Физическое воспитание детей в летнем оздоровительном лагере школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 21:31, курсовая работа
Краткое описание
Основными задачами физического воспитания большинство авторов считают: укрепление здоровья и закаливание детей, развитие у них жизненно важных физических качеств, формированию умений и навыков, выработка интереса и устойчивой привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, формирование санитарно-гигиенических и организаторских навыков.
Содержание
Введение---------------------------------------------------------------------------------------2 1. Роль физического воспитания школьников в летних оздоровительных лагерях-----------------------------------------------------------3 2. Формы и содержание работы-----------------------------------------------------4 3. Методика работы-------------------------------------------------------------6 3.1Методика проведения утренней гигиенической гимнастики------7 3.2 Примерные комплексы упражнений утренней гигиенической гимнастики----------------------------------------------------10 3.3 Методика проведения отрядных физкультурных занятий--------13 Заключение------------------------------------------------------------------------------------15
Слово « игра », « играть » в русском языке
чрезвычайно многозначны. Слово « игра
» употребляется в значении развлечения,
в переносном значении. Е.А. Поправский
[10, c.15] говорит, что понятие об « игре »
вообще имеет некоторую разницу у разных
народов. Так у древних греков слово «
игра » означало собою действия, свойственные
детям, выражая главным образом то, что
у нас называется « придаваться ребячеству
». У евреев слово « игра » соответствовало
понятие о шутке и смехе. В последствии
на всех европейских языках словом « игра
» стали обозначать обширный круг действий
человеческих, с одной стороны не претендующих
на тяжелую работу, с другой - доставляющих
людям веселье и удовольствие. Таким образом,
в этот круг понятий стало входить все,
начиная от детской игры в солдатики до
трагического воспроизведения героев
на сцене театра.
Слово «игра» не является научным понятием
в строгом смысле этого слова. Может быть
именно потому, что целый ряд исследователей
пытались найти нечто общее между самыми
разнообразными и разнокачественными
действиями, обозначенными словом «игра»,
мы, и не имеем до настоящего времени удовлетворительного
разграничения этих деятельностей и удовлетворительного
объяснения разных форм игры.
Исследования путешественников и этнографов,
содержащие материал о положении ребенка
в обществе, находящемся на относительно
низком уровне истории развития, дают
достаточно оснований для гипотезы о возникновении
и развитии детской игры. На разных стадиях
развития общества, когда основным способом
добывания пищи являлось собирательство
с применением простейших орудий, игры
не существовало. Дети рано включались
в жизнь взрослых. Усложнение орудий труда,
переход к охоте, скотоводству, мотыжному
земледелию привели к существенному изменению
положения ребенка в обществе. Возникла
потребность в специальной подготовке
будущего охотника, скотовода и тому подобных.
В связи с этим взрослые начали изготовлять
орудия, являющиеся точной копией орудий
взрослых, но меньшего размера, специально
приспособленных для детей. Возникли игры
- упражнения. Детские орудия увеличивались
вместе с ростом ребенка, постепенно приобретая
все свойства орудий труда взрослых. Общество
в целом чрезвычайно заинтересовано в
подготовке детей к участию в будущем
в самых ответственных и важных областях
труда, и взрослые всячески содействуют
играм-упражнениям детей, над которыми
надстраиваются игры-соревнования, являющиеся
своеобразным экзаменом и общественным
смотром достижения детей. В дальнейшем
появляются сюжетно-ролевая (или сюжетная)
игра. Игра в которой ребенок принимает
на себя и выполняет роль, соответственно
каким-либо действиям взрослых. Дети, предоставленные
самим себе объединяются и организуют
свою особую игровую жизнь, воспроизводящую
в основных чертах общественного отношения
и трудовую деятельность взрослых.
Историческое развитие игры не повторяется.
В онтогенезе хронологически первой является
ролевая игра, служащая главнейшим источником
формирования социального сознания ребенка
в дошкольном возрасте. Таким образом,
детство неотделимо от игры. Чем больше
детства в культуре, тем важнее игра для
общества [5, c.28].
