Контрольная работа по «Детали машин»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 16:13, контрольная работа

Краткое описание

Исходные данные:
входное (ведущее) звено 1 (кривошип АВ) вращается по часовой стрелке с угловой скоростью ω1= 25 рад / с (по условию (ω1 = const); угол мгновенного положения φ = 330º; размеры звеньев: l AB = 0,15 м, l BС = 0,30 м, l СD =0,35 м; центры тяжести S1 и S2 звеньев расположены посередине каждого звена (на чертеже - точки S1 и S2), центр тяжести S3 третьего звена (ползуна) совпадает с точкой С.

Вложенные файлы: 1 файл

вар53_ПЗ.doc

— 532.50 Кб (Скачать файл)





Московский  государственный университет

путей сообщения

 

 

 

Кафедра «Теоретическая и прикладная механика»

 

Контрольная работа №1

по дисциплине

«Детали машин»

 

 

__________________   Студент ________________

от метка о зачете

 

Шифр:________________

Рецензент ___________________

    Фамилия И.О.

 

_______________________      _______________________

подпись    подпись

 

_______________________      _______________________

дата     дата

 

 

 

 

 

Воронеж - 2013

 

 

Содержание

 

 

Задача №1

Исходные данные:

входное (ведущее) звено 1 (кривошип АВ) вращается по часовой  стрелке с угловой скоростью ω1= 25 рад / с (по условию (ω1 = const); угол мгновенного положения φ = 330º; размеры звеньев: l AB = 0,15 м, l BС = 0,30 м, l СD =0,35 м; центры тяжести S1 и S2 звеньев расположены посередине каждого звена (на чертеже - точки S1 и S2), центр тяжести S3 третьего звена (ползуна) совпадает с точкой С.

 

Решение

1. Структурный анализ  механизма

По исходным данным вычерчиваем  схему механизма в произвольно  выбранном  масштабе. С учетом того, что действительная длина входного звена lAB=0,15 м, примем длину отрезка, изображающего действительную величину звена АВ на чертеже равной 30 мм. Тогда расчетный масштаб построения схемы механизма определится как:

 

Размеры (в мм) остальных звеньев  для их вычерчивания на схеме механизма  определяем соответственно:


 

 

Построение схемы механизма  в масштабе (т.е. плана механизма) начинаем с выбора точки О - начала отсчета системы координат Х-У.

Степень подвижности W механизма определяем по формуле Чебышева:

W =3n-2pH-pВ,

где n - число подвижных звеньев механизма; рн - число низших кинематических пар; рВ - число высших кинематических пар.

Для данной схемы число  подвижных звеньев механизма n=3 (кривошип АВ, шатун ВС, а также ползун, обозначенный как звено 3, число подвижных соединений звеньев низшего класса рн = 4, число подвижных соединений звеньев высшего класса рВ = 0. Следовательно,

W =3∙3-2∙4-0=1.

Это означает, что для  работы рассматриваемого механизма  достаточно задать закон движения только одному звену (в данном случае - звену 1, которое является входным, т.е. ведущим). При этом законы движения остальных  звеньев механизма будут вполне определенными и однозначными.

Разложение механизма  на группы Ассура начинаем с наиболее простой и наиболее удаленной  от ведущего звена группы. Простейшая группа Ассура представляет собой сочетание двух звеньев и трех кинематических пар. Для заданного механизма такую группу составляют звенья 2 и 3, а также три кинематические пары: две вращательные (В, которую образуют звенья 1 и 2, и С , которую образуют звенья 2 и 3) и одна поступательная С (звенья 3 и 0). Эта группа является группой Ассура 2 класса 2 порядка.

Оставшаяся часть механизма (ведущее звено АВ и вращательная кинематическая пара А (0-1)) имеет степень  подвижности W=1 и относится к механизмам 1 класса. Таким образом, исследуемый механизм является механизмом 2 класса 2 порядка.

