Физическое воспитание детей в летнем оздоровительном лагере школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 21:31, курсовая работа
Краткое описание
Основными задачами физического воспитания большинство авторов считают: укрепление здоровья и закаливание детей, развитие у них жизненно важных физических качеств, формированию умений и навыков, выработка интереса и устойчивой привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, формирование санитарно-гигиенических и организаторских навыков.
Содержание
Введение---------------------------------------------------------------------------------------2 1. Роль физического воспитания школьников в летних оздоровительных лагерях-----------------------------------------------------------3 2. Формы и содержание работы-----------------------------------------------------4 3. Методика работы-------------------------------------------------------------6 3.1Методика проведения утренней гигиенической гимнастики------7 3.2 Примерные комплексы упражнений утренней гигиенической гимнастики----------------------------------------------------10 3.3 Методика проведения отрядных физкультурных занятий--------13 Заключение------------------------------------------------------------------------------------15
В результате он в процессе игры развивается
и получает подготовку к дальнейшей деятельности.
Он играет потому, что развивается, и развивается
потому, что играет. Игра - практика развития.
В игре формируются все стороны личности
ребенка, происходят значительные изменения
в его психике, подготавливающие переход
к новой, более высокой стадии развития.
Различные формы серьезной деятельности
взрослых служат образцами, которые воспроизводятся
в игровой деятельности детей. Игры органически
связаны со всей культурой народа; свое
содержание они черпают из труда и быта
окружающих.
Игра подготовляет подрастающее поколение
к продолжению дела старшего поколения,
формируя, развивая в нем способности
и качества, необходимые для той деятельности,
которую им в будущем предстоит выполнять.
В игре проявляются и удовлетворяются
первые человеческие потребности и интересы
ребенка; проявляясь, они в ней вместе
с тем и формируются. В игре формируются
все стороны психики ребенка [18, c.57].
В игре у ребенка формируется воображение,
которое заключает в себе и отлет от действительности,
и проникновение в нее. Способности к преобразованию
действительности в образе и преобразованию
ее в действии, ее изменению закладываются
и подготовляются в игровом действии;
в игре прокладывается путь от чувства
к организованному действию и от действия
к чувству; словом, в игре, как в фокусе,
собираются, в ней проявляются и через
нее формируются все стороны психической
жизни личности; в ролях, которые ребенок,
играя, на себя принимает, расширяется,
обогащается, углубляется сама личность
ребенка. В игре в той или иной мере формируются
свойства, необходимые для учения в школе,
обусловливающие готовность к обучению.[20,
с.106]
Игра является особенно спонтанным качеством
ребенка, и вместе с тем вся она строится
на взаимоотношениях ребенка со взрослыми.
Из общения со взрослыми ребенок черпает
и мотивы своих игр. При этом особенно
сначала, существенная роль в развитии
игр принадлежит подражанию действиям
взрослых, окружающих ребенка.
Впоследствии игра, особенно у взрослых,
отделившись от неигровой деятельности
и осложняясь в своем сюжетном содержании,
вовсе уходит на подмостки, в театр, на
эстраду, на сцену, отделяясь от жизни
рампой, и принимает новые специфические
формы и черты.
Игра становится искусством. Это искусство
требует большой особой работы над собой.
Искусство становится специальностью,
профессией. Игра здесь переходит в труд.
Внутренний характер и результаты совершающегося
в процессе игры развития зависят от того,
какое содержание приобретает игра, отражая
окружающую ребенка жизнь взрослых.
Играет, как известно, и взрослый (шахматы,
различные спортивные и другие игры). Игра
и у него исходит из потребностей и интересов
и служит развитию определенных способностей
или сторон его личности. Но в жизни взрослого
игра занимает уже иное место и приобретает
иные формы.
Задачи подвижных игр. Игра оказывает большое воздействие
на формирование личности: и это такая
сознательная деятельность, в которой
проявляется и развивается умение анализировать,
сопоставлять, обобщать и делать выводы.
