Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:00, реферат
Актуальность. В современных условиях, правовое регулирование государственной гражданской службы представляет собой одно из важнейших, приоритетных и эффективных направлений правовой политики государственного строительства, активизации связи государственного аппарата с населением, повышения престижа государственных гражданских служащих. Государственная гражданская служба является одним из важных правовых институтов административного права, основным предназначением которого является реализация управленческих функций исполнительной власти.
С точки зрения кадрового менеджмента насильно удерживать работника, не желающего работать у данного работодателя, как показывает практика, бессмысленно. Работник, не желающий работать в данной организации, становится для нее экономически невыгодным, а иногда и просто опасным.
Поэтому с принятием Конституции РФ, закрепляющей право каждого распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37 Конституции РФ), право работника (в том числе и гражданского служащего) на расторжение трудового договора (служебного контракта) по его инициативе не подвергается сомнению.
Так, в соответствии со ст. 36 Закона о государственной гражданской службе гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе (собственному желанию), предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели.
В случае, если заявление гражданского служащего о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы по собственной инициативе обусловлено невозможностью продолжения им исполнения должностных обязанностей и прохождения гражданской службы (зачислением в образовательное учреждение профессионального образования, выходом на пенсию, переходом на замещение выборной должности и другими обстоятельствами), а также в случае установленного нарушения представителем нанимателя законов, иных нормативных правовых актов и служебного контракта, представитель нанимателя обязан расторгнуть служебный контракт в срок, указанный в заявлении гражданского служащего.
По соглашению между гражданским служащим и представителем нанимателя гражданский служащий может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы ранее двухнедельного срока.
До истечения срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы гражданский служащий имеет право в любое время отозвать свое заявление. Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы не производится, если на его должность не приглашен другой гражданский служащий или гражданин.
По истечении срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы гражданский служащий имеет право прекратить исполнение должностных обязанностей.
В последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению гражданского служащего обязан выдать ему трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет.
По письменному заявлению гражданского служащего он освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется после предоставления ему ежегодного оплачиваемого отпуска или после окончания периода его временной нетрудоспособности.
Законодательство Российской Федерации устанавливает определенный, строго ограниченный перечень оснований, которые предоставляют работодателю право уволить работника по своей инициативе. Работодатель не может уволить работника по основаниям, которых нет в законодательстве.
В отношении гражданских служащих указанное правило распространяется в полной мере. Перечень оснований расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя закреплен в ст. 37 Закона о государственной гражданской службе. При этом следует иметь в виду, что каждое основание расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя имеет свою специфику. Некоторые аспекты основания расторжения служебного контракта будут рассмотрены далее.
Итак, служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от занимаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае:
1. Несоответствия гражданского
служащего замещаемой
а) по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
б) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.
Расторжение служебного контракта (как и трудового договора) вследствие несоответствия гражданского служащего (или работника) по состоянию здоровья возможно лишь при стойком снижении трудоспособности, препятствующем надлежащему исполнению служебных (трудовых) обязанностей. Если при этом гражданский служащий надлежащим образом выполняет свои должностные обязанности по занимаемой должности гражданской службы, однако обнаружится, что он нуждается в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы вследствие того, что выполняемая работа ему противопоказана или опасна для коллектива гражданских служащих либо обслуживаемых им граждан, то представитель нанимателя обязан предложить такому гражданскому служащему другую должность государственной службы, не противопоказанную ему по состоянию здоровья.
В случае отказа гражданского служащего от такого перевода либо отсутствия в государственном органе соответствующей должности служебный контракт прекращается в соответствии с подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе. При этом необходимо наличие медицинского заключения, вынесенного специальным медицинским учреждением, препятствующего продолжению выполнения обязанностей по служебному контракту гражданской службы по состоянию здоровья. Не может быть уволен по этому основанию гражданский служащий, трудоспособность которого временно ограничена.
Расторжение служебного контракта в случае несоответствия замещаемой должности гражданской службы вследствие недостаточной квалификации возможно только при отсутствии вины гражданского служащего и связано только с результатами аттестации, т.е. для приведения в действие механизма увольнения необходимо проведение аттестации и наличие сделанного в ее результате отрицательного заключения о квалификации гражданского служащего.
Проведение аттестации – неотъемлемое право представителя нанимателя, способ контроля за соответствием квалификации гражданских служащих, а также стимулирование их гражданской службы. Аттестация должна проводиться в порядке, предусмотренном ст. 48 Закона о государственной гражданской службе.
