Управление формальными и неформальными группами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 01:01, реферат

Краткое описание

Цели создания и процесс развития разных видов групп, их влияние на деятельность организации. Условия образования неформальных групп, способы успешного управления ими.

Содержание

Введение 3
1. Понятие значимость групп 4
1.1. Формальные группы 4
1.2. Неформальные группы 6
2. Развитие неформальных организаций и их характеристики 7
2.1. Образование неформальных организаций 7
2.2. Характеристики неформальных организаций 11
3. Управление неформальной организацией 14
4. Повышение эффективности формальных групп 17
4.1. Факторы, влияющие на эффективность групп 17
4.2. Проведение эффективных собраний 22
4.3. Управление с помощью комитетов 23
Заключение 26
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ(6).docx

— 86.40 Кб (Скачать файл)

3) прибыльность;

4) коллективный  труд;

5) планирование;

6) контроль;

7) профессиональная  подготовка кадров;

8) нововведения;

9) отношения  с партнерами;

10) защита  честности.

Руководителю необходимо с осторожностью выносить свои суждения о нормах группы. Например, группа руководителей низового звена всегда соглашаются с руководителем, но это может привести  к подавлению очень выигрышных мнений для организаций. Последствием этого является снижение эффективности принятых решений.

Сплоченность группы – это мера тяготения членов группы друг к другу и к группе. Высокосплоченная группа – это когда члены группы считают себя похожими и испытывают сильную зависимость друг от друга. Сплоченные группы могут привести к повышению эффективности всей организации. В таких группах существует меньше проблем  в общении, меньше недопонимания, напряженности, враждебности и недоверия, а производительность их труда всегда выше, чем в несплоченных группах. Если цели высокосплоченной группы и организации не согласованы, то это отрицательно повлияет на производительность труда во всей организации.

Руководство может найти возможность увеличить положительный эффект сплоченности тем, что будет периодически проводить собрания и делать упор на глобальные цели группы, а также даст возможность каждому ее члену увидеть его или ее вклад в достижение этих целей. Руководство может также укрепить сплоченность, разрешая периодические встречи подчиненных для обсуждения потенциальных или актуальных проблем, эффекта предстоящих перемен для производственной деятельности, а также новых проектов и приоритетов в будущем.

Потенциальным отрицательным последствием высокой степени сплоченности является групповое единомыслие.

Групповое единомыслие – это тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов на какое-нибудь явление с тем чтобы не нарушать гармонию группы. Участники группы думают, что если они не согласятся с группой то разрывают связь принадлежности к группе, и поэтому следует избегать несогласие. Держаться общего мнения в обсуждении - это основная задача каждой личности  и так называемая тенденция самоукрепления. Если в ходе обсуждения никто не выражает всего мнения, которая отличается от других, и не предлагает иную, противоречивую информацию, и все думают что мнение остальных одинаково. Так как никто не высказывает свои предположения, не обсуждаются и не оцениваются варианты решений, с меньшей эффективностью решается поставленная задача.

 Если  имеются различные мнения в  группе, то наблюдается эффективность  работы в группе, что  повышает вероятность конфликта. Высказанные мнения могут привести к внутригрупповым спорам и другим причинам проявления конфликта.

Статус каждой личности в группе формируется из определенных факторов, таких как  должность, образование, способности, опыт работы, коммуникабельность. Данные факторы способствуют формированию статуса в группе. Практика показала, что чем больше статус у личности, тем больше влияние оказывает на решение группы.

Основным фактором, определяющим эффективность работы группы, является поведение каждого из ее членов. Для более эффективного функционирования группы, члены группы должны  способствовать достижению поставленной цели и социальному взаимодействию. Чтобы создать работающие группы, необходимо придерживаться целевых и социальных ролей.

