Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:05, дипломная работа
Цель данного дипломного проекта разработка методических рекомендаций по формированию кадровой политики организации ООО «НЕМЕН». Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать производственно-хозяйственную и финансовую деятельность ООО «НЕМЕН». 2. Дать характеристику системе управления персоналом в организации. 3. Охарактеризовать существующую кадровую политику в ООО «НЕМЕН». 4. Исследовать теоретические аспекты формирования кадровой политики в организации. 5.Разработать методические рекомендации по формированию кадровой политики в ООО «НЕМЕН».
Введение……………………………………………………………………………….......4
Глава 1. Анализ производственно - хозяйственной
деятельности ООО «НЕМЕН»…………………………………….…..….........7
1.1. Общая характеристика организации ООО «НЕМЕН»………….……..........7
1.2. Стратегический анализ организации ООО «НЕМЕН»……………………..10
1.3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «НЕМЕН»………12
1.4. Анализ системы управления ООО «НЕМЕН»…………………..……..…...15
1.5. Анализ кадровой политики в ООО «НЕМЕН»………………....…….……22
Выводы по главе 1………………………………………………..………… .26
Глава 2. Теоретические аспекты формирования кадровой
политики организации…………………………………………….…..….......28
2.1. Сущность, принципы, этапы формирования и виды кадровой политики…………………………………………………………………………..28
2.2 Роль кадровой службы в формировании кадровой политики
организации ……………………………………………………………….......... .40
2.3. Основные направления формирования кадровой политики……………49
Выводы по главе 2……………………………………………………….... 66
Глава 3. Разработка методических рекомендаций по формированию
кадровой политики в ООО «НЕМЕН»……………………………………..69
3.1. Методические рекомендации по формирования
кадровой политики ООО «НЕМЕН»………………………………………..…69
3.2. Методические рекомендации по формированию
процесса обучения персонала в ООО «НЕМЕН»……………………….…..82
3.3. Социальная и экономическая эффективность формирования
кадровой политики в ООО «НЕМЕН»…………………………. ……..……92
Выводы по главе 3…………………………….………………………....98
Заключение…………………………………………………………………….…….100
Список литературы……………………………………………………….……....... 103
Выводы по главе 2
Кадровая политика это совокупность правил и норм, целей и представлений, которые определяют направление и содержание работы с персоналом. Кадровая политика формируется руководством организации, реализуется кадровой службой в процессе выполнения ее работниками своих функций.
Для достижения поставленных целей особенно важно обеспечить требуемое организацией производственное поведение каждого из сотрудников. Кадровая политика разрабатывается с учетом внутренних ресурсов , традиций организации и возможностей, предоставляемых внешней средой.
Кадровая политика является
частью политики организации и должна
полностью соответствовать
Для достижения цели кадровой
политики, решения ее задач необходимо
неукоснительно и точно соблюдать
данные принципы, которые, по сути, являются и принципами работы
с кадрами. Кадровая политика классифицируется
в зависимости от уровня, на котором она
осуществляется: государственная, муниципальная,
внутрифирменная, а также по видам в зависимости
от уровня влияния управленческого аппарата
на кадровую ситуацию: пассивная, реактивная,
превентивная, активная, а также в зависимости
от ориентации на собственный или внешний
персонал, степень открытости по отношению
к внешней среде. Для формирования кадровой
политики в организации необходимо создание
рабочей группы, в состав которой включают
руководителя предприятия, ключевых топ-менеджеров,
ведущих специалистов компании, специалистов
по управлению персоналом. А в ряде случаев
- приглашенных консультантов. В системе
кадровой политики, кадровая служба будет
являться самостоятельным структурным
подразделением, отвечающим за разработку
и реализацию кадровой стратегии и организацию
системы работы с кадрами (персоналом).
-мониторинг уровня оплаты труда сотрудников предприятия;
- диагностика социально-психологического климата в коллективе;
-обучение и повышение квалификации сотрудников предприятия;
-подбор и расстановка сотрудников;
-адаптация новичков; -изучение профессиональных,
деловых и личностных качеств сотрудников. Кадро
3.Разработка методических рекомендаций по формированию
кадровой политики в ООО «НЕМЕН»
3.1.Методические рекомендации по формирования кадровой политики
ООО «НЕМЕН»
Для эффективного формирования кадровой политики в ООО
«НЕМЕН» необходимо разработать методические
рекомендации: - по созданию кадровой службы, которая
смогла бы проводить кадровую работу в
соответствии со стратегией развития
организации в современных условиях, -
по проведении диагностики текущих дел
по работе с персоналом, - о разработке
и принятия дополнительных нормативно-локальных
актов, - об организации процесса обучения
персонала ООО «НЕМЕН». Прежде чем приступать
к организации кадровой службы в компании
необходимо провести диагностику текущих
дел по работе с персоналом. На этом этапе
целесообразно провести опрос руководителей
(а возможно, и рядовых сотрудников организации).
