Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 10:37, контрольная работа
Лёгкая промышленность осуществляет как первичную обработку сырья, так и выпуск готовой продукции. Предприятия лёгкой промышленности производят также продукцию производственно-технического и специального назначения, которая используется в мебельной, авиационной, автомобильной, химической, электротехнической, пищевой и других отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, в силовых ведомствах, на транспорте и в здравоохранении. Одной из особенностей легкой промышленности является быстрая отдача вложенных средств. Технологические особенности отрасли позволяют осуществлять быструю смену ассортимента выпускаемой продукции при минимуме затрат, что обеспечивает высокую мобильность производства.
Автономная некоммерческая образовательная организация
высшего профессионального образования
«Межрегиональный институт экономики и права
при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС»
Факультет экономики и таможенного дела
Контрольная работа
по дисциплине: «Теория отраслевых рынков»
на тему: «Легкая промышленность»
2 курса, группы М-205,
заочной формы обучения
Егорова Евгения Юрьевна
(Ф.И.О.)
Проверил:
Преподаватель: Пономаренко Т.Г.
Работа защищена ____________ Оценка______________ Подпись__________
Сдано на кафедру «___»______________20____г.
Подпись лаборанта ______________________
1.
Общая характеристика легкой промышленности
Лёгкая промышленность осуществляет как первичную обработку сырья, так и выпуск готовой продукции. Предприятия лёгкой промышленности производят также продукцию производственно-технического и специального назначения, которая используется в мебельной, авиационной, автомобильной, химической, электротехнической, пищевой и других отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, в силовых ведомствах, на транспорте и в здравоохранении. Одной из особенностей легкой промышленности является быстрая отдача вложенных средств. Технологические особенности отрасли позволяют осуществлять быструю смену ассортимента выпускаемой продукции при минимуме затрат, что обеспечивает высокую мобильность производства.
Лёгкая промышленность объединяет несколько подотраслей:
В 1990-е годы произошёл значительный спад производства изделий лёгкой промышленности, вклад которой в структуру ВВП страны уменьшился с 11,9% (1990) до 1,4% (2003), хотя затем начался её постепенный рост. Открытие рынка привело к массовому притоку дешёвых импортных товаров. Продукция лёгкой промышленности оказалась неконконкурентоспособной по сравнению с иностранными производителями, особенно с Китаем. Распад СССР усложнил поставки сырья из бывших советских республик, в наибольшей степени для хлопчатобумажной промышленности, поскольку хлопчатник в России из-за её природно-климатических условий не выращивается.
Из промышленно развитых стран наиболее крупную швейную промышленность имеют США, Италия, Германия, Франция, Великобритания, Япония. В большинстве из них наблюдается значительный спад в этой отрасли промышленности (главным образом из-за растущего производства в Азии). Крупные швейные производства имеют и развивающиеся страны — Китай, Индия, Индонезия, Вьетнам. Многие западные фирмы перенесли сюда свои производства из Америки и Европы из-за исключительно дешёвой рабочей силы в этих регионах.
Российская швейная промышленность так и не сумела восстановиться, и сейчас на российском рынке преобладают товары зарубежного производства.
Мировой
рынок: перспективы развития
Легкая промышленность входит в состав ведущих отраслей мирового промышленного комплекса. На ее долю приходится 5,7 процентов мирового валового продукта, более 14 процентов занятых в промышленном комплексе.
Активизация торговли между странами, вовлечение в международный товарооборот все новых государств и территорий изменяют мировой рынок и усиливают международную конкуренцию в сфере производства и насыщения рынка товарами повседневного спроса, продукцией технического назначения. Повышение в последние несколько лет курса евро и ослабление деловой активности ряда стран привели к стагнации производства продукции легкой промышленности в Европе во многих сегментах и к изменению основных игроков на мировом рынке. Сегодня лидерами в легкой промышленности являются Китай, страны Средней и Юго-Восточной Азии, а также бурно развивающиеся в последнее время страны Южной Америки. В этих странах легкая промышленность объявлена в качестве приоритетной для развития национальной экономики. В период до 2020 года производство и развивающиеся рынки этих стран (по оценке экспертов) составят большую часть мировой экономики, более высокую долю роста дохода по сравнению с экономиками США и стран Европы.
