Шпаргалка по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 12:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Теория организации".

Вложенные файлы: 1 файл

шпора 1.doc

— 305.00 Кб (Скачать файл)

1.Организация и система. Основные  виды систем.

Система – совокупность хоз. элементов, функционирование кот. происходит целенаправленно.

Основные признаки: наличие множества отдел. элементов; наличие взаимосвязей между отд. элементами; целевая направленность функционирования множества и отдельных частей; единая цель для всей системы; автономность функционирования отд. частей; иерархичность строения системы; механизм управления. Если организация не обладает какими-либо из перечисленных признаков, то качества эффективности резко снижаются и даже она может прекратить своё существование.

В составе системы  определяют подсистему - набор элементов, представляющих автономную внутри системы область (экономическая, организационная, техническая подсистема).

Классификация: группировка в трех подсистемах: технической, биологической и социальной.

Техническая - станки, оборудование, компьютеры и другие изделия, имеющие инструкции для пользователя. Набор решений в технической системе ограничен и их последствия обычно предопределены. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, определяет качество принятого и выполненного решения.

Биологическая - флора и фауна планеты - обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Последствия решений в биологических подсистемах часто оказываются непредсказуемыми, так же предполагается разработка нескольких альтернативных вариантов решений и выбор лучшего из них по каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить лучшее из альтернативных решений.

Социальная (общественная) - наличие человека в совокупности взаимосвязанных элементов - семья, производственный коллектив, неформальная организация, отдельный человек. Эти подсистемы существенно опережают биологические по разнообразию функционирования. Набор решений в социальной подсистеме характеризуется большим динамизмом как в количестве, так и в средствах и методах реализации. Это объясняется высоким темпом изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые и однотипные ситуации. Эти подсистем обладают различным уровнем неопределенности (непредсказуемости) в результатах реализации решений

Другая классификация: искусственные и естественные, открытые и закрытые, детерминированные и стохастические, жесткие и мягкие.

Искусственные системы создаются человеком для реализации заданных целей – компьютерный центр

Естественные  системы создаются природой, человеком для реализации целей мирового существования - система мироздания, циклическая система землепользования, муравейник.

Открытые системы - открытый характер связей с внешней средой и сильная зависимость от нее - коммерческие фирмы.

Закрытые системы - внутренние связи и создаются для удовлетворения потребностей своего персонала и учредителей - профсоюзы.

Детерминированные (предсказуемые) системы функционируют по заранее заданным правилам, с заранее определенным результатом - обучение студентов в институте.

Стохастические (вероятностные) системы харак-ся трудно предсказуемыми входными воздействиями внешней и (или) внутренней среды и выходными резул-тами - исследовательские подразделения.

Мягкие системы - высокая чувствительность к внешним воздействиям, а вследствие этого — слабая устойчивость - новые организации.

Жесткие системы - авторитарные, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководителей, организации - большая устойчивость к внешним воздействиям и слабо реагируют на небольшие воздействия - церковь, авторитарные гос режимы.

Кроме того, системы могут  быть простыми и сложными, активными и пассивными.

Каждая организация  должна обладать всеми признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации.

 

5. Основные  типы коммуникационных сетей  и их влияние на характеристики  организации.

Каждый руководитель компании хотел бы иметь дружный  и работоспособный коллектив, способный  вместе с ним достичь поставленных целей. Здесь вжаным явл организация внутренних и внешних связей (коммуникаций). Коммуникации рассматриваются как явление и как процесс. Как явление - установленные нормы, правила, положения взаимодействия между людьми в рамках организаций, соответствующих организационных форм. Как процесс - принципы и закономерности отношений между людьми. Также коммуникация - это обмен инфо между людьми. Коммуникации в орг-ции - сложная многоуровневая система, охватывающая как саму организацию и её элементы, так и её внешнее окружение.

