Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 22:21, курсовая работа
Данная работа посвящена специфике американской и японской моделей менеджмента. По своей сути это две своеобразных стратегии управления организацией и ее ресурсами - как производственными, так и человеческими. Причиной интереса к данным моделям стал высокий уровень развития обеих стран, прогресс их промышленности, который может быть объяснен особенностями подходов к управлению. Американская и японская системы управления позволяют добиваться высоких результатов во всех сферах экономики, а получаемая предприятиями прибыль становится довольно веской причиной задуматься о правильности российских концепций управления. Этим объясняется актуальность изучения особенностей американской и японской моделей менеджмента. Изученность. За всю историю существования зарубежного менеджмента экономист Роберт Хейлбронер, социологи Дж. Коул и А. Горц, У. Деминг и Дж. Джуран , ученые Джозеф Вартан, Э. Петерсон и Э. Плоумен, Питер Ф.
Введение………………………………………………………………………...…………...4 Глава 1. Американская модель менеджмента………………………………………....6 1.1. Исторические предпосылки современного американского менеджмента……....6 1.2. Характерные черты американской модели менеджмента……………...……….8 1.3. Американская деловитость и организаторские способности……………...........10 1.4. Стратегическое управление……………………………………………………....12 1.5. Партисипативное управление………………………………………………………...14
Глава 2. Японская модель менеджмента ………………………………………..........17 2.1. Особенности японской системы менеджмента………………………….............17 2.2. Система управлением качеством………………………………………….............18 2.3. Система принятия решения……….…………………………………...................19 2.4. Особенности рынка труда………………………………….………………..………..21
Глава 3. Специфика менеджмента в Европе и за рубежом………………………....24 3.1. Особенности европейской модели управления……………………………………24 3.2. Особенности формирования и использования моделей менеджмента в развитых странах мира…………………………………………………………………………….25 3.3. Изменение содержания современного зарубежного менеджмента………………27 Заключение…………………………………………………………………………………31 Список использованной литературы………………………………………………..32 Приложения………………
Современная американская модель
менеджмента ориентирована на такую
организационно-правовую форму частного
предпринимательства, как корпорация
(акционерное общество), возникшую
ещё в начале XIX в. Большое влияние
на формирование теории корпорации оказала
книга «Современная корпорация и частная
собственность», опубликованная А. Берли
и М. Минзом[ 5] в 1932 г. Корпорации получили
статус юридического лица, а их акционеры
приобрели право на часть прибыли, распределяющиеся
пропорционально количеству принадлежащих
им акций. Корпорации пришли на смену небольшим
предприятиям, в которых вся собственность
принадлежала владельцам капитала и они
полностью контролировали деятельность
рабочих. По мнению теоретиков менеджмента,
создание корпораций привлекло за собой
отделение собственности от контроля
над распоряжением ею, т.е. от власти. Американский
профессор отмечал возникновение «новой
управленческой элиты, чья мощь основывается
уже не на собственности, а скорее на контроле
за процессом в целом». Реальная власть
по управлению корпорацией перешла к её
правлению и менеджерам (специалистам
в области организации и управлением производством).
В модели американского менеджмента и
в настоящее время корпорация является
основной структурной единицей. Американские
корпорации широко используют в своей
деятельности стратегическое управление.
Это понятие было введено в обиход на стыке
60 – 70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически
все американские корпорации. [ 5, 56 - 60] Слово
«стратегия» произошло от греческого
– искусство генерала. В общем виде стратегия
– это способ использования средств и
ресурсов, направленных на достижение
поставленных целей. Стратегию можно определить
как генеральную программу действий, выявляющую
приоритеты проблем и ресурсов для достижения
главной цели корпорации. Стратегия формулирует
главные цели и основные пути их достижения
таким образом, что корпорация получает
единое направление действий. Появление
новых целей, как правило, требует поиска
и выработки новых стратегий. Содержание
стратегического управления заключается,
во-первых, в разработке долгосрочной
стратегии, необходимой для победы в конкурентной
борьбе, и, во-вторых, в осуществлении управления
в реальном масштабе времени. Разработанная
стратегия корпорации впоследствии
превращается в текущие производственно-хозяйственные
планы, подлежащие реализации на практике. Концепция
стратегического управления основана
на системном и ситуационных подходах
к управлению. Предприятие рассматривается
как открытая система, основой стратегического
управления является системный и ситуационный
анализ внешней (макроокружение и конкуренты)
и внутренней (научные исследования разработки,
кадры и их потенциал, финансы, организационная
культура и проч.) среды. Стратегическое
управление требует создания организационной
стратегической структуры, в состав которой
входит отдел стратегического развития
а высшем уровне управления и стратегические
хозяйственные центры (СХЦ). Каждый СХЦ
объединяет несколько производственных
подразделений фирмы, выпускающих однотипную
продукцию, требующую идентичных ресурсов
и технологий и имеющую общих конкурентов.
Количество СХЦ в фирме, как правило, значительно
меньше количества производственных подразделений.
При создании СХЦ большое значение имеет
правильный выбор области деятельности.
СХЦ отвечают за своевременную разработку
конкурентоспособной продукции и её сбыт,
формирование производственной программы
выпуска продукции по номенклатуре.
