Организационное проектирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Цели. Целью данной курсовой работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о процессе формирования организационной структуры управления, разработка организационной структуры системы управления для создаваемого предприятия – фотосалона под названием «ФотоМания».
Задачи. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и сущность организации, понятие и типы организационных структур управления;
- изучить теоретические основы формирования организационной структуры управления;
- приобрести опыт аналитической работы, применить полученные знания в практической дея

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты организационного проектирования
1.1. Понятие и сущность организации 5
1.2. Понятие и типы организационных структур управления 13
1.3. Принципы проектирования структуры управления 19
1.4. Сущность и содержание организационного проектирования 23
Глава 2. Проектирование организационной структуры управления создаваемого предприятия – фотосалона «ФотоМания» 27
2.1. Миссия и цели фотосалона «ФотоМания» 27
2.2. Анализ внешней среды 28
2.3. Проектирование организационной структуры управления 29
Заключение
Список использованных источников 39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ТО.docx

— 127.73 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 2

Глава 1. Теоретические аспекты организационного проектирования Ошибка! Закладка не определена.

1.1. Понятие  и сущность организации 5

1.2. Понятие  и типы организационных структур  управления 13

1.3. Принципы  проектирования структуры управления 19

1.4. Сущность и содержание организационного проектирования 23

Глава 2. Проектирование организационной структуры управления создаваемого предприятия – фотосалона «ФотоМания» 27

2.1. Миссия и цели фотосалона «ФотоМания» 27

2.2. Анализ  внешней среды 28

2.3. Проектирование  организационной структуры управления 29

Заключение Ошибка! Закладка не определена.

Список использованных источников 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы. Трудно переоценить значение научного обоснования всех сторон функционирования организаций в условиях современной России, когда происходит радикальная смена социально-экономических отношений. Новые требования к построению и поведению организаций предъявляют рыночные отношения, предпринимательская активность, развитие различных форм собственности, изменение функций и методов государственного регулирования и управления. Организационная деятельность испытывает влияние революционных изменений в технологической базе производства. Переход к эффективным формам организации и управления, построенным на научных принципах, стал главным условием успеха экономических реформ. Конкуренция продуктов и услуг стала, в сущности, конкуренцией организаций, используемых форм, методов и мастерства управления. Традиции централизованной типизации всех структурных построений, жесткой формализации внутренних и внешних отношений соподчиненности, несвободы всех нижестоящих звеньев, массовое распространение и многолетнее использование организационных схем, пригодных лишь для определенных условий или чрезвычайных обстоятельств, породили стереотип консервативного мышления и организационной скованности.

Научно обоснованное формирование организационных структур управления — актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике.

Цели. Целью данной курсовой работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о процессе формирования организационной структуры управления, разработка организационной структуры системы управления для создаваемого предприятия – фотосалона под названием «ФотоМания».

Задачи. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить понятие и  сущность организации, понятие  и типы организационных структур  управления;

- изучить теоретические  основы формирования организационной  структуры управления;

- приобрести опыт аналитической  работы, применить полученные знания  в практической деятельности.

Структура. Цель и задачи курсовой работы обусловили выбор ее структуры. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной при написании работы литературы. Такое построение курсовой работы отражает организационную концепцию и логику излагаемого материала.

Первая глава - «Теоретические аспекты организационного проектирования»  посвящена изучению понятия и  сущности организаций, выявлению особенностей каждого типа организационных структур управления, сущности и содержании организационного проектирования, анализу  процесса формирования организационной  структуры управления.

Вторая глава — «Проектирование  организационной структуры управления для создаваемого предприятия –  фотосалона «ФотоМания» носит прикладной характер. Полученные теоретические знания о формировании организационной структуры управления применяются на практике, разрабатываются организационная структура управления для создаваемого предприятия – фотосалона «ФотоМания» и совокупность документов, образующих проект организационной структуры управления.

В заключении подведены основные итоги курсовой работы.

Научная новизна и теоретическая  значимость. Данная работа характеризуется  достаточно глубоким изучением теоретических  аспектов формирования организационной  структуры управления, научно обоснованным проектированием новой организационной  структуры с учетом изученного материала. Разработка организационной структуры управления проводится с учетом миссии и целей, основных направлений деятельности предприятия, основных функций управления предприятием, определения типа структуры, состава организационных звеньев предприятия, закрепляемых за ними функциями, выделения самостоятельных подразделений, определения обязанностей и полномочий сотрудников предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты организационного проектирования

1.1. Понятие и  сущность организации

Существуют различные  трактовки термина «организация». В одних случаях он употребляется  для обозначения деятельности по упорядочению всех элементов определенного  объекта во времени и пространстве. Такое толкование близко к понятию  «организовывать». Во многих других случаях  организация рассматривается как  объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. В нем сочетаются многообразные  связи (физические, технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения. Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных  элементов (свойство организационной  сложности) и особое единство с внешним  окружением. Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития. Организация  — это самоорганизующаяся система  на всех этапах своего жизненного цикла.

Разумеется, такой сложный  организм, каким является современная  организация, не может быть понят  только с позиций рассмотрения его  формальной структуры и разложения его на отдельные части. Наряду со структурным подходом, отражающим преимущественно  статику организации, ключевое значение имеет поведенческий подход, нацеленный на выявление динамики организации  и ставящий в центр исследований человека, систему отношений между  людьми, их компетентность, способности, мотивации к труду и достижению установленных целей. Людей побуждают  объединяться в организации и  взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограничения, свойственные каждому человеку в отдельности, и цели, достижение которых требует  коллективных усилий. Дополняя друг друга, люди объединяют свои усилия и влияют на поведение организации в целом  в интересах повышения ее эффективности.