Занятия играми способствуют развитию
у детей способностей к действиям, которые
имеют значение в повседневной практической
деятельности. Правила и двигательные
действия подвижной игры создают у играющих
верные представления о поведении в реальной
жизни, закрепляют в их сознании представления
о существующих в обществе отношениях
между людьми.
Подвижные игры, таким образом, могут
положительно влиять на умственное развитие.
Однако нельзя переоценивать подобное
влияние, поскольку при проведении подвижных
игр в силу их специфики прежде всего решаются
задачи собственного физического воспитания.
Образовательное значение имеют игры,
по структуре и характеру движений подобные
двигательным действиям, которые изучаются
во время занятий гимнастикой, легкой
атлетикой, спортивными играми, лыжной
подготовкой, плаванием и другими видами
спорта. Элементарные двигательные навыки,
приобретаемые в играх, легко перестраиваются
последующем, более углубленном, изучении
техники движений и облегчают овладение
ею. Игровой метод особенно рекомендуется
использовать на этапе начального освоения
движений.
Подвижные игры развивают способность
адекватно оценивать пространственные
и временные отношения, одновременно воспринимать
многое и реагировать на воспринятое.
Подвижные игры в большой степени способствуют
воспитанию физических качеств: быстроты,
ловкости, силы, выносливости, гибкости,
и, что немаловажно, эти физические качества
развиваются в комплексе. Большинство
подвижных игр требует от участников быстроты.
Это игры, построенные на необходимости
мгновенных ответов на звуковые, зрительные,
тактильные сигналы и игры с внезапными
остановками, задержками и возобновлением
движений, с преодолением небольших расстояний
в кратчайшее время.
Постоянно изменяющаяся обстановка в
игре, быстрый переход участников от одних
движений к другим способствует развитию
ловкости.
Для воспитания силы хорошо использовать
игры, требующие проявления умеренных
по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых
напряжений.
Игры с многократным повторением напряженных
движений, с постоянной двигательной активностью,
что вызывают значительные затраты силы
и энергии, способствуют развитию выносливости.
Совершенствование гибкости происходит
в играх, связанных с частым изменением
направления движений. Подвижная игра,
требующая творческого подхода, всегда
будет интересной и привлекательной для
ее участников.
Соревновательный характер коллективных
подвижных игр также может активизировать
действия игроков, вызывать появление
решительности, мужества и упорства для
достижения цели. Однако необходимо учитывать,
что острота состязаний не должна разделить
играющих. В коллективной подвижной игре
каждый участник наглядно убеждается
в преимуществах общих, дружных усилий,
направленных на преодоление препятствий
и достижение общей цели. Добровольное
понятие ограничений действий правилами,
принятыми в коллективной подвижной игре,
при одновременном увлечении игрой дисциплинирует
учащихся.[15, с.98]
Подвижная игра, в большинстве своем,
носит коллективный характер. Мнение сверстников,
как известно, оказывает большое влияние
на поведение каждого игрока. В зависимости
от качества выполнения роли, тот или иной
участник подвижной игры может заслужить
поощрение или, наоборот, неодобрение
товарищей; так дети приучаются к деятельности
в коллективе.
Игре свойственны противодействия одного
игрока другому, одной команды- другой,
когда перед играющими возникают самые
разнообразные задачи, требующие мгновенного
решения. Для этого необходимо в кротчайший
срок оценить окружающую обстановку, выбрать
наиболее правильное действие и выполнить
его. Так подвижные игры способствуют
самопознанию.
Кроме того, занятия играми вырабатывают
координированные и согласованные движения;
игроки приобретают умения быстро входить
в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро
выполнять разнообразные двигательные
задачи, проявляя при этом необходимые
усилия и настойчивость, что важно в жизни
[19, c.67].
Дозировка нагрузки в процессе
игры. Обязанность руководителя
- не только правильно выбрать и начать
подвижную игру, но и разумно ее дозировать
и вовремя закончить. Нагрузка в игре дозируется
уменьшением или увеличением общей подвижности
участников.
Для регулировки физической и эмоциональной
нагрузки можно использовать следующие
приемы:
1. Изменять продолжительность и
количество повторений элементов
игры.