Первое положение, определяющее сущность
игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются
в многообразных переживаниях, значимых
для играющего сторон действительности.
Игра, как и всякая неигровая человеческая
деятельность, мотивируется отношением
к значимым для индивида целям.
В игре совершаются лишь действия, цели
которых значимы для индивида по их собственному
внутреннему содержанию. В этом основная
особенность игровой деятельности и в
этом ее основное очарование.
Вторая - характерная - особенность игры
заключается в том, что игровое действие
реализует многообразные мотивы человеческой
деятельности, не будучи связанным, в осуществлении
вытекающих из них целей теми средствами
или способами действия, которыми эти
действия осуществляются в неигровом
практическом плане.
Игра является деятельностью, в которой
разрешается противоречие между быстрым
ростом потребностей и запросов ребенка,
определяющим мотивацию его деятельности,
и ограниченностью его оперативных возможностей.
Игра - способ реализации потребностей
и запросов ребенка в пределах его возможностей.
Следующая, внешне наиболее бросающаяся
в глаза отличительная особенность игры,
в действительности производная от вышеуказанных
внутренних особенностей игровой деятельности,
- возможность, являющаяся для ребенка
и необходимостью, замещать в пределах,
определяемых смыслом игры, предметы,
функционирующие в соответствующем неигровом
практическом действии, другими, способными
служить для выполнения игрового действия
(палка - лошадь, стул - автомобиль и т.д.).
Способность к творческому преобразованию
действительности впервые формируется
в игре[13, c.15]. В этой способности заключается
основное значение игры .
Классификация подвижных игр. Подвижные игры делят на элементарные
и сложные. Элементарные в свою очередь
делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы,
аттракционы. Сюжетные игры имеют готовый
сюжет и твердо зафиксированные правила.
Сюжет отражает явления окружающей жизни
(трудовые действия людей, движение транспорта,
движения и повадки животных, птиц и т.
д.), игровые действия связаны с развитием
сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок.
Правила обусловливают начало и прекращение
движения, определяют поведение и взаимоотношения
играющих, уточняют ход игры. Подчинение
правилам обязательно для всех. Сюжетные
подвижные игры преимущественно коллективные
(небольшими группами и всей группой).
Игры этого вида используются во всех
возрастных группах, но особенно они популярны
в младшем дошкольном возрасте. Бессюжетные
подвижные игры типа ловишек, перебежек
(«Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета,
образов, но сходны с сюжетными наличием
правил, ролей, взаимообусловленностью
игровых действий всех участников. Эти
игры связаны с выполнением конкретного
двигательного задания и дребуют от детей
большой самостоятельности, быстроты,
ловкости, ориентиров в кипространстве.
В дошкольном возрасте используются подвижные
игры с элементами соревнования (индивидуального
и группового), например: «Чье звено скорее
соберется», «Кто первый через обруч к
флажку» и др. Элементы соревнования побуждают
к большей активности в выполнении двигательных
заданий. В некоторых играх («Перемени
предмет», «Кто скорее до флажка») каждый
ребенок играет сам за себя и старается
выполнить задание как можно лучше. Если
эти игры проводятся с разделением на
команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится
выполнить задание, чтобы улучшить результат
команды. К бессюжетным относятся также
игры с использованием предметов (кегли,
серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча»
и др.). Двигательные задания в этих играх
требуют определенных условий, поэтому
они проводятся с небольшими группами
детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких
играх направлены на порядок расстановки
предметов, пользования ими, очередность
действий играющих. В этих играх наблюдаются
элементы соревнования с целью достижения
лучших результатов. В играх-забавах, аттракционах
двигательные задания выполняются в необычных
условиях и часто включают элемент соревнования,
при этом несколько детей выполняют двигательные
задания (бег в мешках и др.), остальные
дети являются зрителями. Игры-забавы,
аттракционы доставляют зрителям много
радости.
К сложным играм относятся спортивные
игры (городки, бадминтон, настольный теннис,
баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В
дошкольном возрасте используются элементы
этих игр и дети играют по упрощенным правилам.