Бурное развитие легкой промышленности в развивающихся странах при значительной государственной поддержке оказало влияние на перераспределение производительных сил. Центр массового производства сместился из стран Западной Европы и США в страны с меньшей стоимостью рабочей силы: Юго-Восточную и Среднюю Азию, Южную Америку. Производство высокоразвитых стран сконцентрировалось на выпуске продуктов с высокой добавленной стоимостью, основанных на высоких технологиях (крашения и заключительной отделки), инновациях и качественном дизайне, на выпуске остромодной продукции высокого класса и технически сложного и специального текстиля (включая последние разработки в этой области – «умный» текстиль). В 2007 году мировой рынок технических текстильных материалов оценивался примерно в 21 млн. т на сумму 115 млрд. долларов. К 2010 году планируется рост данного сегмента рынка до 24 млн.т и 127 млрд. долларов. Примерно 40 процентов от мирового рынка технического текстиля приходится на долю нетканых материалов.
Мировая легкая промышленность характеризуется постоянным экономическим ростом, связанным с увеличением населения Земли, повышением его благосостояния и покупательной способности. Соответственно и мировой рынок продукции легкой промышленности развивается динамично. За последние пятнадцать лет товарооборот увеличился более чем в 2 раза. Потребление тканей, одежды и обуви выросло в странах ЕС на 90,5 процентов, в США – на 99,3 процента, в Японии – более чем в 2 раза. На долю легкой промышленности России приходится всего 1,9 процента мирового товарооборота, несмотря на то, что она все еще превосходит по производственным мощностям многие ведущие страны мира.
Статистика международной торговли товарами легкой промышленности свидетельствует об опережающем развитии экспорта из крупнейших развивающихся стран, в которых среднегодовые темпы прироста экспорта превышают среднемировые показатели. Некоторые зарубежные компании модной индустрии добиваются успеха не только за счет диверсификации рынков сбыта, но и путем обновления ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции, использования для ее выработки новых видов сырья. По данным ВТО основными странами-экспортерами текстиля являются Китай (10 процентов мирового экспорта), Гонконг, Германия, Италия и Южная Корея (по 8 процентов), Тайвань (7 процентов), США (6 процентов). Лидерами в экспорте швейной продукции являются Китай (17 процентов), Гонконг (12 процентов), Италия (7 процентов), Турция, Мексика, США и Германия (по 7 процентов), Франция, Финляндия (по 5процентов).
Китай считается крупнейшим мировым производителем и крупнейшим экспортером предметов домашнего интерьера и товаров из кожи. По данным национального отраслевого объединения в 2007 году в КНР было произведено около 3 млрд. пар обуви, 70 млн. шт. кожаной одежды и свыше 550 млн. шт. других кожаных изделий, более 50 процентов объема которых предназначено на внешний рынок.
Ввиду ослабления курса доллара резко смогли увеличить свой экспорт товаров кожевенной промышленности Соединенные Штаты Америки. Из европейских продуцентов в наибольшей степени расширила свой экспорт Италия. На международной ярмарке кожевенных изделий в Гонконге весной 2008 года доминировали итальянские фирмы с широким ассортиментом высококачественной кожи, а также готовых изделий — сумок, одежды и обуви.
Самым большим импортером текстиля сегодня является США (9,5 процентов), ввозя продукцию в основном из Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. За США следует Гонконг (8 процентов от общего объема импорта), Китай (7 процентов), Франция и Италия (по 5 процентов). В глобальном импорте одежды, как и в импорте текстиля, доминирует США – более 30 процентов от мирового уровня, на втором месте Германия -11 процентов, на третьем Япония -9 процентов (ее импорт вырос благодаря эффекту регионализации с Азиатскими странами с дешевой рабочей силой, где японские производители открыли фирмы и осуществили перенос своего производства). Импорт Англии (7 процентов) и Франции (6 процентов) также как и других стран увеличился вследствие передислокации производства в страны третьего мира.
