Организационное проектирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной работы - изучить миссию и цели организации, организационную структуру и культуру организации с целью ее дальнейшего совершенствования.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
- дать определение миссии и определить ее роль в стратегическом управлении предприятием;
- изучить цели организации, их классификацию;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты организационного проектирования 5
1.1. Миссия организации 5
1.2. Цели организации 9
1.3. Организационная структура управления 16
1.4. Организационная культура 22
2. Анализ организационного проектирования 25
2.1. Организационно правовая форма 25
2.2. Организационная структура управления 29
2.3. Миссия и цели 33
2.4. Организационная культура 39
3. Диагностика организационных проблем 42
3.1 Диагностика проблем 42
3.2 Проектное предложение 42
3.3. Проектная разработка 44
Заключение 47
Список использованной литературы 49

Вложенные файлы: 1 файл

орг.проектирование средняя школа.doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)

Цели этой сложнейшей подсистемы организации устанавливаются  в виде системы показателей, отражающих объемы, ассортимент продукции, качество, производительность труда, издержки (затраты) и т.д. Ассортимент продукции –  состав и соотношение отдельных  видов изделий в продукции предприятия, отрасли производства или какой-либо группе товаров. Качество – философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Производительность труда – эффективность труда в процессе производства, измеряемая количеством времени, затраченного на производство единицы продукции, или количеством продукции, произведенной в единицу времени. Издержки (затраты) – затраты разного рода, как правило, основная составляющая цены.

Одним из примеров разработки целей в области качества является Международный Стандарт ISO 9004 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности», разработанный и принятый Техническим комитетом. (Приложение А) Международная организация по стандартизации (ISO) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации. В настоящее время, в условиях развитой в России рыночной экономике, с целью поддержки конкурентоспособности на Мировом рынке Международные Стандарты ISO 9004 находят широкое применение в управлении современными предприятиями. ISO 9004 направлен на обеспечение качества продукции и повышении удовлетворенности потребителей. Для оказания методической помощи по улучшению деятельности компании. На основе ISO 9004 менеджеры компаний разрабатывают свои внутрифирменные стандарты предприятия, учитывая конкретную специфику производства. Так, Международный Стандарт ISO 9004 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» содержит:

- общие положения: для создания системы менеджмента качества требуется стратегическое решение высшего руководства организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура организации. Настоящий международный стандарт базируется на восьми принципах менеджмента качества. Однако он не предполагает единообразия в структуре систем менеджмента качества и единообразия документации;

- цели организации: определение и удовлетворение потребностей и ожиданий своих потребителей и других заинтересованных сторон (работников организации, поставщиков, владельцев, общества), обеспечение преимуществ в конкурентной борьбе и осуществление этого результативно и эффективно; достижение, поддержание и повышение эффективности и возможностей организации в целом. Полная версия стандарта ISO 9004 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» представлена в Приложении А.

Подсистема, связанная с исследованиями и разработками, реализует цели нововведений на предприятии. Ее направленность – это поиск новых видов продукции и услуг для замены устаревших, определение целей проведения научных исследований и разработок, введения новшеств и модернизации всех сфер деятельности предприятия.

Цели подсистемы «Персонал» направлены на работу с трудовым коллективом, включая наем, расстановку, обучение, продвижение и оплату труда работников предприятия. Важнейшей целью этой подсистемы является обеспечение высокой заинтересованности сотрудников в решении общих задач предприятия и создание для этого благоприятного климата.

Финансовая подсистема предприятия нацеливает свою деятельность на организацию финансирования, кредитования, налоговых обязательств, составление бюджетов (по предприятию в целом, его подразделениями и программам). Бюджет – это роспись доходов и расходов государства, учреждения, предприятия, семьи или отдельного лица на определенный срок.

В таблице приведен пример тех ключевых целей, которые могут быть поставлены перед каждой подсистемой. В реальных условиях эти цели должны быть конкретизированы и количественно измерены с помощью соответствующих показателей.

Из таблицы видно, что  указанные подсистемы – это направления  управленческой деятельности.

Деятельность менеджеров носит многоцелевой характер. Наряду со стратегическими целями и задачами им приходится решать огромное количество текущих и оперативных.

Таблица 2. Примеры ключевых целей организации (промышленного  предприятия)

Функциональная подсистема

Ключевая цель

Маркетинг

Выйти на первое место  по продаже продукции (определенного  вида) на рынке

Производство

Достичь наивысшей производительности труда при производстве всех (или  определенных) видов продукции

Научно-исследовательские  разработки (инновации)

Завоевать лидерские  позиции по вводу новых видов  продукции (услуг), используя на исследования и разработки определенный процент  доходов от объема реализации (продаж)

Финансы

Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов

Персонал

Обеспечить условия, необходимые  для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности  и заинтересованности в работе

Менеджмент

Определить критические  области управленческого воздействия  и приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов


 

Кроме экономических, перед  ними стоят социальные, организационные, научные и технические задачи. Наряду с регулярно повторяющимися, традиционными проблемами они должны принимать решения по непредвиденным ситуациям и т.д. Классификация целей (один из возможных вариантов которой представлен в таблице) позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие механизмы и методы, разработанные для классов целей.