Подвижные игры различаются и по их двигательному
содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием
и др. По степени физической нагрузки,
которую получает каждый играющий, различают
игры большой, средней и малой подвижности.
К играм большой подвижности относятся
те, в которых одновременно участвует
вся группа детей и построены они в основном
на таких движениях, как бег и прыжки. Играми
средней подвижности называют такие, в
которых тоже активно участвует вся группа,
но характер движений играющих относительно
спокойный (ходьба, передача предметов)
или движение выполняется подгруппами.
В играх малой подвижности движения выполняются
в медленном темпе, к тому же интенсивность
их незначительна[1, c.43].
Оздоровительные
задачи подвижных игр. При правильной организации
занятий с учетом возрастных особенностей
и физической подготовленности занимающихся
подвижные игры оказывают благоприятное
влияние на рост, развитие и укрепление
костно-связочного аппарата, мышечной
системы, на формирование правильной осанки
у детей, а также повышают функциональную
деятельность организма.Воспитательные задачи
подвижных игр. Подвижные игры в большой
степени способствуют воспитанию физических
качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости,
гибкости, и, что немаловажно, эти физические
качества развиваются в комплексе.Большинство
подвижных игр требует от участников быстроты.
Это игры, построенные на необходимости
мгновенных ответов на звуковые, зрительные,
тактильные сигналы, игры с внезапными
остановками, задержками и возобновлением
движений, с преодолением небольших расстояний
в кратчайшее время.Постоянно изменяющаяся
обстановка в игре, быстрый переход участников
от одних движений к другим способствуют
развитию ловкости.Для воспитания силы
хорошо использовать игры, требующие проявления
умеренных по нагрузке, кратковременных
скоростно-силовых напряжений.Игры с многократными
повторениями напряженных движений, с
постоянной двигательной активностью,
что вызывает значительные затраты сил
и энергии, способствуют развитию выносливости.Совершенствование
гибкости происходит в играх, связанных
с частым изменением направления движений.
1.3 Влияние подвижной игры нафизическоеразвитие
ребенка
Физическое развитие- процесс изменения,
а также совокупность морфологических
и функциональных свойств организма. Ф.
р. человека обусловлено факторами биологическими
(наследственность, взаимосвязь функциональных
и структурных, постепенность количественных
и качественных изменений в организме
и др.) и социальными (материальный и культурный
уровень жизни, распределение и использование
материальных и духовных благ, воспитание,
трудовая деятельность, быт и т. д.), двигательная
активность. Как совокупность признаков,
характеризующих состояние организма
на разных возрастных этапах, уровень
Ф. р. (наряду с рождаемостью, заболеваемостью,
смертностью) является одним из важнейших
показателей социального здоровья населения.
Основным средством направленного воздействия
на Ф. р. являются физические упражнения.
В социалистическом обществе всестороннее
Ф. р. всех групп населения, достижение
физического совершенства - социальная
цель физического воспитания.
Основные параметры. В основе оценки физического развития
лежат параметры роста, массы тела, пропорции
развития отдельных частей тела, а также
степень развития функциональных способностей
его организма (жизненная емкость легких,
мышечная сила кистей рук и др; развитие
мускулатуры и мышечный тонус, состояние
осанки, опорно-двигательного аппарата,
развитие подкожного жирового слоя, тургор
тканей), которые зависят от дифференцировки
и зрелости клеточных элементов органов
и тканей, функциональных способностей
нервной системы и эндокринного аппаратаhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5
- cite_note-0. Исторически сложилось, что о
физическом развитии судят главным образом
по внешним морфологическим характеристикам.
Однако, ценность таких данных неизмеримо
возрастает в сочетании с данными о функциональных
параметрах организма. Именно поэтому
для объективной оценки физического развития,
морфологические параметры следует рассматривать
совместно с показателями функционального
состояния:
1. Аэробная выносливость -- способность
длительно выполнять работу средней мощности
и противостоять утомлению. Аэробная система
использует кислород для превращения
углеводов в источники энергии. При длительных
занятиях в этот процесс вовлекаются также
жиры и, частично, белки, что делает аэробную
тренировку почти идеальной для потери
жира.
