Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:00, курсовая работа
Процесс осуществления деятельности предприятия основывается на подчинении всех этапов разработки и реализации единой цели компании.
Первым шагом при планировании деятельности компании является постановка ее целей, вытекающая из задач предприятия. Она осуществляется, исходя из основной миссии, которая определяет общий смысл существования предприятия и оказывает важное влияние на форму планирования. Цели организации становятся критериями для оценки всей ее деятельности и принятия управленческих решений.
ВВЕДЕНИЕ
Процесс осуществления деятельности предприятия основывается на подчинении всех этапов разработки и реализации единой цели компании.
Первым шагом при планировании деятельности компании является постановка ее целей, вытекающая из задач предприятия. Она осуществляется, исходя из основной миссии, которая определяет общий смысл существования предприятия и оказывает важное влияние на форму планирования. Цели организации становятся критериями для оценки всей ее деятельности и принятия управленческих решений.
На основании сформулированных целей, анализа внешней среды, делового имиджа фирмы, потенциала предприятия, степени риска, приемлемой для предприятия, а также цикла его развития принимается базовая стратегия развития предприятия, отражающая общее направление его деятельности.
Модель производственной организации непосредственно основывается на концепции социальных систем и помогает представить составляющие организации, ее инструментальные и поведенческие переменные.
Модели содержат главные ключевые элементы системы, вокруг которых наиболее активно идут информационные взаимодействия и которые «отвечают» за ее развитие. Для разных целей анализа организации используются разные модели, но все они предназначены для решения общей задачи - изучения взаимодействия ключевых факторов системы, которые обеспечивают достижение поставленных целей.
Современная концепция управления организацией предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением персоналом. Меняющийся характер труда, растущая как численность, так и значение специалистов для успеха организации приводит к возрастанию роли индивидов, с их особенными, индивидуальными качествами, ценными для выполнения работы. Это требует новых подходов, позволяющих человеку в организации в максимальной степени реализовать свои индивидуальные потребности с пользой для организации.
Выбранная тема для курсовой работы является актуальной, так как в современных российских условиях особую значимость приобретает использование эффективных методов управления человеческими ресурсами, позволяющих реализовать и обобщить целый спектр вопросов адаптации работника к условиям внешней среды, учета личного фактора в построении эффективной системы управления человеческими ресурсами организации. Управление людьми является одним из важнейших направлений деятельности организации и считается основным критерием ее экономического успеха. Если раньше главное внимание уделялось развитию и совершенствованию технического прогресса, внедрению прогрессивных технологий, модификации организационных структур, то в настоящее время наблюдается существенный перевес в сторону человеческого фактора, иначе говоря, сущность и эффект бизнеса определяют люди.
Целью работы является на основании научной литературы изучить историческое становление и развитие во времени различных моделей организации как объекта управления.
Задачи исследования:
Предметом исследования в курсовой работе являются организационные структуры управления.
Объектом исследования выступают модели управления людьми в организации.
Для раскрытия данной темы были проработаны статьи журналов, учебные пособия, учебники, курсы лекций по менеджменту, теории управления организацией.
Работа представлена двумя главами
В первой главе рассматривается термин «ОСУ». Приводится история развития организационно-управленческой мысли.
Вторая
глава характеризует основные группы
систем управления, а также освещает характерные
особенности моделей управления каждой
из этих групп.
Деятельность любого предприятия зависит от изменения условий внешней и внутренней среды. Организационная структура управления (ОСУ) должна адекватно реагировать на эти изменения и быть оптимальной с точки зрения выбора соответствующих возможностей и ресурсов.
Сущность и содержание структуры управления (СУ) предприятием проявляются в ее функциях, а форма - в организационных структурах.
Структура системы — это упорядоченное расположение ее взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Структура производственно-хозяйственной системы — это единый комплекс составляющих ее производственных и хозяйственных элементов. Составляющие элементы системы также выступают объектами структуризации. Такими объектами являются система управления, предприятие в целом, подразделение предприятия. Поэтому говорят о структуре системы управления, структуре предприятия, структуре цеха, отдела и т. п. Структура системы управления состоит из двух взаимосвязанных и взаимодействующих частей (подсистем) — управляющей и управляемой, каждая из которых имеет собственную структуру.