2. Увеличить или уменьшить размеры
площадки.
3. Усложнить или упростить правила
игры.
4. Использовать инвентарь большего
или меньшего размера.
5. Ввести короткие перерывы, организовать
"дома отдыха" для детей в
играх с непрерывными действиями
и т. д.
Конечно же, при проведении подвижных
игр руководителю сложно учитывать индивидуальные
возможность и физическое состояние каждого
участника в данное время. Руководитель
должен помнить, что чрезмерные мышечные
напряжения, которые вызывают быстрое
утомление, нельзя предлагать участникам
в начале игры. Интенсивные упражнения
чередуются с отдыхом.
Немаловажный фактор при выборе дозировки
подвижной игры - это характер предшествующей
деятельности и настроение детей. Если
игра проводится после больших физических
или умственных усилий, надо предложить
игру малоподвижную, исключив приемы,
требующие больших напряжений.
Интенсивные игры следует чередовать
с малоинтенсивными. С повышением эмоционального
состояния играющих возрастает и нагрузка.
Увлеченные игрой, дети теряют чувство
меры, желая превзойти друг друга, не рассчитывают
своих возможностей и переутомляются.
Они могут не почувствовать наступившего
утомления. Поэтому руководитель не должен
полагаться на их самочувствие. Необходимо
учитывать возрастные особенности занимающихся,
их подготовленность и состояние здоровья.
Иногда целесообразно прекращать игру,
хотя играющие еще не почувствовали потребность
в отдыхе. Желательно, чтобы все играющие
получали приблизительно одинаковую нагрузку.
Поэтому нельзя допускать, чтобы водящие
долгое время находились в движении без
отдыха. Водящего рекомендуется время
от времени менять, даже в том случае, если
ему не удалось "отыграться". Удалять
из игры проигравших (если это требуется
правилами игры) можно только на очень
короткое время, а лучше всего просто записывать
им штрафные очки.
Особое внимание должно уделяться физически
слабым детям. Им необходима индивидуальная
дозировка: сокращенные дистанции, облегченные
задания, меньшее время пребывания в игре.
Если игра проводится на открытом воздухе,
следует обращать внимание на состояние
погоды. Физиологическое воздействие
движений на организм увеличивается во
время занятий на воздухе. В зимних играх
на открытом воздухе занимающиеся должны
выполнять движения интенсивно, без перерывов.
Нельзя давать играющим большие кратковременные
нагрузки с последующим отдыхом, чтобы
вызвать испарину, а потом быстрое охлаждение.
Зимние игры на воздухе должны быть кратковременными.
Если участники легко одеты, игру надо
проводить в быстром темпе, если они в
теплых костюмах, - интенсивность должна
быть меньше, чтобы не простудить детей
[15, c.30].
Таким образом, подвижные игры оказывают
влияние не только на физическое развитие,
но и на умственное, развивая воображение,
мышление, волю и личность ребенка, но
нельзя забывать о том, что подвижная игра
должна оптимально соответствовать объему
и интенсивности нагрузки занятия в целом.
РАЗДЕЛ 2 ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
2.1Применение подвижных
игр в детском оздоровительном
лагере
Еще не во всех оздоровительных лагерях
отдых школьников организован интересно
и содержательно. Многие родители и даже
работники лагеря считают, что дети в период
школьных каникул должны только отдыхать
от всякого рода деятельности. Однако
это не всегда правильно. Дети, проводящие
много времени за партами, нуждаются в
физической нагрузке, чтобы отдохнуть
от занятий. Такую необходимую нагрузку
дети получают в процессе занятий подвижными
играми.
В детских оздоровительных лагерях проводятся
подвижные игры, способствующие оздоровлению
школьников и их отдыху. Они также содействуют
укреплению дружеских отношений между
детьми, приезжающими в лагерь из разных
школ.
Условия в лагере особенно благоприятны
для самодеятельного применения любимых
подвижных игр, а также игр под руководством
взрослых.
Формы организации подвижных игр в оздоровительном
лагере разнообразны. Игры планируются
с учетом распорядка лагерного дня в сочетании
с другими занятиями по физической культуре.
