Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:08, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой темы заключается еще и в том, что функционирование предприятий происходит в условиях жесткой конкурентной борьбы между товаропроизводителями, когда часто используются методы, связанные с нарушением норм и правил конкуренции. Это выражается в установлении демпинговых цен - продаже товаров по цене ниже себестоимости; установлении контроля над деятельностью конкурента; злоупотреблении господствующим положением на рынке; зависимости поставок конкретных товаров или предоставлении услуг от принятия ограничений по производству или распределению конкурирующих товаров; введении ограничительных условий и агентских соглашений при сбыте продукции, определяющих, когда, кому, в каких количествах и на каких условиях осуществлять поставки; тайных сговорах на торгах; ложной информации и рекламе, вводящей конкурента в заблуждение; недобросовестном копировании товаров и продукции конкурентов; нарушений стандартов и условий поставок товаров, услуг и др.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические аспекты вопроса организации обеспечения конкурентоспособности предприятия
1.1. Понятие конкурентоспособности …………………………...………..….6
1.2. Основы обеспечения конкурентоспособности предприятия…………..8
Глава 2.Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки
2.1.Методологические основы оценки конкурентоспособности ………….…12
2.2.Классификация управления конкурентоспособностью предприятия….15
Заключение…………………………….…………………………..…………….20
Список использованной литературы…………………………………………...22
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теоретические аспекты вопроса организации обеспечения конкурентоспособности предприятия
Глава 2.Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки
2.1.Методологические основы оценки конкурентоспособности ………….…12
2.2.Классификация управления конкурентоспособностью предприятия….15
Заключение…………………………….……………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Актуальность рассматриваемой
темы заключается еще и в том,
что функционирование предприятий
происходит в условиях жесткой конкурентной
борьбы между товаропроизводителями,
когда часто используются методы,
связанные с нарушением норм и
правил конкуренции. Это выражается
в установлении демпинговых цен
- продаже товаров по цене ниже себестоимости;
установлении контроля над деятельностью
конкурента; злоупотреблении господствующим
положением на рынке; зависимости поставок
конкретных товаров или предоставлении
услуг от принятия ограничений по
производству или распределению
конкурирующих товаров; введении ограничительных
условий и агентских соглашений
при сбыте продукции, определяющих,
когда, кому, в каких количествах
и на каких условиях осуществлять
поставки; тайных сговорах на торгах; ложной
информации и рекламе, вводящей конкурента
в заблуждение; недобросовестном копировании
товаров и продукции
Поэтому, важное значение имеет такое
направление маркетинговой
Целью написания работы является анализ методов оценки и выявление путей повышения конкурентоспособности предприятия с позиции системного подхода.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические и
- разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции предприятия.
Предметом исследования в данной работе является теория и методические основы управления конкурентоспособностью предприятий.
Объектом исследования является конкурентоспособность предприятия.
Степень разработанности проблемы
Проблемам формирования теории предпринимательства
посвящены труды таких
Сущностные проблемы развития предпринимательства были исследованы в трудах А.Н. Асаула, Г.Л. Багиева, В.Г. Белова, В.Ф. Богачева, А.А. Блинова, Д.И. Валигурского, М.П. Войнаренко, А.А. Горбунова, В.Я. Горфинкеля, В.С. Кабакова, А.В. Крутика, Г.Б. Крейнера, А.Ф. Клюева, М.Г. Лапуста, Ю.П. Панибратова, А.В. Парфенова, Г.Б. Поляка, В.П. Попкова, В.А. Швандера, В.В. Щербакова, и др.
Базой теоретического исследования проблем, постановки стратегического планирования послужили труды зарубежных и отечественных ученых Д. Аакера, И. Ансоффа, К. Бери, Д. Дея, П. Дойля, Р. Коуза, Ф. Котлера, Ж.-Ж. Ламбена, М. Портера, С.К. Прахалада, А. Пулфорда, Дж. Самплера, П.Смита, Дж. Стрикленда, Й. Уилсона, Дж. Эткинсона, Р.А. Фатхутдинова и др. Среди отечественных и зарубежных ученых, внесших вклад в развитие теории торговли необходимо выделить И.А. Бланка, В.Ф. Егорова, М. Леви, Б. Вейту, А.А. Курочкину, А.Н. Соломатина и др.
Обобщение отечественных и зарубежных
теоретических и практических разработок
в области коммерческого
Глава 1.Теоретические аспекты вопроса организации обеспечения конкурентоспособности предприятия
1.1.Понятие конкурентоспособности
Согласно большинству экономических
словарей, под конкурентоспособностью
понимается свойство товара, услуги, субъекта
рыночных отношений выступать на
рынке наравне с
В работе конкурентоспособность
Кроме того, конкурентоспособность -
это сравнительная
Конкурентоспособность представляет
собой совокупность качественных и
стоимостных характеристик
В своих работах М. Портер, известный
специалист в области качества и
конкурентоспособности, определяет конкурентоспособность
как соотношение экономических
и потребительских свойств
Специалисты в области маркетинга понятие конкурентоспособности товара раскрывают через совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, которые при удовлетворении конкретной потребности покупателя способствуют созданию превосходства данного товара перед товарами-конкурентами.
Согласно некоторым авторам, конкурентоспособность
объекта проявляется в условиях
соперничества с другими
1.2.Основы обеспечения конкурентоспособности
В соответствии с сущностью системного подхода, система управления организацией (или система менеджмента) состоит из внешнего окружения (за «черным ящиком») и внутренней структуры (внутри «черного ящика»). Внутренняя структура состоит из пяти подсистем:
1) научное обоснование системы;
2) целевая подсистема;
3) обеспечивающая подсистема;
4) управляемая подсистема;
5) управляющая подсистема [9, с. 434].
По отношению к «черному ящику»
целевую подсистему (продуктовую) рационально
помещать на его «выходе», а обеспечивающую
(энергетическую) – на «входе». Первая
подсистема – научное обоснование
системы – связана со всеми
подсистемами, поэтому её следует
помещать в центре «черного ящика».
По аналогичной схеме можно
По структуре все системы друг от друга не отличаются, а содержание у каждой системы свое. Структура системы управления организацией, ориентированной на конкурентоспособность, представлена на рисунке 1.
Внешняя среда
1.Научное
обоснование
системы
Обратная связь
Рис.1. Структура системы управления организацией, ориентированной на конкурентоспособность
К внешнему окружению организации относятся «вход», «выход», связи с внешней средой и обратная связь.
Внутренняя структура системы состоит из пяти подсистем, нумерация которых установлена исходя из очередности их анализа (применения, формулирования). Например, качество применяемых решений по любому вопросу определяется количеством и глубиной анализа механизмов действия экономических законов и законов организации, соблюдения научных подходов и принципов, применения современных методов и моделей. При решении любого вопроса по любой подсистеме приходится нередко обосновывать процесс принятия решений. Поэтому первая подсистема «Научное обоснование системы» расположена в центре «черного ящика», является первичной и связана со всеми подсистемами.
К «входу» системы относится
всё, что получает организация для
разработки и реализации стратегии
повышения
На «входе» структуры системы
управления организацией, ориентированной
на конкурентоспособность будет
стратегия повышения
Основными условиями обеспечения
потенциальной
1. Высокое качество
2. Обеспечение
3. Обеспечение
4. Изучение коньюктуры рынка,
применение эффективных
К компонентам обратной связи относят
дополнительные требования к рекламации
потребителей, новая информация по
научно-техническому прогрессу и
коньюктуре рынка и т. д. обратная
связь может быть как с организацией-