Организация представляет собой  сознательно координируемое социальное образование с определенными  границами, которое функционирует  на относительно постоянной основе для  достижения общей цели или целей.  Под словами «сознательно координируемое»  понимается управление, под словами  «социальным образованием» –  то, что организация состоит из людей или групп лиц, взаимодействующих  между собой.

Каждая организация имеет  свое предназначение - миссию, во имя  которой люди объединяются и осуществляют свою деятельность. Миссия представляет собой базис, точку опоры для  всех плановых решений организации, для определения ее целей и  задач; создает уверенность, что  организация преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели;

помогает сосредоточить  усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия; вызывает понимание и поддержку внешних участников организации (акционеров, финансовых фирм и т. д.).

Примерная характеристика миссии организации в обобщенном виде включает:

- предлагаемые продукты  или услуги;

- место и роль в системе  рыночных отношений;

- цели организации (выживание,  рост, доходность);

- технологию (процессы, инновации);

- философию (базовые взгляды,  ценности, мотивации);

- внутреннюю концепцию  (сильные стороны, степень конкурентоспособности, факторы выживания);

- внешний образ, имидж  (ответственность перед партнерами, потребителями, обществом в целом).

Осуществляя свою миссию, организация  добивается достижения определенных целей.

Цели организации – это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом их реализации.

Иными словами, цели организации – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.[1]

Цели организации задаются извне или вырабатываются внутри нее, с учетом этих целей выбирается структура организации.

Определение организации  предусматривает необходимость  формального координирования взаимодействия работников. Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация, каковы формальные координирующие механизмы и модели взаимодействия. Для организации характерны комплексность, формализация определенное соотношение централизации и децентрализации. Комплексность рассматривает степень дифференциации в рамках организации. Она включает уровень специализации или разделения труда, количество уровней в иерархии организации и степень территориального распределения подразделений организации. Под формализацией понимаются заранее разработанные и установленные правила и процедуры, определяющие поведение работников. Некоторые организации минимально оперируют с такими стандартными директивами. Другие имеют все типы правил, инструктирующих работников по поводу того, что они могут и чего не могут делать.

Соотношение централизации  и децентрализации определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения в организации. В некоторых организациях процесс принятия решений очень централизован, разрешением проблем занимаются высшие руководители. В других случаях принятие решений децентрализовано, ответственность делегируется вниз по иерархии управления. Принятое соотношение централизации и децентрализации определяет характер и тип устанавливаемой организационной структуры управления.

Всесторонний анализ внутреннего  строения организации обеспечивается с помощью системного подхода. Система — это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое. Уникальной характеристикой при рассмотрении систем являются внутренние отношения частей. Каждая система характеризуется как дифференциацией, так и интеграцией. В системе используются разнообразные специализированные функции. Каждая часть организации выполняет свои определенные функции. Для того чтобы поддерживать отдельные части в одном организме и формировать завершенное целое, в каждой системе осуществляется интеграция. Для этого используются такие средства, как координация уровней иерархии управления, прямое наблюдение, правила, процедуры, курс действий.

Хотя организации распадаются  на отдельные части или составные  элементы, они сами являются подсистемами в рамках более крупной системы. Существуют не только системы и подсистемы, но и сверх системы. Классификация  этих понятий зависит от особенностей предмета анализа. При этом целое не является простой суммой частей, поскольку систему следует рассматривать как их единство.

Различают системы открытые и закрытые. Понятие закрытой системы возникло в физике. Это система, являющаяся самосдерживаемой. Ее главная характеристика заключается в том, что она существенно игнорирует эффект внешнего воздействия. Совершенной системой закрытого типа была бы та, которая не принимает энергии от внешних источников и не дает энергию внешней среде. Закрытая организационная система имеет малую применяемость.

Открытая система предполагает динамическое взаимодействие с окружающим миром. Организации получают сырье и людские ресурсы из внешней среды. Они зависят от внешних клиентов и заказчиков, потребляющих их продукцию.

Разграничение систем на открытые или закрытые не является жестким, раз  навсегда установленным. Открытая система  может стать закрытой, если контакты с окружением сокращаются со временем. В принципе возможна и обратная ситуация. Открытые системы тяготеют к усложнению структуры и дифференциации. Иными словами, рост открытой системы сопровождается повышением уровня специализации ее элементов и усложнением структуры, нередким расширением границ системы или созданием новой сверхсистемы. Если деловое предприятие растет, то наблюдается значительная его дифференциация и усложнение его структуры. Создаются новые специализированные отделы, приобретаются новые виды сырья и материалов, расширяется ассортимент выпускаемой продукции, организуются новые сбытовые конторы.

Все системы имеют вход, трансформационный процесс и  выход. Они получают сырье, энергию, информацию, другие ресурсы и преобразуют их в товары и услуги, прибыль, отходы и т. п. Открытые системы имеют, однако, некоторые специфические черты. Одна из таких черт - это признание взаимозависимости между системой и внешней средой. Существует граница, которая отделяет систему от ее окружения. Изменения во внешней среде влияют на один или несколько атрибутов системы, и наоборот, изменения в системе воздействуют на окружение. Внешняя среда организации схематично представлена на рис. 1.1. Организация должна отражать состояние внешней среды. В основе ее построения лежат предпосылки экономического, научно-технического, политического, социального или этического характера. Организация должна создаваться так, чтобы она нормально функционировала. Должен обеспечиваться вклад каждого ее члена в общую работу и эффективная помощь работникам в достижении поставленных целей. В этом смысле действенная организация не может быть статичной. Она должна оперативно отслеживать все изменения внешней среды, оценивать их и выбирать наилучшую ответную реакцию, способствующую достижению ее целей. Она должна эффективно реагировать на воздействия внешней среды.

Информация о работе Организационное проектирование на предприятии