Физическое воспитание детей в летнем оздоровительном лагере школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 21:31, курсовая работа
Краткое описание
Основными задачами физического воспитания большинство авторов считают: укрепление здоровья и закаливание детей, развитие у них жизненно важных физических качеств, формированию умений и навыков, выработка интереса и устойчивой привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, формирование санитарно-гигиенических и организаторских навыков.
Содержание
Введение---------------------------------------------------------------------------------------2 1. Роль физического воспитания школьников в летних оздоровительных лагерях-----------------------------------------------------------3 2. Формы и содержание работы-----------------------------------------------------4 3. Методика работы-------------------------------------------------------------6 3.1Методика проведения утренней гигиенической гимнастики------7 3.2 Примерные комплексы упражнений утренней гигиенической гимнастики----------------------------------------------------10 3.3 Методика проведения отрядных физкультурных занятий--------13 Заключение------------------------------------------------------------------------------------15
Таким образом, огромная разновидность
подвижных игр дает организатору возможность
правильно регулировать нагрузку в процессе
игры, а ребенку - быть заинтересованным
в участии.
2.2 Организация педагогического
эксперимента
Для определения влияния подвижных игр
на развитие физических качеств были проведены
контрольные упражнения, включающие:
1. Бег 60 метров
2. Прыжки в длину с разбега
3. Прыжки в высоту
4. Метание мяча 150 г.
5. Подтягивание
-Мальчики на высокой перекладине
из виса.
-Девочки на низкой перекладине
из виса лежа.
Эти контрольные упражнения были проведены
дважды, в начале лагерной смены и в конце.
Принимали участие в эксперименте две
группы:
1) Дети, посещающие лагерь (экспериментальная
группа)
2) Дети, не посещающие лагерь (контрольная
группа)
В первый день смены были приглашены
9 ребят, не посещающих лагерь, и с ними
были проведены контрольные упражнения,
которые указаны выше. В это же время были
проведены эти же упражнения с другой
группой детей, который посещают лагерь,
тоже 9 человек.
В конце лагерной смены проводились эти
же контрольные упражнения, чтобы определить
влияние подвижных игр, которые были проведены
в процессе лагерной смены.
Во время смены проводились подвижные
игры для повышения результатов в контрольных
упражнениях по которым отслеживается
влияние игр на физическое развитие:
Для повышения результатов
по прыжкам в длину и высоту использовались игры:
1) “ПОЛУЧИТЬ МЯЧИК “.
Инвентарь - мячик, шнурок.
Основная цель - усвоение ритма выполнение
последних трех шагов и отталкивание.
Организация. Подвесить на шнурке мячик
на доступной ученикам высоте. Установить
по очередность выполнения упражнения.
Проведение. Ученик выполняет три шагу
разбега, отталкивается одной
ногой и старается затронуть рукой подвешенного
на шнурке мячика. Высота, на которой подвешенный
мячик, постепенно увеличивается. Для
того, чтобы знать, на сколько сантиметров
поднимается мячик, нужно на шнурке каждых
пять сантиметров завязывать узелок. Для
определения личного или командного первенства
за каждый удачный прыжок начисляется
одно очко. Удачным считается прыжок, если
ученик затронул рукой мячика. На каждой
высоте выполняется одна попытка.
2) “ ОТТАЛКИВАНИЕ И ПРИЗЕМЛЕНИЕ
В ЗОНАХ “.
Место проведения - сектор для прыжков
в высоту.
Инвентарь - резиновый бинт или планка
для прыжков в высоту.
Основная цель - научиться отталкиваться
и приземляться.
Организация. Провести с обоих сторон
от планки, в яме для приземления и на секторе,
на всю ширину ямы по трех - четыре линии.
Отстань между линиями 20-30 см. Линии пронумеровать.
Первая от планки линия, с обоих сторон,
проводится на расстоянии 40-50 см, и имеет
наибольший порядковый номер, вторая -
на единицу меньший и т.д.
Например, : первая от планки линия имеет
номер 3, вторая №2, третья №1 и т.д. Учеников
поделить на две команды и выстроить с
обеих сторон от ямы в колону по одном.
Строят учеников через одного: один ученик
с одной команды, второй - из другой. Прыгают
сначала все ученики с одной стороны, а
потом из второго. Преподаватель наблюдает
по месту отталкивания и приземление,
сразу подсчитывает очки, которые набрал
каждый ученик. Подсчет очков проводится
так: ученик отталкивается из второй линии,
которая имеет порядковый номер 2 - получает
два очка, приземляется тот же ученик на
линию, которая имеет номер 3, - получает
трех очки. Плюсуются очки за отталкивание
и приземление. В примере ученик набрал
пять очков.
Командное первенство определяется путем
подсчета всех очков, которые набрало
участники команд.
3) “ КТО ВЫШЕ “.
Место проведения - сектор для прыжков
в высоту.
