Особенности денежно- кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 08:26, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования следующие:
Изучение теоретических основ денежно-кредитной политики и организации Центрального Банка;
Оценить состояние денежно-кредитной сферы России на современном этапе;
Анализ основных направлений денежно-кредитной политики ЦБ РФ;
Выявить причины, затрудняющих эффективность денежно-кредитной политики ЦБ РФ;
Сформировать основные пути решения выявленных проблем инструментария денежно-кредитной политики ЦБ РФ

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты денежно- кредитной политики 5
1.1 Цели денежно- кредитной политики 5
1.2 Инструменты и методы денежно- кредитной политики 10
2. Роль ЦБ РФ в проведение денежно-кредитной политики 24
2.1 Сущность и функции ЦБ РФ 24
2.2 Направления денежно- кредитной политики Банка России 35
3. Особенности денежно- кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе 40
3.1 Проблемы реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка России 40
3.2 Пути оптимизации денежно-кредитной политики в РФ 44
Заключение 50
Список использованной литературы 52

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya2.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, выдача центральным  банком ссуд может очень значительно  повлиять на объем денежной массы в обороте.

Однако, следует отметить, что объем  кредитов, получаемых коммерческими  банками у центрального, составляет обычно лишь незначительную долю привлекаемых ими средств. Поэтому изменение  учетной ставки во многих странах  рассматривается скорее как индикатор политики центрального банка, нежели эффективный инструмент денежно-кредитного регулирования.

Как уже было сказано, само по себе изменение учетной ставки не является действенным методом денежно-кредитного регулирования. Говоря о реальных, используемых в настоящее время инструментах денежно-кредитной политики, в том числе Центральным Банком РФ, следует иметь в виду различные формы рефинансирования центральным банком коммерческих банков. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Оно является одним из важнейших инструментов предоставления дополнительной ликвидности банковской системе и осуществляется на рыночных условиях путем проведения кредитных аукционов, предоставления ломбардных кредитов, переучета векселей.

Законодательной основой рефинансирования является ст.ст.46-47 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации…», согласно которым Банк России имеет право предоставлять  кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами. Обеспечением кредитов Банка России могут выступать золото и другие драгоценные металлы в стандартных и мерных слитках; иностранная валюта; векселя, номинированные в российской или иностранной валюте; государственные ценные бумаги. Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются решением Совета директоров ЦБ РФ.

Наиболее известными являются такие  виды кредитов, как внутридневной  кредит (в течение операционного дня), кредит «овернайт» (один рабочий день), ломбардный кредит.

Ломбардный кредит предоставляется банкам в валюте РФ под залог государственных ценных бумаг в порядке, установленном Положением ЦБ РФ от 13.03.96 № 36, и на основании договора. Вначале ломбардные кредиты предоставлялись Банком России на срок до 30 календарных дней как путем удовлетворения заявок банков по фиксированной ломбардной ставки, так и путем проведения аукционов. В последующем их предоставление происходило лишь по результатам аукционов, сроки кредитов менялись на основании телеграмм ЦБ РФ.

Ломбардные кредитные  аукционы Центрального банка РФ проводятся как процентные конкурсы заявок банков на получение ломбардного кредита, осуществляемые по американскому или  голландскому способам.

Заявки, принятые к аукциону, ранжируются по уровню предложенной банками процентной ставки, начиная с максимальной.

Исчерпание объема кредита, выставляемого  на аукцион, является основанием для  пропорционального сокращения суммы  каждой заявки банка, в которой указана ставка, принятая Банком России в качестве ставки отсечения, в списке удовлетворенных заявок.

При американском способе проведения аукциона заявки удовлетворяются по процентным ставкам, предлагаемым банками  в заявках, которые эквивалентны или превышают устанавливаемую Банком России ставку отсечения.

При голландском способе  все заявки удовлетворяются по последней  процентной ставке, которая войдет в список удовлетворенных заявок (по устанавливаемой Банком России ставке отсечения).

Переучет векселей представляет собой способ рефинансирования путем использования такого распространенного кредитного и расчетного инструмента, как вексель.

