Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:27, курсовая работа
Цель работы рассмотреть особенности социального лидера управленческого типа, дать полную характеристику человека как незаменимого элемента системы управления.
Задачи:
1.Рассмотреть теоретические основы лидерства в организации,
2.Выявить особенности авторитета и лидерства; изучить природу лидерства.
3.Модель личности управленца.
4.Проанализировать стиль управления на примере организации ОАО ОТП Банк.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы лидерства………………….……..4
1.1 Понятие и содержание лидерств…………………………………………….4
1.2 Профессиональные, социально-психологические особенности лидера…6
1.3 Модель личности управленца………………………………………………..9
1.4 Предпосылки и особенности возникновения лидерства в организации, теории лидерства………………………………………………………………..12
1.5 Стили управления…………………………………………………………...14
Глава 2. Анализ лидерских качеств на примере организации ОАО ОТП Банк……………………………………………………....20
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия ОАО ОТП Банк…..20
2.2.Профессиональные требования к личности управленца ОТП Банка……21
2.3 Практическое применение модели управления в ОТП Банке……….…...23
2.4. Необходимые условия для становления лидера в ОАО ОТП Банке….…26
2.5.Принятие управленческого решения……………………………………….29
Заключение…………………………………………………………………...…32
Список литературы………………………………………………………………34
4) воодушевление — способность создавать структуру, которая использует энергию подчиненных для достижения желаемых результатов;
5) организационные способности
— умение направлять
К чертам, характеризующим стиль руководства, относятся следующие.
Внимание к подчиненным. Сегодня в литературе по управлению много внимания уделяется вопросом гуманизации рабочего места, японской формы управления, качества трудовой жизни и внедрения новаторских компенсационных систем. Все это является частью основной идеи, состоящей в том, что внимание к работникам, забота о них так же, как и интерес к производству, играют решающую роль в эффективном и умелом управлении. Мотивация работников к труду, что является ключом к успеху, не может быть достигнута без создания у них убеждения в том, что руководство действительно заботится о них. Ориентация руководителя на человека, применение политики “открытых дверей”, консультирование со своими подчиненными, побуждение их к лучшему труду, реагирование на их личные нужды — такие методы дают исключительные результаты.
Чуткость к запросам потребителей и их удовлетворение. Одна из основных задач лидера-управленца — постоянное контролирование запросов и требований потребителей, способность строить планы и вводить инновации
Несомненно, создание и сохранение функциональной организационной культуры — одна из задач лидера-управленца. Считается, что эффективные культуры наделяют организацию особой компетентностью. Элементы эффективной культуры включают:
а) широко разделяемую философию;
б) внимание к индивидууму;
в) признание авторитета выдающихся людей;
г) веру в действенность ритуалов и церемоний;
д) осмысленное чувство неформальных правил и ожиданий;
е) убежденность в том, что все, что делают работники, важно для других.
Стратегический склад ума — одно из важнейших качеств социального лидера-управленца. Наличие выверенной концепции развития социальной системы, стратегического плана обычно оценивается как наличие “путеводной звезды”.
С этой точки зрения, управленец должен быть способен к объективной самооценке имеющихся возможностей, к выявлению “болезненных точек” собственной личности (интеллектуальных, эмоциональных, черт характера, физического и психического здоровья и т. п.) и к составлению личного плана работы над собой на протяжении всей жизненной карьеры. Определяющими на этом пути являются интеллектуальные способности, волевые качества и личная организованность.
Руководитель умеет
Он должен всегда помнить, что высшая и надежная власть — это власть красоты и обаяния личности, что дает образец для подражания и мотивирует другую личность к добровольному принятию тех норм и ценностей, которые тот исповедует. В этой связи сама власть принимает разные формы: утилитарную, авторитарно-нормативную, объединенную[7, с. 68].
Утилитарная власть — это
воздействие посредством
В целом каждая личность управленца в процессе обучения и социализации должна выбрать свою неформальную роль в управлении и организации, сформировать свой стиль управления, свою управленческую и организационную культуру на основе освоенных социальных норм и ценностей не только интеллектуальных, но и нравственных. Только в этом случае мы получим эффективный тип управленца, характеризуемого единством личных и профессиональных качеств.