Инвентарь - резиновый бинт или планка
для прыжков в высоту, мел двух цветов.
Основная цель - изготовление опыта соревнований
и привычки идти на риск.
Организация. Принимают участие две команды.
Участники имеют порядковые номера, прыгают
поочередно. Каждый участник выбирает
для себя высоту, которую будет одолевать,
и заявляет об этом тренеру. Тем временем,
каждый участник одолевает только одну
высоту. Каждой команде присваивается
цвет.
Ход командной борьбы отображается на
стойках для прыжков цветным мелом (по
цвету команды). Отметки одного цвета делаются
на одной стойке, а второй - на второй.
Проведение. К началу соревнований пометки
мелом находятся на одной высоте. На каждую
заявленную участником высоту дается
три попытки. За каждую взятую участником
высоту команде начисляются очки, которые
отвечают взятой высоте.
Например: минимальная высота 100 см оценивается
в одно очко, 105 см оценивается в два очка,
110 см оценивается в трех очки и т.д. Таким
образом, каждая следующая высота, которая
поднимается через пять сантиметров, оценивается
на одно очко больше предшествующей.
Та команда, которая набрала больше очков,
выиграет первое место.
Для повышения результатов
в беге использовались игры:
1) “ БЕГ С МЯЧОМ “.
Место проведения - игровая площадка,
футбольное поле.
Основная цель - научить бега по дистанции.
Инвентарь - большой или маленький мячик.
Организация. Начертить дугу, позади
которой размещенные две и больших команды
игроков, которые выстроенные в колону
по одном. Двое ведущих, назначаются из
учеников, один из них находится за дугой
посредине между командами, держа в руках
мячик, а второй стоит впереди на определенном
расстоянии от первого, расстояние между
двумя ведущими может быть произвольной
и зависит от века, стати и подготовки
учеников.
Проведение. За сигналом тренера ведущий,
что находится за дугой, передает мячик
второму ведущему, катя его по земле. Участники
по одному с каждой команды бегут за мышцей.
Команда, представитель которой первым
затронет мячика, получает очко. Игра продолжается
до тех пор, пока все игроки не возьмут
участия в игре.
Выиграет команда, которая в сумме набрала
больше очков.
2)“ ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ “.
Место проведения - беговая дорожка стадиона.
Основная цель - воспитание умения владеть
собою, усвоение техники старта и развитие
скорости.
Организация. Разметить две стартовых
линии на расстоянии 20-30 метров одна от
одной. Две команды, поделившись на две
половины (в каждой половине должна быть
одинаковое количество игроков), выстраиваются
за линию старта в колону по одном. Одна
половина команды выстраивается одна
за одной, а вторая за второй стартовой
линией. Игроки команды имеют одинаковые
номера.. В одной команде - парные, в второе
- нечетные.
Проведение. Игроки принимают низкий
или высокий старт.
По сигналом стартуют первые номера,
которые бегут к вторым номерам и касаются
их рукой. Прикосновенье рукой есть командой
для бега вторым номерам, которые бегут
к третьим номерам, третьи к четвертых
и т.д.
Выиграет команда, которая первой заняла
свои начальные места.
Для повышения результатов
в метании использовались игры:
1) “ МЕТАНИЕ В ПОДВИЖНУЮ ЦЕЛЬ
“.
Место проведения - ровная площадка, футбольное
поле.
Инвентарь - три флажка для разметки площадки,
мячик для игры в ручной мяч.
Основная цель - научиться метко метать
мячик.
Организация. Разметить треугольник
с длиной сторон 10-15 метров. Возле любой
из вершин треугольника игроки выстроены
по одном. Все игроки имеют порядковые
номера. Мячик находится в руках у игрока
под первым номером. За сигналом ведущего,
игрок, у которого мячик в руках, начинает
бежать первой. Как только он сделал 2-3
шаги, начинает бежать игрок под первым
номером из группы, которая выстроенная
возле следующей вершины треугольника.
Игрок, у которого мячик, передает в движении
игроку, который начал бежать второй. Если
второй игрок получил мячик, бег начинает
игрок под первым номером из группы. что
выстроенная возле третьей вершины треугольника.
Если он пробежал несколько шагов нему
передают мячик. Бегают игроки по сторонам
треугольника.
Игра проводится к тому времени, пока
все игроки не возвратятся на свои производные
места.
2) “ТОЛКАНИЕ МЯЧА В ОБРУЧ
“.
Место проведения - небольшая площадка.
Инвентарь - гимнастический обруч, набивной
мяч.
Основная цель - научиться толкать мяч
под правильным углом.
Организация. Подвесить обруч на высоту
2, 5-3 метры над землей. На расстоянии 3-4
метров от места, над которым подвешенный
обруч, провести линию, от которого будут
толкать мяч. Одна команда становится
за этой линией, а вторая занимает место
на второй стороне от обруча на расстоянии
3-4 метры от него.