Целевые роли распределяются так, чтобы члены группы имели возможность выбирать основные задачи и выполнять их. Работники, выполняющие целевую роль, осуществляют следующие функции:

1. Выявление инициатив. Предложения новых идей, решений, определение задач и подходов к их решению.

2. Поиск  информации. Рассматривать дополнительную информацию, дать разъяснения предложениям.

3. Сбор  мнений. Слушать мнение каждого члена группы по обсуждаемому вопросу, выявлять ценности идей.

4. Предоставление  информации. Предоставлять группе  факты или обобщения, применять  свой собственный опыт в решении  проблем группы или для иллюстрации  каких-либо положений.

5. Высказывание  мнений. Высказывание с оценкой свое мнение или убеждение.

6. Проработка. Разъяснять, приводить примеры, развивать  мысль, пытаться прогнозировать  дальнейшую судьбу предложения, если оно будет принято.

7. Координирование. Разъяснять взаимосвязи между  идеями, пытаться суммировать предложения, пытаться интегрировать деятельность  различных подгрупп или членов  группы.

8. Обобщение  всех предложенных решений, выявление наиболее перспективных.

Поддерживающие роли подразумевают поведение, способствующее поддерживанию и активизации жизни и деятельности группы. Работники, выполняют поддерживающие роли, т.е. поведение которое способствует активизацию жизни, выполняют такие функции:

1. Поощрение. Вести себя дружелюбно, душевно, отзывчиво по отношению к другим. Похвалить членов группы за их идеи, за вклад по решению того или иного вопроса.

2. Обеспечение  участия. Создать определенную обстановку в котором каждый член группы смог внести предложения.

3. Установление  критериев. Определить критерии, по которым сможет руководствоваться группа, выбирать содержательные или процедурные моменты, или оценивать решение группы. Предупредить группу о необходимости избегать решений, несоответствующих групповым критериям.

4. Исполнительность. Придерживаться  решения  группы, положительно относиться к предложениям других людей, которые составляют аудиторию во время групповых обсуждений.

5. Выражение  чувств группы. Обобщать то, что  формируется внутри группы. Рассматривать реакцию членов группы на предложенные идеи и варианты решения проблем.

 

4.2. Проведение эффективных собраний

 

Много времени руководитель тратит на посещение собраний. Для проведения эффективного собрания можно воспользоваться предложениями Леланд Бредфорда:

1. Составить конкретную повестку дня собрания и просмотреть ее перед собранием;

2. Дать возможность свободно обмениваться информацией;

3. Полностью  воспользоваться способностями группы, поощрять их участие;

4. Создать хорошую атмосферу, для того чтобы участники смогли  открыто комментировать свою точку зрения и идею;

5. Рассматривать конфликт как положительный фактор и стараться управлять им;

6. По итогам собрания проанализировать предложенные решения и определить мероприятия, которые необходимо осуществить в дальнейшем.

Собрание группы, эффективно в том случаи когда, когда существуют различные мнения по определенному вопросу, нет единомыслия. для этого необходимо:

1. Убедить членов группы о необходимости  свободно выражать свое мнение  по любому вопросу.

2. Одного из членов группы назначить на роль «адвоката дьявола» – человека, который защищает неправое дело.

3. Всегда спокойно выслушивать все  точки зрения, критику и комментарии.

4. Необходимо собрать все предложения, а потом уж выявить положительные  и отрицательные стороны каждого.

5. Изначально  выслушать  мнения и идеи подчиненных.

 

4.3. Управление с помощью комитетов

 

Комитет – это группа внутри организации, на которого возложены права по выполнению определенных заданий. Также комитеты можно назвать советами, целевыми группами, комиссиями или командами. Основным отличием комитетов от других организационных структур является то, что здесь всегда решение и действия принимается группой. Если правильно использовать комитет, то можно эффективно достичь  поставленной цели. Комитеты можно классифицировать на два вида: специальный и постоянный.

