Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 08:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование, анализ и изучение различных подходов к проектированию структур управления, выявление основных методов, современных тенденций проектирования эффективных структур управления.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Факультет государственного и муниципального управления
Специальность
080504.65 "Государственное и
Кафедра государственного управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине "Теория управления"
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТРУКТУР
УПРАВЛЕНИЯ
Студент ________________________ Е.Г.Резник
группа 132 подпись
Научный руководитель
преподаватель ________________
Хабаровск 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Управление экономикой – это управление большой и сложной информационной системой, специфическим продуктом которой является управленческая информация. Рост масштабов и сложности производственных процессов, усложнение их взаимосвязей и качественные преобразования выдвигают на одно из первых по значимости мест научную обоснованность построения структур управления. Это включает широкий круг вопросов: рациональную организацию структуры управляемых объектов и органов управления, современных средств технической реализации функций управления, четкое определение целей и экономических условий функционирования отдельных подразделений. Решение этих проблем невозможно без совершенствования организационной структуры управления, включая уточнение функций организации, степени их централизации и децентрализации, распределение прав и обязанностей между подразделениями и отдельными исполнителями в аппарате управления, устранение неоправданного дублирования и многоступенчатости в управлении, рационализацию системы подчиненности и ответственности.
Научно-методические основы построения организационных структур управления начали формироваться в начале 70-х годов 20 века. Для работ было характерно выделение отдельных сторон организационной системы, исследование методов их совершенствования, применение принципов системного подхода к организации управления. Огромный вклад в исследование организационных структур управления и их проектирование внесли Мильнер Б.3., Евсенко Л.И., Раппорт В.С., Лебедев В.Г., Лагоша Б.А., Саидов М.О., Шаркович В.Г., Дегтярева Т.Д.
Целью данной курсовой работы является исследование, анализ и изучение различных подходов к проектированию структур управления, выявление основных методов, современных тенденций проектирования эффективных структур управления.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
Объект исследования курсовой работы – организационная структура управления как основа успешного функционирования предприятия.
Предмет исследования курсовой работы – проектирование структур управления с целью оптимизации работы организации.
В первой главе данной курсовой работы рассматривается организационная структура управления как объект проектирования, ее понятие, сущность, многообразие существующих систем. Во второй главе описывается процесс проектирования организационных структур управления, основные методы проектирования, принципы и критерии формирования эффективных структур управления.
Организационное управление, в отличие от технологического, не может быть полностью автоматическим. По мере развития науки и техники все большая часть труда, ранее считавшегося творческим, формализуется и передается современным техническим средствам. Тем не менее, постановка задач управления, выбор управленческих решений и их утверждение (придание им юридической силы), творческая часть труда по выработке планов и решений, всегда остаются прерогативой управленческого аппарата. Так как люди — главная составная часть любой системы организационного управления, их функции должны проектироваться не менее тщательно и подробно, чем техническая часть системы, информация, программное обеспечение.
Организация является не аморфной массой, а упорядоченной системой. Поддерживать эту упорядоченность помогает организационная структура. Организационная структура управления это — целостная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и органа управления. Она отражает строение системы управления, содержанием которой являются функции управления, вертикальное и горизонтальное соотношение уровней управления, а также количество и взаимосвязь структурных подразделений в пределах каждого уровня1.
Opганизационная структура позволяет организации2:
•достигать своих целей с высокой
эффективностью.
Организационная структура и поддерживающая
документация необходимы для любой организации
с самого начала ее существования.
Руководитель должен учитывать и некоторые негативные характеристики организационной структуры:
Любая сложная система строится по иерархическому, многоуровневому принципу. Для реализации функций управления системы создается специальный аппарат, структура которого определяется составляющими его звеньями и количеством иерархических ступеней управления.
Разумно созданная структура системы управления в значительной мере определяет ее эффективность, так как обеспечивает устойчивость связей между множеством составляющих компонентов объекта управления и обеспечивает целостность системы. Она связывает отдельные элементы системы в единое целое, существенно влияет на формы и организацию планирования, оперативного управления, способы организации работ и их координацию, дает возможность измерить и сравнить результаты деятельности каждого звена системы. Структура влияет и на технологию управления, ставит задачи оптимального распределения информации, использования управленческой техники при подборе и расстановке кадров.