Исследования показывают, что успех в управлении приходит к лидерам, обладающим настойчивостью и умением предвидеть, убеждать, вырабатывать стратегию, общаться с людьми. Ожидается, что лидеры должны рассматривать технические, социальные, политические и культурные аспекты в деятельности организации как части единой системы. Они должны уметь так соединить эти части, чтобы картина получила смысл. Конечно, в этом деле не может быть какого-то одного подхода, а, скорее, нужно многообразие подходов. Тем не менее, лидер должен стремиться обладать такими способностями, как умение вовлечь в решение вопросов своих подчиненных, обеспечить внимание к ним, новаторство, предприимчивость, реагирование на нужды людей.
1.4 Предпосылки и особенности возникновения лидерства в организации, теории лидерства
Стиль руководства в контексте управления - это привычная мера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи - все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.
Слово "стиль"
греческого происхождения.
Стиль руководства
- типичный вид поведения
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех них личных качеств (уровень интеллекта, знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе). Поэтому, если можно выявить у себя эти качества, то, возможно, их развитие, позволяющее в будущем стать хорошим руководителем.
В дальнейшем возник
другой, поведенческий подход, который
создал основу для более
Таким образом, представители
поведенческой школы
* личных качеств;
* особенностей поведения человека в организации;
* конкретной ситуации.
Согласно поведенческому
подходу к руководству, по
1.5 Стили управления
1. Авторитарный стиль управления
При таком стиле управления вся производственная деятельность организуется руководителем без участия подчиненных. Этот стиль управления может применяться при решении текущих задач и предполагает большую дистанцию в образовании между руководителем и подчиненным, а также материальную мотивацию сотрудников.
Лидер - это тот, кто умеет обслуживать, тот, кто умеет наладить гармонию в отношениях сотрудников на предприятии или людей в иной ситуации, дабы имел место максимум производительности и целостный результат.
Типичные признаки авторитарного стиля управления:
1. Руководитель в силу
своей законной власти
2. Руководитель соблюдает
дистанцию в отношениях с
Требования к авторитарно управляющему руководителю: высокая сознательность, высокий самоконтроль, дальновидность, хорошая способность к принятию решений, пробивная способность.
При этом стиле управления мотивация подчиненных часто ограниченна, потому что руководитель отделяется социально, передает, как правило, менее интересную работу подчиненным и поддерживает в них страх перед угрожающими санкциями. Подчиненные становятся безучастными по отношению к руководителю, а также к предприятию. Информацию они добывают из-за поставленных руководителем информационных барьеров неофициальными путями.
Требования к авторитарно управляемому подчиненному по Штоппу:
- признание руководителя единственной инстанцией;
- признание и выполнение распоряжений руководителя;
- отсутствие стремления к обладанию правом контроля.
Преимущества авторитарного стиля управления - возможно большая скорость принятия решений, успешность при повседневных, обычных работах.
Недостатки авторитарного стиля лежат в слабой мотивации самостоятельности и развития подчиненных, а также в опасности ошибочных решений посредством чрезмерных требований руководители в отношении количества и (или) качества работы.
Авторитарный стиль управления может применяться на практике в нескольких вариантах, которые все больше приближаются к корпоративному стилю.
2. Демократический стиль управления
При демократическом стиле управления производственная деятельность организуется во взаимодействии руководителя и подчиненного. Этот стиль управления может применяться при превалировании творческого содержания работы и предполагает примерно равный уровень образования руководителя и подчиненных, а также нематериальное поощрение сотрудника.
Типичные признаки демократического стиля управления:
1. Руководитель управляет подчиненными, включая их в процесс принятия решений, за которые он несет ответственность. Он ожидает от своих подчиненных конкретной помощи, принимает решения с учетом их предложений и возражений. Он делегирует свои полномочия, насколько это возможно, и распоряжается только при необходимости. При этом он признает способности подчиненных и сознает то, что не может все знать и все предвидеть. Контролируется только результат работ, допускается самоконтроль.
2. Руководитель не только
подробно информирует о
Требования, предъявляемые к демократично управляющему руководителю, по Штоппу:
- открытость;
- доверие к сотрудникам;
- отказ от индивидуальных привилегий;
- способность и желание делегировать полномочия;
- служебный надзор;
- контроль результатов.
Подчиненные рассматриваются как партнеры, способные относительно самостоятельно выполнять "ежедневные работы".
Активная позиция подчиненных повышает их мотивацию, что влечет улучшение результатов труда.
Требования к демократично - управляемым подчиненным, по Штоппу:
- стремление и способность нести личную ответственность;
- самоконтроль;
- использование прав контроля.
Преимущество демократичного стиля - принятие целесообразных решений, высокая мотивация сотрудников и разгрузка руководителя. Кроме того, поддерживается развитие сотрудников. Недостаток - демократичный стиль управления может замедлить принятие решений.