Они могут проводится как отдельными мероприятиями
между несколькими отрядами. Подвижные
игры входят в программы спортивных соревнований,
проводятся как самодеятельные встречи
между командами на праздниках, прогулках.
Однако руководителю необходимо соблюдать
правила безопасности при проведении
игр на местности. Он обязан проверять
площадку на наличие колющих и режущих
предметов.
Очень популярны среди школьников разнообразные
индивидуальные и групповые игры с длинной
и короткой скакалками, с малыми мячами,
с обручами, с кольцами и другими предметами.
Можно организовать также игры-аттракционы,
желательно организовать в лагере команды
по волейболу, баскетболу, футболу, а также
по отдельным подвижным играм и проводить
встречи между командами [10, c.23].
Из-за огромного разнообразия подвижных
игр существует их большая классификация.
Наиболее часто в практике применяются:
1.Групповые игры:
«Пятнашки». Пятнашки - одна из самых популярных
игр. Играющие разбегаются по площадке,
а пятнашка - водящий их ловит. Тот, кого
он запятнает, становится водящим. В эту
игру можно ввести ряд дополнительных
правил и усложнений, тогда она станет
еще интереснее. Если пятнашка гонится
за кем-нибудь из играющих, а ему пересекает
дорогу другой играющий, то он обязан погнаться
за тем, кто пересек дорогу.Пятнашка может
запятнать только бегущего игрока. Стоит
убегающему присесть - он уже в безопасности.Пятнашка
не может запятнать того игрока, который
в минуту опасности возьмется за руки
с другим играющим.
«Салки в два круга». Участники игры образуют два круга: один
- внутренний, другой - внешний. Оба круга
двигаются в противоположных направлениях.
По сигналу руководителя они останавливаются,
и все игроки внутреннего круга стараются
осалить игроков из внешнего круга. (т.е.
дотронуться до кого-либо рукой) раньше,
чем те успеют присесть. Пойманные встают
в о внутренний круг, и игра начинается
сначала. Игра заканчивается, когда во
внешнем круге останется мало игроков.
«Шалунишки». На двух противоположных сторонах
площадки чертят линии, сбоку ставят несколько
стульев. Это - дом водящего. Играющие собираются
за линией на одной стороне площадки и
произносят:
Мы детишки-шалунишки,
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас поймать!
Раз, два, три - лови!
После слова «лови» все перебегают на
противоположную сторону площадки. Водящий
должен поймать кого-либо из бегущих прежде,
чем он переступит вторую линию. Пойманный
садится на стул в доме водящего. Затем
дети снова читают стихи и перебегают
площадку в обратном направлении. После
двух - трех раз подсчитывают, сколько
детей поймано, выбирают нового ведущего
и игра повторяется.
2.Командные игры:
«Сбей мяч». Играющие выстраиваются в две
шеренги и становятся лицом друг к другу
на расстоянии 10-15 метров. Обе команды
рассчитываются по порядку номеров. Перед
носками играющих каждой шеренги проводятся
линии. Между шеренгами на равном расстоянии
от них ставят стул и кладут на него мяч.
Руководитель называет какой-нибудь номер.
Игроки, имеющие этот номер, выбегают.
Они должны добежать до противоположной
шеренги, наступить ногой на линию и на
обратном пути сбить со стула мяч. Команде,
представитель которой это выполнит, опередив
соперника, засчитывается очко. Побеждает
команда, набравшая больше очков.
3. Игры- эстафеты:
«Бег по кочкам». Перед каждой командой от линии
старта до линии финиша на расстоянии
1-1, 5 м друг от друга чертят кружки диаметром
30-40 см (по прямой или извилистой линии).
По сигналу руководителя первые номера,
перепрыгивая из кружка в кружок, добегают
до конечной черты, после чего по кратчайшему
пути возвращаются обратно и передают
эстафетные палочки следующим игрокам.
Вручив эстафетную палочку очередному
номеру, каждый игрок становится в конец
колонны. Выигрывает команда, раньше закончившая
игру [10, c.37].