Управляющие подсистемы (субъекты управления) — это функционально-обособленные единицы аппарата управления (отдел, лаборатория, бюро), которые являются звеньями структурной цепочки управления. Совокупность звеньев одного уровня рассматривается как ступень управления: здесь имеет место функциональное разделение по горизонтали [8, c. 123].
На выбор и построение ОС оказывает влияние ряд факторов, различных по своей природе и виду воздействия на структуру.
Основными факторами являются функции управления, их состав, содержание и объем. Развитие функций управления объясняет и обуславливает развитие структуры управления. На рисунке 1 приведена схема влияния основных факторов на организационную систему управления (ОСУ)
На СУ непосредственно также влияют:
Наряду с факторами, влияющими на структуру непосредственно,
существуют опосредованные факторы, которые оказываются под влиянием ОСУ. Это:
Рисунок 1 – Схема влияния основных факторов на ОСУ
Организационные
структуры управления весьма разнообразны
по степени централизации и
Производственная
структура или структура
Однако, несмотря на происходящие изменения, действенными остаются и традиционные производственные структуры с соответствующими формами управления.
Рассмотрим
историю развития и характерные
черты традиционный и современных моделей
управления
§ 1.1 Развитие организационно-управленческой мысли
Существует множество разных подходов к построению модели организации как объекта управления.
Исторически первой является так называемая механистическая модель.
Эта модель появилась в конце XIX в. и получила широкое распространение в начале XX в. Теоретической основой данной модели являются положения школы научного менеджмента. В рамках этого направления была выдвинута теория, согласно которой самой эффективной формой организации является так называемая рациональная бюрократия. С точки зрения этой модели, предприятие представляет собой механизм, являющийся комбинацией основных производственных факторов: средств производства, рабочей силы и материалов Целью предприятия является увеличение прибыли, рентабельности капитальных вложений, общего оборота капитала. Для достижение этого с максимальной эффективностью при минимальных затрата необходимо оптимально использовать все имеющиеся в распоряжении виды ресурсов. Это означает, что управление организацией в первую очередь должно быть направлено на оперативное управление, помощью чего оптимизируется структура всего процесса производства. В соответствии с этим подходом эффективность функционирования организации оценивает по некоторому экономическому показателю. Этот показатель определяется как отношение, выпущенное продукции к затраченным ресурсам.
Механистическая
модель организации (также называемая
моделью рациональной бюрократии) имеет
ряд как положительных, так отрицательных
черт. К плюсам можно отнести то,
что данная модель позволяет установить
технические и экономические
связи между различными факторами
производства и определить их зависимость
друг от друга. С другой стороны, эта
модель недостаточно учитывает роль
человеческого фактора в
Эти недостатки ограничивают возможность применения механистической модели.
Другой моделью, появившейся и широко распространенной в начале XX в., была модель, в которой организация представлялась как коллектив работников, сформированный по принципу разделения труда. В этой модели человек выделялся в качестве главного фактора производительности предприятия.
Элементами этой модели являются мотивация работников, коммуникации, внимание к работникам, лояльность, коллективное принятие решений. Таким образом, моделируется система отношений между людьми в рамках данной организации. Особое внимание при этом уделяется стилю управления, его влиянию на показатели производительности и удовлетворению работников своим трудом. Предпочтение отдается демократическому стилю руководства. Он обеспечивает наиболее полное раскрытие способностей работающих путем вовлечения их в процесс принятия управленческих решений, а не только их исполнения [10, c. 105-106].
Главная
задача управляющего звена в рамках
данной модели — организация и
управление персоналом. Организация
персонала заключается в
Если
управление персоналом поставлено правильно,
то у организации не должно возникать
проблем с достижением
Таким образом, критерием успешной работы в рамках этой модели является повышение эффективности организации за счет совершенствования кадровых ресурсов.
Это требует разработки специальных методов, с помощью которых должна проводиться оценка качества труда, выявляться внутренние процессы, требующие усовершенствования с целью повышения производительности труда.
Недостатком данной модели является концентрация внимания только на одном внутреннем факторе — человеческом ресурсе и подчинение ему всех остальных факторов производства. Это ограничивает возможности модели в поиске резервов Для повышения эффективности организации.
Эта модель, как и механистическая, относится к типу «закрытых» моделей организации. Это означает, что организация рассматривается как некая замкнутая система и не учитывается воздействие факторов внешней среды. К таким факторам относятся, например, конкуренция, сбыт, взаимодействие с органами власти и пр.