Партисипативное управление
можно рассматривать как один
из общих подходов к управлению человеком
в организации. Целью партисипативного
управления является совершенствование
использования всего человеческого потенциала
организации. Партисипативное управление
предполагает расширение привлечения
работников к управлению по следующим
направлениям: - предоставление работникам
права самостоятельного принятия решений; -привлечение
работников к процессу принятия решений
(сбор необходимой информации для принятия
решения, определение приёмов и способов
выполнения принятого решения, организация
работ и т.п.); -предоставление работникам
права контроля за качеством и количеством
выполненной ими работы; -участие работников
в совершенствовании деятельности как
в целом всей организации, так и отдельных
её подразделений; -
Главная особенность японской
модели менеджмента – ориентация
на человеческий фактор. Основным богатством
страны японцы считают свои человеческие
ресурсы, а их система хозяйствования
опирается на исторически сложившиеся
традиции групповой сплочённости и
прирождённую устремлённость японцев
к созданию высококачественной продукции.
2.2. Система управлением качеством
Центральное место в оперативном
управлении японского менеджмента
занимает управление качеством. Идея о
необходимости создания движения, направленного
на повышение качества продукции, принадлежит
американцу Демингу, однако своё развитие
она получила не в Америке, а в
Японии в 50-х гг. Сначала оно выражалось
в виде борьбы за без дефектность выпускаемой
продукции, а затем вылилось в мощную систему
управления качеством. В основу японской
системы управления качеством продукции
заложена концепция «тотального» контроля
за качеством в рамках фирмы, охватывающего
все стадии производства. Во всех сферах
японской экономики действуют группы
(кружки) качества, которые решают все
проблемы, начиная от технологических
и заканчивая социально-психологическими.
Примером системы управления качеством
является система организации труда «Канбан»
автомобильной компании «Тоёта». Основное
содержание этой системы заключается,
во-первых, в рациональной организации
производства и, во-вторых, в эффективном
управлении персоналом. Система «Канбан»
следит за производством продукции
на участках по часам и даже минутам и
отправляет готовые детали на последующие
операции только в тот самый момент, когда
там в них появляется потребность, а не
тогда, когда они будут изготовлены. Это
требование относится как к самому производственному
процессу, так и к деталям (узлам), хранящимся
на складах, а также к деталям (узлам), поступившим
от поставщиков в процессе производственной
кооперации. Поставщики вынуждены подстраиваться
под ритм работы предприятия –потребителя
их продукции и вводить у себя аналогичную
систему. Система «Канбан», распространяясь,
охватывает целые отрасли. Попытки внедрить
эту систему в США и Европе успехом не
увенчались, т.к. система «Канбан» ориентирована
на национальные ценности и чисто японские
средства трудовой мотивации и национально-психологические
установки. [ 7, 163-176]
2.3. Система принятия решения
Японская система принятия решения, так называемая «ринги сейдо», или «рингисе», представляет собой подробный обмен идеями и тактическими планами вплоть до достижения полного согласия в первую очередь на низших уровнях, т.е. там, где эти решения в случае их принятия и должны исполняться. Эта процедура по западным меркам длительна и непривычна, но главная ее идея в том, что все это с лихвой компенсируется на стадии исполнения решений.
Японцы считают, что важным является не столько само решение, сколько то, как о нем информированы люди и в какой степени они готовы его поддерживать. Непонимание этого приводит часто к тому (и это можно многократно проследить на нашей российской практике), что проваливаются самые хорошие решения и, наоборот, дают неожиданный хороший эффект посредственные решения, если они поддержаны исполнителями. Когда нужно принять решение, то обычно оно формируется на самом низшем уровне. Причем нередко проект решения поручается подготовить самому молодому работнику. При этом преследуются две цели: избежать возможной стандартности мышления и дать возможность научиться молодому работнику, пусть даже он наделает ошибок. Учеба на практике значительно эффективнее лекций, тем более, что возможные ошибки будут обязательно исправлены на следующих управленческих уровнях. Затем проект решения проходит через все службы и всех должностных лиц, имеющих к нему хотя бы минимальное отношение. Решение попадает на высший уровень управления лишь в том случае, если все пришли к полному согласию (одобрению решения). Утверждают, что в проекте решения есть специальное «поле для несогласных». Но оно практически всегда остается чистым. Понятно, что процесс согласования решения очень длителен, за что и упрекают японцев. Американцы, например, говорят: «Если вы едете в Японию и намерены в течение двух дней заключить или приостановить, например, сделку о продаже, рассчитывайте на две недели, и то если повезет». Для принятия решения японцам требуется вечность». Японцы же утверждают; «Американцы подписывают контракт или принимают решение без промедлений. Но попробуйте заставить их выполнить его — на это им потребуется вечность». [ 10, 92-98]
Эффективность японской системы принятия решений состоит в очень быстрой его практической реализации, и это понятно, поскольку оно всеми осознано, т.е. каждый твердо знает, что он должен сделать для реализации решения.
Если говорить о нашей российской методике принятия решения, то она поистине уникальна: мы либо принимаем их не думая, но заранее зная, что они невыполнимы, а потому и бесполезно говорить о контроле исполнения, либо не принимаем решений совсем, хотя абсолютно убеждены в необходимости их принятия и абсолютной возможности и эффективности их выполнения. Примеры с внедрением, вернее, с невнедрением новых, зачастую уникальных открытий наших ученых и специалистов, известны всему миру. [ 2, 9-16]
Информация о работе Сравнительная характеристика американской и японской модели менеджмента