Специальный комитет – это временная группа, которая, сформирована для выполнения определенных целей. Руководитель отдела пенсионного фонда может сформировать специальный комитет для выявления проблем в обслуживании клиентов, а также для поиска путей их решения. В конгрессе создаются специальные комитеты. Конгресс часто создает специальные комитеты для рассмотрения деликатных вопросов.

Постоянный комитет – это группа, которая действует внутри организации, имеет конкретную цель. В основном постоянные комитеты предоставляют организациям консультации. Примером постоянного комитета можно привести Совет директоров, Совет учреждения, Педагогический Совет. Основной целью Педагогического совета является объединение усилий педагогических работников по реализации образовательной деятельности в Учреждении.

Например, педагогический совет состоит из педагогических работников. Педагогический работник считается принятым в состав Педагогического совета с момента подписания трудового договора. Педагогический совет созывается по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал. На первом заседании Педагогического совета избирается Председатель, который  координирует работу Педагогического совета. Председатель педагогического совета избирается на срок 3 года. Педагогический совет созывается Директором учреждения не позднее, чем за 5 дней до проведения педагогического совета, решение Директора о созыве педагогического совета оформляется приказом. Данный приказ помещается на доску объявления, расположенную в Учреждении, для ознакомления членов педагогического совета.

 Постоянные комитеты предоставляют консультации по не очень серьезным вопросам.

Во многих организациях могут быть организованы неформальные комитеты, т.е это группы созданные для решения повседневных проблем. Например, четыре тракториста могут собраться вместе для обсуждения проблем, возникающих в ходе посевных работ. Также как неформальные рабочие группы, они способствуют, или мешают работе формальной организации. Они не имеют полномочия, а лишь действуют сами.

Руководство распределяет функции  комитета таким же образом, как и для отдельно взятого лица. Как и отдельные лица, комитеты должны отчитываться о выполнении порученных им заданий перед тем, кто распределял им полномочия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Управлять группой – это большое достижение в современном менеджменте. Так как организации любого размера состоит из группы, менеджер должен разбираться в особенностях проявления и развития формальных и неформальных групп. Современному менеджеру необходимо понимать важность существования неформальных групп. Ему надо стремиться к формированию тесной взаимосвязи между формальными и неформальными организациями, так как неформальные организации взаимодействуют с формальными организациями, влияют на эффективность выполнения работы и на отношение людей к труду и к начальству.

К основным проблемам неформальных организаций относятся: уменьшение эффективности работы, проявление ложных слухов и тенденция сопротивляться переменам. К положительным факторам относятся: большая преданность организации, высокая производительность труда, сплоченность коллектива. Для того чтобы справиться  с основными проблемами неформальной организации, руководству необходимо признать и работать с неформальной организацией, прислушиваться мнения неформальных групп, учитывать эффективность решений неформальных организаций, дать возможность участия неформальных групп в принятии решений и глушить слухи путем своевременного предоставления официальной информации.

Достаточно зная стратегию группы, руководство имеет возможность эффективно управлять формальными группами, проводить эффективные собрания, планомерно использовать неформальные и формальные группы в деятельности своего предприятия.

 

Библиографический список

 

1.Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник  для ВУЗов.- М.:Юнити,2002.-55с.

2. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: Учеб. пособ. – М.: Новое знание, 200. – 281с.

3. Мескон М. Х. Алберт М., Хедоури Ф. Основы Менеджмента: пер. с англ. – М.: Дело, 1997. – 704с.

Зайцева О. А., Радугин А. А., Радугин К. А., Рогачева Н. И.. Основы менеджмента: Учеб. пособ. – М.: Центр, 1998. – 432с.

4. Теория организации: учебное пособие / Е.П.Третьякова, -М,:КНОРУС 2009.-224с.

5. Шеметов П.В. Теория организации: Учебное пособие, - 2-е изд., испр,-М.: Омега-Л, 2007.

 

 

 


Информация о работе Управление формальными и неформальными группами