Россия, к сожалению, не входит в число ведущих производителей, экспортеров товаров легкой промышленности. Исходя из объемов легального импорта, Россия также не относится и к числу крупнейших мировых импортеров.
Динамика внешнеторгового оборота продукции легкой промышленности за 2000–2008 годы показывает, что в России темпы роста импорта значительно опережают темпы роста экспорта. Причем в 2008 году экспорт к уровню 2004 года (год самых высоких достижений в экспорте) снизился на 22,7 процентов, а импорт вырос в 3,6 раза.
Россия: общая характеристика отрасли
Анализ тенденций развития легкой промышленности России показал, что с середины 90-х годов состояние отрасли неизменно оценивалось как критическое, несмотря на то, что в конце восьмидесятых - начале девяностых годов государство вложило в техническое перевооружение ее предприятий около 2 млрд. долларов США. В начале перестройки отрасль, оказавшись вне сферы внимания и поддержки федеральных властей, стала терять объемы производства, снижать темпы освоения новых прогрессивных технологий и степень обновления продукции, перепродавать имеющееся и завезенное в страну технологическое оборудование в Турцию и Китай, где, в свою очередь, начинался бум развития легкой промышленности. Это послужило началом формирования непрозрачного, неконкурентоспособного и нецивилизованного рынка челноков и карго перевозок. Выживать в таких условиях предприятиям отрасли было очень тяжело, последовали массовые банкротства и ликвидация предприятий.
После кризиса 1998 года в течение двух лет отрасль демонстрировала рост производства за счет эффекта импортозамещения и девальвации рубля, но в последующие годы в силу объективных и субъективных причин она не смогла закрепить позитивные тенденции. Так, темп прироста производства всех видов тканей к уровню предыдущего года составил в 2000 году 20,9 процентов, в 2001 году - 12,7 процентов, в 2003 году он снизился до 3 процентов, а в 2004 году темп имел уже отрицательное значение – 95,6 процентов. При этом наибольшее снижение темпов прироста происходило в отраслях, обеспечивающих необходимые условия для жизнедеятельности человека, а именно, в швейной, трикотажной и обувной. И только, начиная со второго полугодия 2005 года, отрасль преодолела тенденцию падения объемов производства и по итогам 2006 года добилась хороших результатов. Но уже в 2007 году тенденция роста объемов производства по сравнению с предыдущими годами не только замедлилась, но по отдельным ассортиментным группам имела отрицательное значение (рис).
Рис. Динамика темпов прироста объемов производства основных видов продукции легкой промышленности
Характеристика
проблем и причин их возникновения
Анализ современного состояния легкой промышленности показал, что при наличии положительных тенденций в ее развитии остаются проблемы, негативно влияющие на ее экономический рост и финансовую устойчивость. Основными системными проблемами, требующими скорейшего решения, являются:
Возникновение системных проблем в отрасли обусловлено внутриотраслевыми и внешнеотраслевыми причинами. Они связанны как с деятельностью самой отрасли, так и с происходящими институциональными преобразованиями и изменениями в национальной экономике, в сфере законодательной и внешнеэкономической политики страны, а также с изменениями в мировой экономике.
В основном это происходит из-за структурных диспропорций легкой промышленности – несоответствием в настоящий момент масштаба и возможностей отрасли качественно удовлетворить растущий спрос на продукцию, приостановить критическое падение доли отечественных товаров на внутреннем рынке и предотвратить возникшую угрозу потери национальной безопасности страны.
Причинами первой группы проблем - технической и технологической отсталости легкой промышленности от зарубежных стран являются:
- невысокий
потенциал установленного в
Изношенное и морально устаревшее оборудование неспособно не только производить современный ассортимент качественной продукции, но создает и неудовлетворительные условия труда, приводящие к повышенному производственному травматизму. В результате действия этого фактора удельная трудоемкость производства в отрасли в 3-5 раз выше, чем за рубежом;