Что бы понять, какие проблемы они считают
приоритетными и решения каких задач они
ожидают от кадровой службы. Для этого
предлагается заполнить «Анкету для диагностики
текущих дел по работе с персоналом» .
Анкета представлена в Приложении № 4.
После диагностики текущей ситуации и
определения «узких» мест в работе с персоналом
необходимо определить цели и задачи,
которые должна будет решить кадровая
служба в ООО «НЕМЕН». Для этого можно
предложить работникам заполнить «Анкету
по оценке удовлетворенности работой
в организации» Анкета представлена в
Приложении № 5. Далее необходимо будет
определить целостную систему работы
с сотрудниками компании, при этом целесообразно
разработать основополагающий документ,
описывающий кадровую политику компании
«Дерево целей и ключевых показателей
кадровой службы», представлено в Приложении
№ 6. В частности, кадровая политика организации
должна быть направлена на реализацию
таких важнейших требований, как: - разработка системы научно обоснованного
изучения способностей и склонностей
работников, их персонального и должностного
продвижения в соответствии с деловыми
и личностными качествами; - широкое внедрение
целенаправленной подготовки нужных для
организации работников; -
Рисунок 3 - Пример стандартной организационной структуры
кадровой службы предприятия
В компанию численностью
более 100 человек с состав службы
персонала могут входить
Специалисты
по кадрам - один или два человека,
в зависимости от степени автоматизации делопрои
Специалист по компенсациям и льготам, основные функции которого -экономика труда, участие в разработке, а затем ведение штатного расписания, разработка системы премирования, надбавок, доплат, определение правил компенсаций (например, оплата использования личных мобильных телефонов и автомобилей в служебных целях) и многое другое.
Специалист по развитию предназначен для проведения оценки персонала, организации тренинговых мероприятий, создания кадрового резерва и организации процесса адаптации персонала.
Специалист по поиску и подбору персонала, в чьи обязанности будет входить размещение информации о вакансиях в СМИ, работа с кадровыми агентствами, проведение интервью и первичный отбор кандидатов.
В компании ООО «НЕМЕН» необходимо создание кадровой службы, в которую бы входили высоко профессиональные специалисты. Так как спрос на базовые позиции специалистов по кадровому делопроизводству по-прежнему стабильно высок, то при отборе на эти должности компании можно предложить организовать соискателям тестирование на знание Трудового кодекса и владение компьютерными программами (MS Office, 1C, AutoCAD).
В зависимости от масштаба организации и ее задач требования к начальнику отдела кадров могут варьироваться. Важно, чтобы начальник отдела кадров изучил структуру и штат своей организации, ее профиль, перспективы развития и принципы кадровой политики.
Базовые требования к соискателям на позиции кадровых специалистов нужно охарактеризовать так:
-опыт работы на аналогичных позициях; -высшее образование, желательно профильное (в области управления персоналом, психологическое или педагогическое); -знание юридических аспектов работы кадровых служб.
Руководству ООО «НЕМЕН» необходимо понимать, что от профессионализма работников кадровой службы будет зависеть эффективность работы всей организации.
Вторым шагом в формировании кадровой политики является подготовка документации, которая включает в себя создание системы локальных нормативных актов. Приказ о введении локальных нормативных актов в OOO «НЕМЕН» представлен в Приложении № 7. К локальным нормативным как уже говорилось в главе 2 относятся правила внутреннего трудового распорядка, положения о структурные подразделениях, должностные инструкции. Правила внутреннего трудового распорядка ООО «НЕМЕН» представлены в Приложении № 8 . Однако ознакомившись с документацией имеющейся в ООО «НЕМЕН» необходима разработка и принятие дополнительных локально нормативных актов: положение о кадровой службе, положение о подборе персонала, положение об адаптации, положение об обучении персонала, положение о кадровом резерве. Рассмотрим подробнее каждое из предложенных положений:
1.Положение о кадровой службе регламентирует порядок построения и функционирования системы кадрового менеджмента компании. Положение по кадровой службе устанавливает: 1.Статус кадровой службы в иерархической структуре компании
2. Цели и задачи кадровой службы
3. Функции кадровой службы компании
4. Взаимоотношения кадровой
службы с другими
5. Права и ответственность сотрудников кадровой службы
Этапы разработки Положения о кадровой службе:
1. В первую очередь
необходимо изучить типовые и
примерные положения, а также
2. Можно изучить организационную
и распорядительную
3. Необходимо составить
проект Положения определить
его структуру и
Таблица 8- Примерная структура Положения о кадровой службе
Раздел |
Содержание |
1. Общие положения |
Определяется место кадровой службы в организационной иерархии |
2. Цели кадровой службы |
Формулируются основные цели службы, которые должны соответствовать стратегии компании и организационным целям |
3. Задачи кадровой службы |
Цели кадровой службы конкретизируются в системе задач |
4. Структура кадровой службы |
Описывается структура кадровой службы, возможно включение в данный раздел оргструктуры службы |
5. Функции кадровой службы |
Описываются функции службы по основным направлениям работы в области управления персоналом: |
• кадровое планирование (определение качественной и количественной потребности в персонале); | |
• рекрутмент и адаптация новых сотрудников (поиск и привлечение, отбор лучших кандидатов, адаптация); | |
• обучение и развитие персонала (повышение квалификации, формирование кадрового резерва и работа с ним, развитие и планирование карьеры); | |
• деловая оценка персонала (оценка рабочих показателей,' контроль трудовой и исполнительской дисциплины); | |
• мотивация и стимулирование труда (формирование системы материального и морального стимулирования труда, системы социальной защиты и льгот); | |
• совершенствование | |
• кадровое делопроизводство | |
6. Взаимодействие с |
Описывается система взаимодействия (процедура вертикальной и горизонтальной коммуникации) кадровой службы со структурными подразделениями компании |
7. Права сотрудников кадровой службы |
Прописываются основные полномочия кадровой службы, такие, например, как право требовать от руководителей подразделений материалы (сведения, планы, отчеты), необходимые для реализации целей и задач службы |
8. Ответственность сотрудников кадровой службы |
Указывается степень ответственности руководителя службы и ее сотрудников |
Положение должно содержать визы согласования руководителей структурных подразделений, принимавших участие в обсуждении документа на стадии его разработки. Положение подписывает руководитель кадровой службы и утверждает руководитель компании. Сотрудники кадровой службы должны быть ознакомлены с Положением под роспись.
Положение является фундаментом, на котором строит свою работу кадровая служба. Оно закрепляет ее статус, полномочия и уровень ответственности и является базовым документом, на основании которого разрабатываются должностные инструкции сотрудников кадровой службы. 2. Положение об обучении. Как правило готовит кадровая служба. Однако в процессе его разработки могут принимать участие руководители ведущих структурных подразделений. Концепцию проекта Положения следует обсудить и с руководством компании. Положение подписывает руководитель кадровой службы и утверждает первый руководитель компании. Положение может содержать визы согласования руководителей структурных подразделений, принимавших участие в обсуждении документа на стадии его разработки. Положение должно давать ответы на такие вопросы: -кого необходимо обучать? -как будет осуществляться обучение?
-как оценить эффективность обучения?
Примерная структура положения об обучении персонала представлена в таблице 9.
Таблица 9 - Примерная структура Положения об обучении персонала
Раздел |
Содержание |
1.Общие положения |
Определяются цели и принципы обучения персонала в компании. Самые общие цели обучения следующие: -повышение производительности и качества труда персонала; -повышение уровня -повышение уровня трудовой Принципами обучения могут быть: -дифференциация в зависимости
от уровня занимаемой долж- -системность и непрерывность обучения и др. |
2.Планирование обучения |
Описывается процедура Например, план обучения может формироваться на основе заявок руководителей подразделений. В этом случае в Положении следует четко указать сроки подачи заявок. Источниками информации для планирования обучения могут служить личные планы развития сотрудников, результаты деловой оценки, материалы аттестации. Чтобы затраты на обучение были учтены в бюджете компании, формирование плана и бюджета обучения должны предшествовать утверждению финансового плана компании |
3.Организация обучения |
Формулируются: Процедура определения основных форм и методов обучения;
|
4.Контроль результатов |
Описывается технология оценки эффективности обучения, применяемая в компании. Основная Цель такой оценки заключается в том, чтобы установить, в какой степени были достигнуты цели обучения, какую пользу от обучения сотрудников получает компания. Однако некоторые программы обучения создаются не для выработки конкретных профессиональных навыков, а для формирования определенного типа мышления или поведения. В этом случае измерить эффективность обучения очень сложно |
5.Ответствен-ность при орга- |
В разделе указывается степень ответственности кадровой службы, руководителей структурных подразделений и самих сотрудников в процессе планирования и проведения обучения, а также оценки результатов обучения. |
Информация о работе Формирование кадровой политики организации на примере ООО «НЕМЕН»