной потребности покупателя способствуют созданию превосходства  данного товара перед товарами-конкурентами.

Согласно некоторым авторам, конкурентоспособность  объекта проявляется в условиях соперничества с другими объектами, аналогичными по назначению, и оценивается  по отношению к конкретному рынку  либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. Что касается конкурентоспособности продукции в условиях рыночной экономики, то она определяется, в конечном итоге, результатом конкурентной борьбы, выражаемой в доле конкретного рынка, завоеванной предприятием за определенный период времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Основы обеспечения  конкурентоспособности предприятия

В соответствии с сущностью системного подхода, система управления организацией (или система менеджмента) состоит  из внешнего окружения (за «черным ящиком») и внутренней структуры (внутри «черного ящика»). Внутренняя структура состоит  из пяти подсистем:

1) научное обоснование системы;

2) целевая подсистема;

3) обеспечивающая подсистема;

4) управляемая подсистема;

5) управляющая подсистема [9, с. 434].

По отношению к «черному ящику» целевую подсистему (продуктовую) рационально  помещать на его «выходе», а обеспечивающую (энергетическую) – на «входе». Первая подсистема – научное обоснование  системы – связана со всеми  подсистемами, поэтому её следует  помещать в центре «черного ящика». По аналогичной схеме можно строить  систему решения любой проблемы, так как перечисленные подсистемы (компоненты) характерны для любой  системы управления или решения  проблемы: будь то организация, планирование, принятие решений, покупка товара, маркетинг  и т. д.

По структуре все системы  друг от друга не отличаются, а содержание у каждой системы свое. Структура  системы управления организацией, ориентированной  на конкурентоспособность, представлена на рисунке 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешняя среда





 


1.Научное

обоснование


системы

 

 




 

Обратная связь


 

Рис.1. Структура системы управления организацией, ориентированной на конкурентоспособность

 

К внешнему окружению организации  относятся «вход», «выход», связи  с внешней средой и обратная связь.

Внутренняя структура системы  состоит из пяти подсистем, нумерация  которых установлена исходя из очередности  их анализа (применения, формулирования). Например, качество применяемых решений по любому вопросу определяется количеством и глубиной анализа механизмов действия экономических законов и законов организации, соблюдения научных подходов и принципов, применения современных методов и моделей. При решении любого вопроса по любой подсистеме приходится нередко обосновывать процесс принятия решений. Поэтому первая подсистема «Научное обоснование системы» расположена в центре «черного ящика», является первичной и связана со всеми подсистемами.

К «входу» системы относится  всё, что получает организация для  разработки и реализации стратегии  повышения конкурентоспособности: методические документы, финансовые, трудовые, материальные, информационные и другие виды ресурсов. Задача органов управления сводится к обеспечению конкурентоспособного «входа» системы путем проведения маркетинговых исследований и отбора наиболее конкурентоспособных поставщиков. Если «вход» будет неконкурентоспособным, то при любом уровне процесса по переработке «входа» в «выход»  параметры «выхода» системы тоже будут неконкурентоспособными. Допустим, организация обладает высококвалифицированными кадрами, прогрессивной технологией, новейшим оборудованием, отлаженной системой управления. Однако, отдельные виды комплектующих изделий, получаемых организацией по кооперации, из-за низкой квалификации маркетологов по показателям  качества (прежде всего, безотказности) неконкурентоспособны, не отвечают требованиям  потребителей. Другими словами, если «вход» системы оценивается на удовлетворительно, а процесс – на отлично, тогда  и выход системы будет удовлетворительным, неконкурентоспособным. Отсюда вывод: сначала обеспечить конкурентоспособный  «вход», потом – конкурентоспособный  процесс, тогда и «выход» системы  будет конкурентоспособным.

На «входе» структуры системы  управления организацией, ориентированной  на конкурентоспособность будет  стратегия повышения конкурентоспособности  организации.

Основными условиями обеспечения  потенциальной конкурентоспособности  «выхода» являются:

1. Высокое качество стратегических  маркетинговых исследований и  обоснованность нормативов конкурентоспособности  будущих товаров, услуг, новшеств.

2. Обеспечение конкурентоспособных  параметров «входа» системы в  процессе её функционирования.

3. Обеспечение конкурентоспособных  параметров процесса в системе.

4. Изучение коньюктуры рынка,  применение эффективных стратегий  рекламы товара, каналов его распространения  (сбыта), сервисного обслуживания  и других инструментов рыночного  механизма [4, с. 470].

К компонентам обратной связи относят  дополнительные требования к рекламации потребителей, новая информация по научно-техническому прогрессу и  коньюктуре рынка и т. д. обратная связь может быть как с организацией-изготовителем  непосредственно, так и с поставщиками «входа» системы.

 

 

 

 

 

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки