Особенности развития СП в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть историю создания совместных предприятий;
дать понятие и раскрыть основные цели совместных предприятий;
определить основные характеристики совместных предприятий и их место в современной экономике.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…....3
1 История СП, его основные характеристики и особенности……………..6
История происхождения СП……………………………………......6
Основные характеристики и особенности СП………..……..…….12
2. СП как форма организации бизнеса в современном обществе………..17
2.1 Мотивы создания СП и его цели. Структура управления СП…….17
2.2 Возможности СП, его преимущества и факторы успеха………….23
3. Особенности развития СП в России……………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………35
Список использованной литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа международные совместные предпр.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

     В более узком, так называемом функциональном смысле, совместное предприятие – это экономическая единица, планируемая, создаваемая, контролируемая и управляемая двумя или несколькими партнерами в соответствии с их вкладами в капитал и внутренней договоренностью.

 

    1. Основные характеристики и особенности СП
 

     Развитие международных экономических отношений происходит посредством организации международной кооперации производства. Значимое место в составе форм международной кооперации занимают совместные предприятия (СП), которые характеризуются наличием сильной партнерской связи, долгосрочным и прочным сотрудничеством сторон и одновременно особой степенью сложности [10, 389].

     Характерные признаки СП: общий капитал, создаваемый  из паевых взносов; совместно осуществляемая хозяйственная деятельность; равноправное участие сторон в управлении, справедливом дележе прибылей и распределении рисков. В качестве партнеров могут выступать государственные, частные компании и частные лица.

     Совместное  предприятие представляет собой  международную фирму, создающуюся  двумя или несколькими национальными предприятиями с целью наиболее полного использования потенциала каждой из сторон для максимизации полезного экономического эффекта их деятельности [16].

     С помощью СП происходит привлечение иностранного капитала, а развитие СП представляет собой одно из самых перспективных направлений, позволяющих решить ряд насущных проблем современной экономики.

     СП  как форма экономических межгосударственных отношений закономерно развиваются  в ходе эволюции мирохозяйственных связей, что объясняется их преимуществами по отношению к другим формам промышленного сотрудничества. К основным из них ученые-исследователи относят:

  • «возможность комплексного использования усилий партнеров по взаимодействию во всех предпроизводственных, производственных и сбытовых сферах» [6, 8];
  • обеспечение полновесного контроля со стороны партнеров за цепочкой процессов от производства, снабжения до сбыта и управления;
  • объединение и концентрация наиболее сильных взаимодополняющих элементов со стороны партнеров [10, 389].

     Так же международные СП следует рассматривать с позиции функционального анализа его возникновения. Здесь речь идет об инвестиционном сотрудничестве и месте СП в системе иностранных инвестиций как истоков возникновения и развития СП, это можно рассмотреть в соответствии со схемой, приведенной ниже. Ряд исследователей трактуют СП именно с этой позиции [14, 19].

       
 

     

       
 

      

     

     

       

     

       
 
 

     Рисунок – 1 Место СП в притоке иностранных инвестиций

     В странах с развитой рыночной экономикой, таких, как Германия, Англия, Швейцария, понятия «СП» и «предприятие с участием прямых иностранных инвестиций» тесно переплетаются. Рассматриваются объемы инвестиций, вкладываемых напрямую в предприятия, образуя, таким образом, СП с принимающей страной [10, 398].

     Совместное  предприятие как отдельная экономическая единица в национальной системе хозяйствования и в мировой экономике в целом имеет свои особенности, которые можно охарактеризовать по следующим признакам:

     1. Местонахождение СП и его учредителей.  Совместные предприятия могут  быть созданы как компаниями одного государства (национальным капиталом), так и представителями разных государств. По признаку принадлежности учредителей СП к различным странам можно выделить следующие комбинации: промышленно развитые страны – промышленно развитые страны, промышленно развитые страны – развивающиеся страны, развивающиеся страны – развивающиеся страны.

     2. Форма собственности создаваемого  СП. Могут быть выделены следующие  типы СП: с участием лишь частного  капитала, с участием частных  фирм и государственных предприятий или организаций и с участием национальных и международных организаций.

     3. Доля участия партнеров в капитале  СП. В зависимости от этого  признака предприятия можно классифицировать  следующим образом: предприятия,  созданные на паритетных началах (равная доля участия партнеров в капитале СП), предприятия с преобладающим участием иностранного капитала и предприятия с меньшей долей участия иностранного партнера. До недавнего времени налоговые льготы СП предоставлялись в зависимости от доли иностранного капитала в уставном фонде совместной компании.

     4. Вид деятельности. В зависимости  от целевых установок партнеров  можно выделить следующие типы  СП: СП научно-исследовательского  характера, СП производственного  характера, закупочные СП, сбытовые  СП, комплексные СП, при которых сочетаются различные виды деятельности.

     5. Характер участия партнеров в  управлении деятельностью СП. Можно  выделить предприятия, все участники  которого активно участвуют в  управлении, сообща формируют рыночную  стратегию и решают технические вопросы. К другому типу относятся СП, в которых роль всех сторон за исключением одной (чаще всего – принимающей) сводится к пассивному участию в финансировании капитальных вложений, приобретению крупного пакета акций, но без какого-либо участия в процессе оперативного управления [2].

     Так как  СП имеют ряд особенностей, то существует риск возникновения недостатков  у данной формы совместного сотрудничества. Во-первых это относится к необходимым затратам на подготовку для начала совместной работы, которые могут осуществляться на всем протяжении создания СП. Во-вторых, могут возникнуть проблемы, связанные с высокими расходами на коммуникацию между партнерами, а также трудности при принятии решений и координации действий между сторонами. В дальнейшем работа и управление СП потребуют повышенных затрат для их эффективного функционирования.

     Основным  принципом для СП является достижение целевых установок, которые могут  быть осуществлены только благодаря  определенной форме сотрудничества нескольких партнеров, нежели одиночного предприятия. Таким образом, можно выделить общую цель СП – улучшение долгосрочных перспектив получения прибыли предприятием. Данная цель может быть достигнута, только при условии проведения следующих мероприятий:

  • выход на еще не освоенные рынки;
  • повышение эффективности путем рационализации и тем самым понижение издержек в рамках возникновения и существования большого размера экономической единицы;
  • повышение конкурентоспособности путем улучшения положения на рынке в отношении поставщиков, потребителей или потенциальных кредиторов;
  • уменьшение рисков благодаря его разделу между несколькими партнерами [10, 401].

     Делая вывод, можно сказать, что благодаря  процессам интернационализации  экономики разных стран и увеличению экспорта капитала, происходит появление и распространение СП, как одной из форм международной кооперации. СП являются средством привлечения передовой иностранной технологии и современного управленческого опыта. Именно с помощью них облегчается экспорт капитала, происходит реализация инвестиционных проектов, осуществление которых не под силу одной компании [5].

 

  1. СП как форма организации бизнеса в современном обществе
 

2.1 Мотивы создания  СП и его цели. Структура управления  СП 

     При создании совместного предприятия предпринимателю приходится уступать долю в капитале своего предприятия, разделять контроль и возросший риск с партнером, поэтому всегда существует опасность того, что новая организация не сможет добиться стратегических целей. Перед предпринимателем стоит серьезная задача, ему необходимо определить, стоит ли в данной ситуации идти на сотрудничество, а если да, то какого рода партнера следует выбрать. Важным соображением является ресурсный вклад каждого партнера; но, возможно, более проблематичным является оценка этих ресурсов и других вкладов. Важно также установить степень автономии для новой организации. Предпринимателю стоит рассмотреть и другие альтернативы расширения своего дела, такие, как слияния, поглощения и выкупы с подзаемом [13].

     Мотивы  создания СП могут быть различными, но чаще всего они создаются с целью кооперации. Чтобы разобраться в данном вопросе учеными был проведен опрос руководителей 690 японских фирм, который дал возможность проранжировать мотивы участия японских фирм в организации СП. Вот важнейшие из них:

        • восполнение недостатков государственных средств;
        • получение сырья и оборудования;
        • получение права на использование товарного знака;
        • стимулирование экспорта;
        • получение передовой технологии производства;
        • получение опыта в управлении.

     Использование СП позволяет зарубежным инвесторам разделить с партнером риск капиталовложений, получить доступ к местным рынкам сбыта, сократить время пускового периода, увеличить размер накопления капитала. Международные монополии, участвуя в образовании СП, руководствуются в основном стратегическими целями: проникнуть в ту или иную отрасль производства; захватить новые рынки, стремясь в будущем подчинить образованные СП полному контролю.

     Сотрудничество  в рамках СП таит в себе и опасности: зачастую более сильная фирма-партнер поглощает полностью СП, становясь его хозяином. Исследование деятельности СП в начале 90-х гг. XX в. показало, что из 150 обследованных предприятий три четверти были поглощены японскими партнерами. Известный консультант многонациональных фирм Ч. Ферпосон писал, что когда крупные японские радиоэлектронные фирмы ищут фирму партнера для создания СП, то фактически они намечают потенциальную жертву.

     С начала 80-х гг. XX в. существенно меняются цели создания СП, и наступает следующий этап в их организации. Если раньше СП представляли собой общий филиал двух или нескольких партнеров и их роль ограничивалась открытием дополнительного рынка сбыта или использованием технологий партнера, то на новом этапе СП создают крупные корпорации, ранее конкурирующие между собой, с целью явной монополизации рынка, общего преодоления трудностей, которые диктует современный рынок [17].

     Остановимся подробнее на вопросе о целях СП. Как известно, они могут быть различны. В качестве основных из них можно рассмотреть следующие:

  • получение современных зарубежных технологий (в отличие от традиционного лицензирования при совместном предпринимательстве продавец лицензий становится совладельцем использующего их предприятия, крайне заинтересованным в получении высокой прибыли), преодоление барьеров протекционизма в международной передаче технологий;
  • повышение конкурентоспособности продукта на рынке;
  • расширение экспорта продукции, выход на внешний рынок за счет:
  • изучения специфических потребностей зарубежных рынков, проведения комплекса мероприятий по маркетингу;
  • организации производства продукции в соответствии с характерными для мирового рынка параметрами качества или в соответствии с нормами, принятыми в странах, где планируется осуществлять ее сбыт;
  • выхода на рынки стран, применяющих жесткий торговый протекционизм и ограничения на иностранные инвестиции без участия местных предприятий и фирм.
  • привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов, возможность использования имеющихся в распоряжении одного из учредителей СП ресурсов по ценам, значительно ниже средних цен мирового рынка;
  • снижение затрат на производство продукции на основе использования трансфертного (внутрифирменного) ценообразования, экономия издержек на сбыт продукции;
  • улучшение материально-технического обеспечения за счет получения от зарубежного партнера дефицитных материальных ресурсов, не производимых ими полуфабрикатов, комплектующих узлов и деталей, так называемое «отверточное» производство [2].

     Еще одним важным моментом является структура управления СП.

Информация о работе Особенности развития СП в России