2. Скоростная выносливость -- способность
противостоять утомлению в субмаксимальных
по скорости нагрузках.
3. Силовая выносливость -- способность
противостоять утомлению при достаточно
длительных нагрузках силового характера.
Силовая выносливость показывает насколько
мышцы могут создавать повторные усилия
и в течение какого времени поддерживать
такую активность.
4. Скоростно-силовая выносливость --
способность к выполнению достаточно
длительных по времени упражнений силового
характера с максимальной скоростью.
5. Гибкость -- способность человека выполнять
движения с большой амплитудой за счет
эластичности мышц, сухожилий и связок.
Хорошая гибкость снижает риск травмы
во время выполнения упражнений.
6. Быстрота -- способность максимально
быстро чередовать сокращение мышц и их
расслабление.
7. Динамическая мышечная сила --
способность к максимально быстрому (взрывному)
проявлению усилий с большим отягощением
или собственным весом тела. При этом происходит
кратковременный выброс энергии, не требующий
кислорода, как такового. Рост мышечной
силы часто сопровождается увеличением
объема и плотности мышц -- «строительством»
мышц. Помимо эстетического значения увеличенные
мускулы менее подвержены повреждениям
и способствуют контролю веса, так как
мышечная ткань требует калорий больше,
чем жировая, даже во время отдыха.
8. Ловкость -- способность выполнять координационно-сложные
двигательные действия.
9. Состав тела -- соотношение жировой,
костной и мышечной тканей тела. Это соотношение,
отчасти, показывает состояние здоровья
и физической подготовки в зависимости
от веса и возраста. Избыточное содержание
жировой ткани повышает риск развития
болезней сердца, диабета, повышения артериального
давления и т. д.
10. Росто-весовые характеристики и пропорции
тела -- эти параметры характеризуют размеры,
массу тела, распределение центров масс
тела, телосложение. Эти параметры определяют
эффективность определенных двигательных
действий и «пригодность» использования
тела спортсмена для определенных спортивных
достижений.
11. Важным показателем физического
развития человека является осанка --
комплексная морфо-функциональная характеристика
опорно-двигательной системы, а также
его здоровье объективным показателем
которого являются положительные тенденции
в выше перечисленных показателях.
12. Здоровье
Когда ребенок играет ту или иную роль,
он не просто фиктивно переносится в чужую
личность; принимая на себя роль и входя
в нее, он расширяет, обогащает, углубляет
свою собственную личность. На этом отношении
личности ребенка к его роли основывается
значение игры для развития не только
воображения, мышления, воли, но и личности
ребенка в целом.
Как известно, само слово “личность”
(по-латыни persona), заимствованное римлянами
у этрусков, первоначально означало “роль”
(и до того - маску актера); римлянами оно
употреблялось для обозначения общественной
функции лица (persona patris, regis, accusatoris).
Личность и её роль в жизни теснейшим
образом взаимосвязаны; и в игре через
роли, которые ребенок на себя принимает,
формируется и развивается его личность,
он сам [3, c.28].
Игра теснейшим образом связана с развитием
личности, и именно в период её особенно
интенсивного развития - в детстве - она
приобретает особое значение.
В ранние годы жизни ребенка игра является
тем видом деятельности, в которой формируется
его личность. Игра - первая деятельность,
которой принадлежит особенно значительная
роль в развитии личности, в формировании
её свойств и обогащении её внутреннего
содержания, морально-волевых качеств.
В процессе развития обычно личную значимость
и привлекательность приобретают, прежде
всего, те действия и те проявления личности,
которые, став доступными, еще не стали
повседневными. Именно новые, только народившиеся
и еще не укрепившиеся как нечто привычное
приобретения развития по преимуществу
входят в игру.
Войдя в игру и раз за разом совершаясь
в ней, соответствующие действия закрепляются;
играя, ребенок все лучше овладевает ими:
игра становится для него своеобразной
школой жизни.