Проведение. Ученики одной команды поочередно
толкают мячик, так, чтобы он пролетел
через обруч. Ученики второй команды в
настоящее время, подают мяч ученикам,
которые его толкают. После того как все
ученики сделали по одной попытке, команды
меняются местами. Каждое попадание в
обруч оценивается в одно очко. Ученик,
который не попал в обруч, или задевал
ободок, штрафуется одним очком.
Выиграет команда, которая набрала большее
количество очков.
Такое разнообразие подвижных игр дает
возможность направленно развивать определенные
физические качества.
2.3 Результат педагогического
исследования по выявлению роли
подвижных игр в детском оздоровительном
лагере
Каждая игра - маленький вклад в большую
копилку приобретаемых детьми навыков
и умений. Ценность подвижных игр в том,
что они основываются на различных видах
жизненно необходимых движений, и в том,
что эти движения выполняются в самых
разнообразных условиях. Большое количество
движений сопровождается химическими
процессами, которые активизируют дыхание,
кровообращение и обмен веществ в организме,
что в значительной мере способствует
развитию мышц, костей, соединительных
тканей, повышает подвижность суставов,
особенно позвоночника. Так как организм
функциональное единое целое, повышенная
деятельность одной системы органов влияет
на повышение деятельности других органов.
При быстрых движениях во время игры улучшается
процесс дыхания, в результате чего происходит
более быстрое насыщение крови кислородом,
более обильный обмен веществ, повышенное
кровообращение. Повышенная деятельность
сердца и легких улучшает координацию
движений и реакции нервных центров, ускоряет
все биологические процессы в организме,
оказывает влияние и на психическую деятельность.
Двигательная деятельность игрового
характера и вызываемые ею положительные
эмоции усиливают физиологические процессы
в организме и улучшают работу всех органов
и систем. Эмоциональный подъем (радость,
удовольствие, приподнятость, воодушевление)
создает у детей повышенный тонус всего
организма. Стремление детей к достижению
общей для всех цели выражается в ясном
осознании задачи, в лучшей координации
движений, более точной ориентировке в
пространстве и игровых условиях, в ускоренном
темпе выполнения заданий. При такой увлеченности
детей и захватившей их радостной устремленности
к достижению цели повышается роль воли,
помогающей преодолевать различные препятствия.
Активная двигательная деятельность,
к тому же, тренирует нервную систему ребенка.
На фоне недостаточного количества часов
физической культуры в школе в течение
учебного года, в летнем оздоровительном
лагере подвижным играм уделяется большое
внимание.
Цель работы состояла в том, чтобы выявить,
влияет ли увеличение объема подвижных
игр на результаты и темпы прироста показателей
физической подготовленности. Чтобы судить
об эффективности опыта, был проведен
педагогический эксперимент. В педагогическом
опыте подвижным играм отводилось 50 % времени.
Во время эксперимента осуществлялось
наблюдение за учащимися, посещающими
оздоровительный лагерь, и учащимися,
не посещающими лагерь.
С целью выявления различия уровня физической
подготовленности учащихся, принимающих
участие в эксперименте, проводилось тестирование
в начале и в конце смены. Использовались
следующие тесты-упражнения:
- бег 60 метров (для определения
скоростных качеств);
- прыжки в длину с разбега
(для определения скоростно-силовых
качеств);
- метание мяча
- подтягивание (для определения
силовых способностей);
- прыжки в высоту
На основе результатов тестирования
проведены сравнительные характеристики
уровня двигательных способностей контрольной
( дети, не посещающие оздоровительный
лагерь) и экспериментальной (дети, посещающие
оздоровительный лагерь) групп по среднему
результату.
По всем результатам физической подготовки
наибольшие темпы прироста за время смены
(21 день) наблюдались в экспериментальной
группе, (см. Приложение 1) где проводилось
целенаправленное развитие двигательных
качеств. В контрольной группе, результаты
физической подготовки изменились не
значительно. (см. Приложение 2)
Таким образом, это позволяет утверждать,
что:
- целенаправленное применение
подвижных игр положительно воздействует
на формирование всех двигательных
качеств;
- использование расширенного объема
подвижных игр способствует более
высокому приросту двигательных
качеств;
- дети экспериментальной группы
(посещающие оздоровительный лагерь)
с увеличенным объемом подвижных
игр превосходят детей контрольной
группы (не посещающих оздоровительный
лагерь) по темпам прироста показателей
физической подготовленности. (см. Приложения
3, 4)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сказать, что игра
- это жизненно важный и необходимый элемент
в развитии, как индивидуума, так и общества
в целом. По сложности характера игр можно
судить о быте, нравах и навыках данного
общества.
Для ребёнка в игре предоставляется возможность
представить себя в роли взрослого, копировать
увиденные когда-либо действия и тем самым,
приобретая определенные навыки, которые
могут пригодиться ему в будущем. Дети
анализируют определенные ситуации в
играх, делают выводы, предопределяя свои
действия в схожих ситуациях в будущем.