Существует множество типов структур управления, и почти каждая новая монография об управлении повествует нам, об изобретении нового типа организационной структуры или их комбинаций (патриархальная, линейная, функциональная, штабная, матричная, дивизиональная и продуктовая структуры).
Постоянно меняющаяся рыночная ситуация, необходимость внедрения новых технологий и освоения новой продукции, весьма слабая доля вероятности результатов прогнозирования заставляют многих специалистов скептически относиться к организационным схемам и настойчиво требовать их постоянной корректировки. Однако управление без четко продуманной структуры практически невозможно, да и потребность в периодической корректировке структурных схем очевидна.
В самом общем случае можно сказать, что существуют различного типа иерархические и линейные структуры.3 Для иерархических характерно наличие управляющей и хотя бы одной подчиненной подсистемы; наличие иерархии является признаком высокого уровня организации. В линейных структурах управляющие функции распределены между всеми элементами системы. Избыточные структурные уровни свидетельствуют о нецелесообразном, расточительном расходе ресурсов, кроме тех случаев, когда планируется дальнейшее развитие системы. Процесс управления определяется воздействием на подсистемы и их элементы с целью обеспечения свойственных системе функций при изменении состояния окружающей среды. При централизованном командном управлении источником и стимулятором управляющих процессов является верхняя иерархическая ступень; инициатива подсистем ограничена и их функциональное поведение носит исполнительный характер.
Управление можно обеспечить двумя способами: руководить подчиненными непосредственно или ввести промежуточную ступень управления и руководить коллективом через своих заместителей.
Первый способ управления (линейная структура), когда исполнитель подчиняется и получает указания только от одного руководителя, прост и понятен каждому. В этом случае структурное подразделение возглавляет наделенный необходимыми полномочиями начальник и осуществляет единолично все функции управления. Его решения обязательны для выполнения сотрудниками, оптимальной рабочей группой следует считать коллектив, с руководством которым справляется один человек. Реализуемый при этом принцип единоначалия не только концентрирует всю полноту власти в одних руках, но и налагает персональную ответственность на руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения исполнителям, минуя их непосредственного начальника.
Однако в этом случае руководитель, единолично отвечая за все стороны деятельности коллектива, обязан один выполнять весь комплекс управленческих работ и часто испытывает большую информационную перегрузку. Если исполнителей много и они выполняют работу различного типа, то управлять ими становится сложно. Линейная структура оправданно применяется в небольших двухуровневых организациях или в качестве элемента более сложных, занятых простыми видами деятельности.
Достоинством линейных структур управления является их простота, четкость построения, явно и недвусмысленно выраженная подчиненность и ответственность структурных элементов, но диапазон их применения ограничен из-за возникающих организационных трудностей при решении многоуровневых неоднозначных задач. Сложно решаются вопросы, возникающие между подразделениями, часто наблюдаются случаи неравномерной загрузки руководителей, успех работы во многом зависит от их мастерства и опыта.
Второй способ управления (функциональная структура) значительно облегчает работу руководителя, так как у него имеются заместители и практически ему нужно работать только с ними, а не со всем коллективом исполнителей индивидуально. Каждый из заместителей по функциональным направлениям обязан компетентно решать возникающие производственные задачи, и имеет право принимать самостоятельные решения в пределах своих полномочий. Функциональную структуру управления часто называют традиционной или классической, так как она применяется уже многие годы и ее особенности более глубоко исследованы.
Особенно плодотворна именно эта структура управления, если для производственного процесса характерна специализация по нескольким направлениям, что требует и специализации руководителей этих видов работ. Традиционно на производстве действуют следующие функциональные блоки: планирования, оперативного управления, снабжения, бухгалтерского учета и в последние годы — маркетинга. На практике часто применяются различные гибридные структуры управления, так называемая дихотомия, т.е. деление на пары "соподчиненных" элементов.
Информация о работе Организационное проектирование структур управления