Участниками операций по переучету  векселей являются Банк России в лице операционного подразделения по переучету векселей (ОППВ), Учетный банк (коммерческий банк, получивший статус Учетного банка10) и российская организация-экспортер.

Учет векселя представляет собой  финансирование Учетным банком организации-экспортера под выдачу последней простого векселя на имя Учетного банка. Переучет векселя – это покупка Банком России векселя организации-экспортера у Учетного банка по установленной ставке переучета.

Согласно пункту 4 Положения  ЦБ РФ от 30.12.98 № 65-П «О проведении Банком России переучетных операций» к переучету принимаются простые векселя, соответствующие требованиям Женевской Конвенции 1930 г. № 358 и составленные на установленном стандартном бланке11, со сроком «на определенный день», векселедателями по которым выступают организации-экспортеры, включенные в список, утверждаемый Банком России. При этом срок платежа по векселю не должен превышать 6 месяцев с даты составления векселя и 1 месяца с даты последнего платежа по экспортному контракту.

Механизм действия переучетной  политики заключается в следующем.

При необходимости увеличения денежной массы в экономике (кредитной  экспансии) центральный банк устанавливает  для банков благоприятные условия  переучета векселей (например, снижает  учетную ставку). Продавая векселя центральному банку, банки получают денежные средства, которые могут быть направлены для предоставления предприятиям кредитов. К тому же банки при таких условиях стремятся приобрести переучитываемые центральным банком векселя. Все это способствует увеличению инвестиций и росту ВВП. В условиях «перегрева» экономики центральный банк изменяет условия переучета векселей в противоположную сторону, и коммерческим банкам становится выгоднее выкупить у него векселя. Это уменьшает денежную массу коммерческих банков, повышает ставку процента и уменьшает инвестиции.

Операции по переучету  векселей призваны способствовать кредитование коммерческими банками предприятий  реального сектора экономики  и таким образом развитие производства. В России они пока стимулируют лишь кредитование экспортных отраслей промышленности, а также приток в РФ иностранной валюты. В связи с этим необходимо расширение перечня организаций, которые могут выступать векселедателями в переучетных операциях, за счет включения в него финансово-устойчивых и платежеспособных производственных предприятий.

ГЛАВА 2. РОЛЬ ЦБ РФ В ПРОВЕДЕНИЕ ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

2.1 Сущность и функции  ЦБ РФ

 

С момента  зарождения рыночных отношений возникла потребность экономических агентов  в ссудном капитале. Его движение осуществляется от субъектов, имеющих свободные денежные средства, к нуждающимся субъектам. Подобное движение ссудных средств, осуществляемое на условиях срочности, возвратности и платности, называется кредитом.

Исторически первой формой кредита стал коммерческий кредит – кредит, предоставляемый предприятиями и другими хозяйствующими субъектами друг другу. По сути, он представляет собой отсрочку платежа за поставляемые товары или услуги, обычно оформляется посредством выдачи векселя. Эта практика позволяет ускоренно реализовывать продукцию и повышать скорость оборота капитала. Вместе с тем, коммерческий кредит естественно ограничен размерами излишка капитала предприятия-кредитора и зависим от обратного притока капитала, что привело к выделению банковского кредита.

Банками называют денежно-кредитные институты, которые осуществляют различные  виды операций с деньгами и ценными  бумагами: привлечение денежных средств  населения и юридически лиц, предоставление данных средств от своего имени в  качестве кредита, открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц. Кредитование - важнейшая функция банка, отличная от коммерческого кредита. Так, банковский кредит не требует, чтобы заемщик являлся предпринимателем, а его движение не обязательно связано с движением промышленного капитала.

Постепенно  происходил переход от слабо связанных  банков к сложной многоярусной системе  кредитно-денежных учреждений – банковской системе. Это понятие можно рассматривать  на нескольких уровнях, придавая ему различные оттенки. В западной практике под термином обычно понимается совокупность банков и банковских институтов, выполняющих функции кредитования и приема вкладов, тогда как многие российские специалисты относят к ней также организации, не вовлеченные непосредственно в кредитные операции, но опосредующие их. Наиболее строгое определение, формально закрепляющее понятие банковской системы РФ, содержится в ФЗ «О банках и банковской деятельности»: «Банковская система РФ включает Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков». Приведенные выше факты доказывают, что банковская система складывается исторически и закрепляется законодательно.