Недостаточная квалификация гражданского служащего должна быть установлена на основании объективных данных, полученных в результате аттестации. Выводы аттестационной комиссии о деловых качествах гражданского служащего подлежат оценке в совокупности с другими данными об аттестуемом, относящимися к его профессиональной деятельности.
2. Неоднократного неисполнения
гражданским служащим без
Принимая решение об увольнении гражданского служащего по данному основанию представителю нанимателя следует учитывать, что он вправе расторгнуть служебный контракт, если к гражданскому служащему ранее было применено дисциплинарное взыскание и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин служебных обязанностей оно не снято и не погашено в установленном порядке (п. п. 8, 9 ст. 58 Закона о государственной гражданской службе).
3. Однократного грубого
нарушения гражданским
а) прогула (отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня).
Принципиальным является вопрос об уважительности причин, по которым гражданский служащий отсутствовал на служебном месте. Следовательно, представитель нанимателя должен выяснить, действительно ли гражданский служащий не находился без уважительных причин на служебном месте в течение указанного срока;
б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения также является самостоятельным основанием увольнения гражданского служащего. При этом не имеет значения, был ли гражданский служащий отстранен от выполнения должностных обязанностей в связи с указанным состоянием.
Состояние алкогольного либо наркотического или иного токсического опьянения может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, которые должны быть оценены соответствующим органом по рассмотрению (разрешению) трудовых споров. Эти обстоятельства могут быть подтверждены в том числе и свидетельскими показаниями. Однако более предпочтительным доказательством является акт медицинского освидетельствования, составленный специалистом соответствующего медицинского учреждения;
в) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей.
Увольнение в этом случае возможно, если гражданский служащий был допущен к сведениям, составляющим ту или иную тайну, а сохранение такой тайны (кроме государственной) обусловлено в заключенном с гражданским служащим служебном контракте.
Вопросы государственной тайны регулируются Федеральным законом от 21 июля 1993 г. (с последующими дополнениями и изменениями).
В случае оспаривания гражданским служащим увольнения по данному основанию представитель нанимателя обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что сведения, которые разгласил гражданский служащий, в соответствии с действующим законодательством относятся к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, данные сведения стали известны гражданскому служащему в связи с исполнением им служебных обязанностей и он обязывался не разглашать такие сведения;
г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях.
В качестве чужого имущества следует расценивать любое имущество, не принадлежащее данному гражданскому служащему, в частности имущество, принадлежащее представителю нанимателя, другим гражданским служащим, а также лицам, не являющимся гражданскими служащими данного государственного органа. Условия же наступления возможности такого увольнения - наличие установленного вступившим в силу приговора суда или постановления органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях. Этими решениями и постановлениями должны быть установлены факт совершения хищения и вина гражданского служащего;
д) нарушения гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.
При расторжении служебного контракта по данному основанию необходимо наличие трех условий:
1) противоправное виновное
поведение гражданского
2) наличие вредоносного
результата (несчастный случай, причем
вне зависимости от того, с
кем он произошел: с самим гражданским
служащим или с другим лицом,
авария, катастрофа) или реальная
угроза наступления такого
3) причинно-следственная
связь между этими двумя
Только при наличии всех трех условий одновременно возможно увольнение по подп. "д" п. 3 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе.
Важным аспектом является то, что для увольнения в данном случае не обязательно ждать наступления тяжелых последствий - достаточно факта создания реальной угрозы их наступления.
4. Совершения виновных
действий гражданским служащим,
непосредственно обслуживающим
денежные или товарные
При расторжении служебного контракта в связи с утратой доверия следует иметь в виду, что по данному основанию могут быть уволены только гражданские служащие, непосредственно обслуживающие денежные или товарные ценности (прием, хранение, транспортировка, распределение и т.п.), совершившие такие виновные действия (бездействие), которые дают основание представителю нанимателя для утраты доверия к ним. При этом утрата доверия должна быть обоснована конкретными фактами совершения гражданским служащим виновных действий (бездействия).
Следует также иметь в виду, что при увольнении гражданского служащего по п. 4 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе не требуется наличия вступившего в силу приговора суда (что предусмотрено, в частности, подп. "г" п. 3 ч. 1 ст. 37 указанного Закона).
Для такого увольнения достаточно наличия конкретного факта совершения гражданским служащим виновных действий, являющихся основанием для расторжения служебного контракта по данному основанию.
5. Принятия гражданским
служащим, замещающим должность
гражданской службы категории "руководители",
необоснованного решения, повлекшего
за собой нарушение
Это основание увольнения применяется к строго ограниченному кругу лиц и лишь в случае совершения ими конкретных действий, указанных в п. 5 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе. Оно является как бы дополнительным основанием расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя.
Информация о работе Служебный контракт на государственной гражданской службе