Основным элементом  процесса коммуникации явл канал  связи - средство передачи информации (почта, телефон, электронная почта). В случаях, когда канал связывает  более 2 людей или организационных  единиц, следует говорить о наличии коммуникационной сети. Основные принципы коммуникации: важно не то, что говорит отправитель инфо, а то, что понимает ее получатель; ответственность за качество передаваемой инфо всегда лежит на отправителе. Для уменьшения возможных «шумов» в системе коммуникаций организации целесообразно иметь минимальное число каналов связи в сети Коммуникации. Однако если официальных каналов связи недостаточно они будут компенсироваться неофициальными. Эффективность коммуникаций во многом опред кол-м каналов связи в сети и ее хар-ром. Основные типы коммуникационных сетей - последовательная (П), веерная (В), круговая (К). Минимальное число каналов связи обеспечивают последовательная и веерная сети коммуникаций. Официальная сеть коммуникаций часто относительно стабильна, быстро устаревает и люди ищут пути, как сделать её динамичнее и эффективнее в быстро меняющейся ситуации. Поэтому сеть коммуникаций в любой организации представляет собой не последовательную или веерную, или же круговую систему, в которой рядом с официальными, вертикальными коммуникациями, существует большое количество неформальных.

 

 

 

 

 

 

2. Закон развития. Стадии  жизненного цикла организации.

Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Различают две формы развития: 1. эволюционную, связанную с постепенными количественными и качественными изменениями; 2. революционную - скачкообразный неосознанный переход. Выделяют прогрессивное и регрессивное развитие. Прогрессивное развитие - переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному, регрессивное - деградация, понижение уровня знаний и отношений, переход к изжившим себя ранее или уже пройденным формам и структурам. Развитие организаций обусловлено следующими факторами:

-изменениями внешней среды (экономика, политика, этика, культура)

- изменениями внутренней среды  (перемещение работников, переход на новые технологии)

- потребностями и интересами  человека и общества (потребность  в самовыражении и самопроявлении  человека)

- старением и износом материальных  элементов (оборудования, человека, технологии)

- изменениями экологии 

- техническим прогрессом

- глобальным состоянием мировой  цивилизации.

Развитие основано на жизненном  цикле любой материальной системы, который включает 8 этапов: порог нечувствительности, внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад, крах и ликвидация или утилизация.

Закон развития: каждая материальная система стремиться достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

Закон развития опирается  на ряд принципов: инерции, эластичности, непрерывности и стабилизации. Принцип инерции - изменение потенциала начинается спустя некоторое время после начала воздействия изменений во внешней или внутренней среде и продолжается некоторое время после их окончания. Принцип эластичности - скорость изменения потенциала зависит от самого потенциала. Принцип непрерывности - процесс изменения потенциала идёт непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения. Принцип стабилизации - система стремится к стабилизации диапазона изменения потенциала. Этот принцип основан на известной потребности человека и общества к стабилизации.

В практике закон развития имеет три варианта реализации.

1. Руководитель и подчинённые ничего не знают о законе развития.

2. Руководитель знает о законе, а его подчинённые нет.

3. Руководитель и подчинённые знают о законе развития и могут им управлять.

 

3. Понятие и  роль коммуникаций в организации.  Виды организационных коммуникаций.

Коммуникации рассматриваются как явление и как процесс. Как явление - установленные нормы (правила, инструкции, положения) взаимодействия между людьми в рамках организаций, соответствующих организационных форм. Как процесс - принципы и закономерности отношений между людьми. Коммуникация - обмен информацией между людьми. Коммуникации в организации - сложная многоуровневая система, охватывающая как саму организацию и её элементы, так и её внешнее окружение.

Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой. Любая организация существует во взаимодействии со своей внешней средой (потребители, конкуренты, органы государственного регулирования) – реклама, выставки-продажи, социологические опросы.

Внутренние  коммуникации - информационные обмены, осущ. между эл-тами орг-ции. Внутри орг-ции обмены инфо происходят между уровнями руководства (вертикальные коммуникации) и между подразделениями (горизонтальные коммуникации).