 

Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) является главным банком страны. Уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью. Он подотчетен Государственной Думе12. Деятельность Банка России регламентируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями) и другими федеральными законами.

В соответствии с законом Банк России является юридическим лицом, освобожденным от уплаты всех налогов, пошлин, сборов и других платежей на территории РФ. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не были приняты или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Центральный банк РФ представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему  входят: центральный аппарат, территориальные  учреждения, расчетно-кассовые центры (РКЦ), вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

Национальные  банки республик в составе Российской Федерации являются территориальными учреждениями Банка России. Территориальные главные управления являются обособленными подразделениями, осуществляющими часть его функций на определенной территории. Территориальные главные управления подчиняются Банку России и ему подотчетны. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров.

Высший  орган Банка России – Совет  директоров. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и управляющий ею.

В Совет  директоров входят: Председатель Банка  России и 12 членов Совета. Члены Совета директоров работают на постоянной основе. Они утверждаются Государственной  Думой по представлению Председателя Банка, который является одновременно председателем Совета директоров.

Совет директоров во взаимодействии с правительством разрабатывает единую государственную  денежно-кредитную политику и обеспечивает ее выполнение. Структуру и штаты Центрального аппарата Банка России, а также уставы его других структурных подразделений утверждает Совет директоров. К его полномочиям также отнесены:

  • изменения ставок по централизованным кредитам, норм резервирования, экономических нормативов;
  • определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему России;
  • другие решения по вопросам, имеющим большое значение как для Банка России, так и для банковской системы страны.

Решение Совета директоров считается  принятым, если за него проголосовало большинство членов. Таким образом, Совет директоров не только возглавляет и организует работу Банка России, но и регулирует деятельность коммерческих банков в стране.

Наряду  с Советом директоров вне банка  функционирует и Национальный банковский совет. В его состав включаются представители президента, представители высших органов законодательной и исполнительной власти и эксперты. Общая численность Совета не превышает 15 человек.

Члены Банковского  совета утверждаются Государственной  Думой по представлению Председателя Банка России. Совет регулярно, не реже 1 раза в квартал, обсуждает концепцию развития банковской системы и вопросы единой государственной денежно-кредитной политики, включая регулирование денежных ресурсов13.

Итак, теперь определим основные цели деятельности Центрального Банка России. В Федеральном законе «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» отмечается, что «целями  деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.14 Отметим, что, согласно ст.3 данного Закона, получение прибыли не является целью деятельности Банка России15.

Определив цели деятельности Банка  России, рассмотрим функции, которые  Банк выполняет для осуществления этих целей. А для этого определим, что же является целью, а что функцией центрального банка.

Цели и функции центрального банка зачастую смешиваются. Между  тем каждое из понятий имеет содержательную нагрузку и не может отождествляться друг с другом. Функция – это сама деятельность, определяемая спецификой предмета, тогда как цель – это то, ради чего она совершается, что составляет ее результат. Функция центрального банка – это его деятельность как отдельного субъекта, как отдельного юридического лица по отношению к другим субъектам; функции определяются как разнообразные виды деятельности, установленные законом и выполняемые банком для реализации поставленных перед ним задач.

Поскольку с точки зрения права  центральный банк как институт создается государством для выполнения только ему присущих задач, перечень функций полностью определяется федеральным законом. При этом перечень функций банка, исходя из понимания законодателями задач, которые ставятся перед ним, может меняться (сокращаться или расширяться).

В редакции Федерального закона «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» установлен перечень из 18 функций, который не исключает реализацию иных функций в соответствии с  федеральными законами. Эти функции  можно классифицировать исходя из специфики целевой ориентации и с учетом назначения Банка России. Таких функций пять:

Информация о работе Особенности денежно- кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе