Ученые-юристы
рассматривают административно-правовой
(и правовой статус в целом)
личности как сложное явление, объединяющее
не только права и обязанности, но и ряд
других элементов: гражданство, принципы,
правоспособность, гарантии, ответственность,
законные интересы и т.д.
Причем, предлагая
различные подходы к количеству
элементов, высказывают точки зрения,
нередко во многом противоположные друг
другу. Не вступая в общую дискуссию относительно
предлагаемых элементов статуса, необходимо
отметить одну общую закономерность, которая
прослеживается практически у всех авторов,
независимо от используемых ими подходов
. Они заключаются
в том, что основу, определяющий
исходный элемент любого статуса,
его главное содержание составляют
соответствующие права и обязанности.
"Система прав и обязанностей,
- отмечает Г.В. Мальцев, - сердцевина,
центр правовой сферы, и здесь лежит
ключ к решению основных юридических проблем".
Права и обязанности являются
настолько бесспорными элементами
правового статуса, что признаются
в качестве таковых всеми исследователями.
"Правовой статус гражданина
немыслим без единства прав и обязанностей",
- справедливо отмечает А.П. Корнеев.
Содержание правового статуса
государственных гражданских служащих
в структурном плане должно
определяться основными правами
и обязанностями. Это позволит
достаточно четко выделить функциональную
направленность и структуру правового
статуса государственного гражданского
служащего и тем самым не допустить "размывания"
границ этого понятия.
Правовой статус государственного
гражданского служащего, обладая
общими с юридическими статусами
иных субъектов права чертами (теоретическая
конструкция состава, общее назначение
и другие), характеризуется рядом особенностей,
которые придают ему качественную и количественную
определенность.
Выявление основных признаков
правового статуса государственного
гражданского служащего позволяет объединить
и систематизировать многочисленные,
содержащиеся в различных правовых источниках,
нормативные положения в рамках одной
правовой институции. Что, в свою очередь,
предполагает закрепление наиболее важных
из них в едином нормативном акте - законе,
так как большинство прав и обязанностей
государственного служащего связано с
осуществлением им деятельности государственно-властного,
исполнительно-распорядительного характера.
Содержание правового положения
государственных служащих характеризуется
их общегражданскими правами и обязанностями,
обязанностями и правами по занимаемой
государственной должности.
Должность определяет статус
государственного гражданского
служащего. В Законе о государственной
гражданской службе должности подразделяются
на следующие категории: руководители,
помощники (советники), специалисты, обеспечивающие
специалисты. В.М. Матохин считает, что
должность - это часть организационной
структуры государственного органа (организации),
обособленная и закрепленная в официальных
документах (штаты, схема должностных
окладов и так далее) с соответствующей
частью компетенции госоргана (организации),
предоставляемой лицу - государственному
служащему в целях ее практического осуществления.
Д.Н. Бахрах обращает внимание на то, что
должность есть юридическое описание
социальной позиции лица, занимающего
ее. Организационная структура аппарата
управления есть не что иное, как структура
формализованных "социальных позиций",
юридически закрепленных ролей. Конкретные
лица, реализующие должностные полномочия,
могут меняться, а их роли – не меняется.
Правовой статус
государственного гражданского
служащего характеризует место,
занимаемое служащим в системе
органа управления. Правовой статус
государственного гражданского служащего
определяет границы деятельности государственного
гражданского служащего по отношению
к иным субъектам права. Так, исследуемый
правовой институт относит к числу специальных
статусов, с регламентацией которых законодатель
связывает возложение на лицо дополнительных
(специальных) полномочий.
1.2 Особенности
прохождения государственной гражданской
службы в Российской Федерации
Поступление на государственную
гражданскую службу является пожалуй
одной из самых главных особенностей отличающих
гражданскую службу от других видов. Это
обусловлено прежде всего деятельностью
служащих с финансами, интересами государства
в т.ч. государственной тайной.
В связи с
этим предъявляются особые требованиям
к кандидатам на замещение
вакантной должности.
В соответствии
с п. 2 ст. 11 Федерального закона
от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ (далее
- Закон № 58-ФЗ) в главе 4 Закона
№ 79-ФЗ регулируются вопросы
поступления на гражданскую службу.
Исходя из критериев, установленных
ст. 21 Закона № 79-ФЗ, на гражданскую
службу вправе поступать граждане, достигшие
18 лет, владеющие государственным языком
РФ и соответствующие установленным квалификационным
требованиям. Согласно п. 2 ст. 21 предельный
возраст лица, пребывающего на гражданской
службе, составляет 65 лет.
В соответствии с общим правилом,
предусмотренным п. 1 ст. 22 Закона
№ 79-ФЗ, поступление гражданина
на гражданскую службу осуществляется
для замещения должности гражданской
службы.
В целях реализации принципа
равного доступа граждан к государственной
службе Закон установил общее правило:
поступление гражданина на гражданскую
службу (равно как замещение гражданским
служащим другой должности гражданской
службы) осуществляется по результатам
конкурса, проводимого конкурсной комиссией.
Ограниченный перечень исключений из
этого правила предусмотрен п. 2 - 4 ст. 22
Закона и носит исчерпывающий характер.
Положение о конкурсе, определяющее порядок
и условия проведения конкурса на замещение
вакантной должности гражданской службы,
утверждено Президентом РФ.
При поступлении на государственную
гражданскую службу оценивается
уровень профессионального образования
кандидата, стаж гражданской службы
(государственной службы иных
видов) или стаж (опыт) работы по
специальности, профессиональные знания
и навыки, необходимые для исполнения
должностных обязанностей.
Практический опыт работы по
специальности, владение общими
принципами документооборота, использование
в работе компьютерных информационных
технологий. Аналитический склад
ума, умение работать в сжатых временных
рамках, обучаемость, достаточный уровень
способности к адаптации, стрессоустойчивость.
Ограничения, связанные с поступлением
на государственную гражданскую
службу:
- признание гражданского
служащего недееспособным или ограниченно
дееспособным решением суда, вступившим
в законную силу;
- осуждение гражданского
служащего к наказанию, исключающему
возможность исполнения должностных
обязанностей по должности государственной
службы (гражданской службы), по приговору
суда, вступившему в законную силу, а также
в случае наличия не снятой или не погашенной
в установленном федеральным законом
порядке судимости;
- отказ от прохождения
процедуры оформления допуска
к сведениям, составляющим государственную
и иную охраняемую федеральным законом
тайну, если исполнение должностных обязанностей
по должности гражданской службы, на замещение
которой претендует гражданин, или по
замещаемой гражданским служащим должности
гражданской службы связано с использованием
таких сведений;
- наличие заболевания,
препятствующего поступлению на
гражданскую службу или ее
прохождению и подтвержденного
заключением медицинского учреждения;
- наличие близкого
родства или свойства (родители,
супруги, дети, братья, сестры, а также
братья, сестры, родители и дети супругов)
с гражданским служащим, если замещение
должности гражданской службы связано
с непосредственной подчиненностью или
подконтрольностью одного из них другому;
- выход из гражданства
Российской Федерации или приобретения
гражданства другого государства;
- представление
подложных документов или заведомо
ложных сведений при поступлении
на гражданскую службу;
- непредставление
установленных настоящим Федеральным
законом сведений или представления
заведомо ложных сведений о
доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера.
Основной
формой соглашения между гражданином
и представителем нанимателя (руководителем
государственного органа либо
его представителем) является служебный
контракт. Примерная форма служебного
контракта утверждена Указом Президента
Российской Федерации № 159.
Определение
служебного контракта дано в
ч. 1 ст. 23 Федерального закона, согласно
которой под служебным контрактом понимается
соглашение между представителем нанимателя
и гражданином, поступающим на гражданскую
службу, или гражданским служащим о прохождении
гражданской службы и замещении должности
гражданской службы. Служебным контрактом
устанавливаются права и обязанности
сторон.
В настоящее время
действует Указ Президента РФ от 11 января
1995 года № 33 "О Реестре государственных
должностей федеральных государственных
служащих" (в ред. от 26 ноября 2001 года,
с изменениями от 11 октября 2004 года), которым
установлены наименования должностей
в конкретном государственной органе
и отнесение их к какой-либо группе должностей.
Одна из задач реформирования
государственной службы - повышение
гарантий прав государственных
служащих. Однако контрактная система
государственно-служебных отношений
в том виде, как она закрепляется
в Законе № 79-ФЗ, отнюдь не гарантирует
гражданскому служащему стабильности
при реализации его прав. Закон (п. 5 ст.
24) рассматривает права и обязанности
государственного гражданского служащего
как существенные условия служебного
контракта. В то же время ст. 29 Закона устанавливает,
что в случае изменения существенных условий
профессиональной деятельности по инициативе
представителя нанимателя допускается
изменение определенных сторонами существенных
условий контракта. Представляется, что
применение этой нормы сводит на нет назначение
служебного контракта. Достаточно сложно
смоделировать ситуацию, когда существенно
изменяются условия профессиональной
служебной деятельности, но не меняются
должностные обязанности.
Существенным дополнением является
введение понятия должностного регламента
гражданского служащего (как составной
части административного регламента государственного
органа) в качестве документа, в соответствии
с которым осуществляется профессиональная
служебная деятельность гражданского
служащего. Положения должностного регламента
учитываются при проведении конкурса
на замещение вакантной должности гражданской
службы, аттестации, квалификационного
экзамена, планировании профессиональной
служебной деятельности гражданского
служащего.
Не менее важное значение имеет и регулирование
отношений, связанных с проведением аттестации
(один раз в три года) и квалификационного
экзамена (для отдельных категорий гражданских
служащих) - по мере необходимости, но не
чаще одного раза в год и не реже одного
раза в три года. Положение о проведении
аттестации гражданских служащих и Положение
о порядке сдачи квалификационного экзамена
гражданским служащим и оценке его знаний,
навыков и умений (профессионального уровня)
утверждены Указами Президента РФ, а так
же Приказом ФНС.
В Законе
№ 79-ФЗ прослеживается явная
забота о повышении профессиональной
роли и квалификации гражданских
служащих. Закон регламентирует
принципы отбора кандидатов на
гражданскую службу, вопросы найма
и продвижения по службе, стимулирования
и удержания на службе квалифицированных
гражданских служащих.
К числу таких гарантий следует
отнести совокупность строгих
процедур конкурса при отборе
кандидатов, заключения служебного
контракта при назначении на
должность, аттестации в процессе
прохождения службы и т.д.
Четкое определение
в Законе функций гражданской
службы является важным аспектом
разграничения политической и
государственно-служебной деятельности
в государстве. Политика и администрирование
- разные виды деятельности и имеют
различные источники законности. То, что
для политика законно, для гражданского
служащего может оказаться преступлением.
Закон обеспечивает права и
льготы, которые являются специфическими
для гражданских служащих в
связи с их особой ролью и предназначением
в государстве. Эти положения Закона имеют
материальную оценку, притом вполне посильную
для государства, и обеспечиваются за
счет средств федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации. В Законе
определена система окладов в виде установления
их основных компонентов и стандартных
соотношений между ними.