Вертикальные  коммуникации - инф передаётся с высших уровней руководства на низшие, или с низших уровней иерархии к высшим.

Горизонтальные  коммуникации связывают равноправные элементы организации, формируя между ними отношения кооперации и координации.

Коммуникации  между руководителем и подчинённым.

Неформальные  коммуникации - личные, неслужебные, нерегламентированные отношения, большая скорость передачи инфо, значительный объём аудитории, сравнительно меньшая достоверность передаваемых сообщений.

Процесс коммуникации – цель - обеспечение взаимопонимания людей, участвующих в информационном обмене. Основные элементы: отправитель, сообщение, канал связи, получатель. Отправитель - лицо, стремящееся донести определённые идеи с помощью передаваемой им информации. Сообщение - информация, имеющая определённую форму и закодированная с помощью соответствующей символики. Канал связи - средство передачи информации. Получатель - лицо, которому отправитель адресует передаваемое сообщение. Модель процесса коммуникаций.

1. формулировка идеи. Отправитель решает, какую именно  идею он хочет сообщить своему  адресату. 2. кодирование информации  и формирование сообщения. 3. выбор канала связи и передача сообщения - почта, телефон, электронная почта. 4. декодирование и восприятие информации. 5. интерпретация сообщения и формирование ответа. 6. передача ответа.

 

4. Организационные  ценности, нормы организационного  поведения и ориентиры организационной деятельности.

Организационные ценности - предметы, явления и процессы, направленные на удовлетворение потребностей членов орг-ции и признающиеся в качестве таковых большинством членов орг-ции - произв-во продукции, оказание услуг; стабильные долговременные устойчивые отношения с заказчиком; максимальная эк. эффективность, получение прибыли - важная организационная ценность в условиях товарного произв-ва; проведение определенной соц. политики, направленной на удовлетворение разнообразных потребностей работников предприятий.

Основной любой компании является корпоративная культура - коллективные базовые представления, обретаемые группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции. Организационная культура - системное явление, основными атрибутами которого выступают ценности, убеждения, нормы поведения, социально-психологический климат. Организационные ценности определяют то, что является важным в организации, являются своеобразным ориентиром. Организационные убеждения – система взглядов на фундаментальные и частные вопросы жизни организации, представление сотрудников о том, что является правильным в организации. Организационные нормы поведения – правила поведения, подсказывающие сотрудникам, как им себя вести в организации и что от них ожидают.

 

 

6. Носители  организационной культуры. Культуры  реальных и фиктивных деклараций.

Организационная культура –система общих ценностей, правил  и норм поведения, принимаемых членами организации. Это позволяет обеспечить организованность деятельности по реализации миссии и целей организации. Выработка миссии остается вне поля оргкультуры. Оргкультура включает в себя установление частных целей, связанных с обеспечением миссии организации.

В системе  носителей оргкультуры выделяют две подсистемы:

- декларации культурных  установок - оценочные и характеризующие  высказывания, демонстрация отношений  к действиям и их участникам, оргсредствам и методам. Система  декларируемых символов, формирующихся  на основе демонстративных оценок и характеристик: символы-люди (герои, антигерои); символы-вещи (фетиши); символы-действия (ритуалы и обряды);

- практические действия  и реальные отношения. Например, ценность культуры – дисциплинированность  и материальные санкции, если  дисциплины нет. Поэтому должна быть сформулирована система реальных символов, в которых будут зафиксированы культурные установки организации.

Можно выделить:

- культура реальных  декларации - прямые высказывания  и демонстрации отношений формируются  явные, однозначные и отчетливые представления о ценностях;

- культура фиктивных  декларации - культурные установки  не подтверждаются оценками, выраженными  в практических  действиях и  реальных отношениях. Например, один  работник может быть признан  лучшим, а з/п, условия работы лучше у другого. Важнейшим ориентиром оргкультуры являются знания, на основе которых обеспечивается реализация миссии и целей организации. Могут быть выделены: культура научных знаний; культура практического опыта; культура сочетания науки и опыта.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории организации"