Таблица 3. Классификация  целей менеджмента

Критерии классификации

Группы целей

Период установления

Стратегические

Тактические

Оперативные

Содержание

Экономические

Организационные

Научные

Социальные

Технические

Политические

Структурные

Маркетинговые

Инновационные

Кадровые

Производственные

Финансовые

Административные

Среда

Внутренние

Внешние

Приоритетность

Особо приоритетные

Приоритетные

Прочие

Измеримость

Количественные

Качественные

Повторяемость

Постоянные (повторяющиеся)

Разовые

Иерархия

Организации

Подразделений

Стадии жизненного цикла

Проектирование и создание объекта

Рост объекта

Зрелость объекта

Завершение жизненного цикла объекта


 

Количество и разнообразие целей и задач менеджмента  настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению  их состава не может обойтись ни одна организация независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа – дерева целей, изображенного на рисунке 4.

С помощью дерева целей  описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели  по следующим правилам:

- общая цель, находящаяся  на вершине графа, должны содержать  описание конечного результата;

- при развертывании  общей цели в иерархическую  структуру целей исходят из  того, что реализация подцелей  каждого последующего уровня  является необходимым и достаточным  условием достижения целей предыдущего  уровня;

- при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы из получения;

- подцели каждого уровня  должны быть независимы друг  от друга и невыводимыми друг  из друга;

- фундамент дерева  целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.

Стрелка на рисунке 4 показывает, что происходит декомпозиция целей.

 


Общая цель (Миссия)


 


Цели первого уровня



 


Цели второго уровня

 

Рисунок 4. Иллюстративный пример дерева целей

 

Количество уровней  декомпозиции зависит от масштабов  и сложности поставленных целей, от принятой в организации структуры, от иерархичности построения ее менеджмента.

 

 

 

1.3. Организационная  структура управления 

 

Организационная структура  — один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется  распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. По сути, структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

В теории управления различают несколько  видов организационных структур управления, к основным из которых  относятся: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная.

Линейная структура реализует принципы единоначалия и централизма (рис.1). Предусматривает выполнение одним руководителем всех функций на каждом уровне управления, с полным подчинением ему на правах единоначалия всех нижестоящих подразделений. В свою очередь он подчиняется только одному вышестоящему руководителю.


Рис.1. Фрагмент линейной структуры

 

Этот вид структуры характерен для нижних уровней управления: начальник  участка – старший мастер- мастер.

Функциональная структура основана на разделении между структурными подразделениями (специалистами), с подчинением им всех нижестоящих подразделений (рис. 2).

 



Рис.2. Фрагмент функциональной структуры

 

Она предусматривает подчинение одного работника (подразделения) нескольким вышестоящим руководителям, реализующим свои функции. Внутренняя структура подразделений строится, как правило, по линейному принципу. Например, начальник участка одновременно подчиняется заместителям директора по производству, коммерции и экономике. Функциональная структура была разработана У.Тейлором в начале ХХ в. и в настоящее время характерна для высших  уровней управления народным хозяйством.

Линейно-функциональная структура основана на соблюдении единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функций управления между ними, реализует принцип демократического централизма, при котором подготовка и обслуживание решения производится коллегиально, а принятие решения и ответственность – только первым руководителем единолично (рис.3).

 


Рис.3. Фрагмент  линейно-функциональной структуры

 

Она синтезирует лучшие свойства линейной структуры (четкие связи  подчиненности, централизация управления в одних руках) и функциональной структуры (разделение труда, квалифицированная подготовка решений). Возникла в феодальном государстве и затем получила распространение в армии с появлением штабов, а в производстве с появлением специалистов.

Поскольку  цель организационной  структуры состоит в том, чтобы  обеспечить  достижение стоящих перед организацией задач, проектирование  структуры должно базироваться на стратегических планах организации. Выбор общей структуры   организации – это   решение, относящееся к стратегическому планированию. Поскольку оно определяет то, как организация будет  направлять усилия на достижение своих целей. Это означает, что структура организации    должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию  ее стратегии. Поскольку с течением времени стратегии меняются,  то могут понадобиться  соответствующие изменения    и в организационных структурах.

Рассмотрим варианты организационных структур,  успешно  зарекомендовавших себя к настоящему моменту. Каждый    из них годится  только для определенных ситуаций и  достижения  соответствующих целей. Поэтому  рассмотрим бюрократическую структуру  управления, остающуюся  еще  пока основной и доминирующей формой.

Концепция  бюрократии,  первоначально  сформированная  в   начале 1900- годов немецким социологом    Вебером   в идеале  - одна из наиболее  полезных   идей  в  истории  человечества.

Теория Вебера не  содержала  описаний конкретных  организаций. Вебер предлагал  бюрократию скорее как некую  нормативную  модель, идеал,  к достижению  которого организации должны стремиться. Это  ясно из характеристики системы, называемой  Вебером рациональной  бюрократией.

1. Четкое разделение труда, что  приводит к появлению высококвалифицированных  специалистов в каждой должности.

2. Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий   уровень  контролируется   вышестоящим   и подчиняется  ему.

3. Наличие  взаимосвязей системы  обобщенных формальных правил  и  стандартов, обеспечивающей  однородность выполнения   сотрудниками  своих обязанностей и скоординированность  различных задач.

Информация о работе Организационное проектирование