 

2. Кинематический  анализ механизма

Кинематическое исследование механизма ведем для каждой структурной  группы в порядке их присоединения. Рассмотрим группу Ассура 2-3 и определим линейные скорости точек этой группы. Первой такой точкой является точка В, которая относительно точки А совершает вращательное движение. Вектор скорости точки В направлен в сторону вращения ω1, перпендикулярно звену АВ (см. план скоростей).

Скорость точки В

VB= ω1 lAB =25∙0,15 =3,75 м/с

Из произвольно выбранной точки РV (полюс плана скоростей - начало отсчета) отложим перпендикулярно звену АВ отрезок (РVb) = 75 мм: (выбирается произвольно), который на схеме изображает величину вектора скорости т. В (VB =3,75 м/с).

Масштаб плана скоростей

Следующая точка - точка С.

На основании теоремы  о сложении скоростей в сложном  движении точки С ее скорость VC будет определяться векторами скорости точки В (VB) и скорости VC/B (относительного вращательного движения точки С вокруг точки В). Величина скорости VC/B неизвестна, т.к. не задано значение угловой скорости звена 2 ω2; при этом известно, что вектор данной скорости направлен перпендикулярно радиусу относительного вращения (т.е. звену ВС). Точка С движется возвратно-поступательно вдоль оси ОХ, поэтому полный вектор VC скорости точки С направлен параллельно оси ОХ

VC=VB+VC/B

VC/B2∙lBC

VC/B направлен ВС, Vc // оси ОХ

Из точки « b » плана скоростей проводим прямую перпендикулярно звену ВС, а из полюса РV - прямую, параллельно оси ОХ (т.е. параллельно направляющей). Их пересечение определяет положение точки «с». Направление векторов скоростей осуществляется в соответствии с векторным уравнением для точки С.

Значение скоростей VC/B и VC определяем из плана скоростей измерением отрезков (bс) и (РVс), и умножением этих значений на величину масштаба скорости kV 

Из плана скоростей:

VC/B=(bc)∙kV= 67,08 0,05= 3,354 м/с

VC=(PVc)∙kV= 20,73·0,05= 1,0365 м/с

Для определения направления  угловой скорости ω2 необходимо условно перенести в точку С механизма вектор скорости VC/B, а точку В условно закрепить.

Тогда вектор VC/B  будет вращать точку С относительно В по часовой стрелке.

 рад/с

Положение точек « d », « S1», « S2 » и « S3 » на плане скоростей определяем на основании свойства подобия (скорости точек D и С при их вращении вокруг точки В соотносятся также, как и аналогичные отрезки).

 

 Отсюда:

 мм

Скорость точки D при ее вращении вокруг точки В

VD/B=(db)∙kV= (11,2)∙0,005 =0,559 м/с

Скорость точки С при ее вращении вокруг точки D

VC/B=(cd)∙kV=(78,27)∙0,05=3,91 м/с

От точки «b» на прямой (bc) отложить отрезок (db)=11,2 мм и соединить полученную точку «d» с полюсом РV. Вектор (PVd) графически изображает скорость точки D механизма

VD=(PVd)kV =(85,84)∙0,05=4,29 м/с

Точки центров тяжести S1 и S2 звеньев расположены посередине длин соответствующих звеньев, а центр тяжести S3 расположен в шарнире С. Поэтому точки «S1» и «S2» будут

расположены на плане скоростей  посередине отрезков (PVb) и (cd), а скорость точки S3 будет равна скорости точки С. Значения скоростей точек (в м/с) определяем из плана скоростей измерением соответствующих отрезков и умножением этих значений на величину масштаба.

Скорости точек центров тяжести S1 S2 и Sз звеньев( Vs1,Vs2 и Vs3)

Vs1 =(PVS1)∙kV = (37,5)∙0,05 =1,875 м/с

Vs2=(PV S2)∙kV = =(48,65)∙0,05 = 2,43 м/с

Vs3 =Vc =1,0365 м/с

2. Определение линейных  и угловых ускорений

Рассмотрим группу Ассура 2-3 и определим линейные ускорения  точек этой группы. Первой точкой является точка В. В общем виде ускорение любой точки можно представить как векторную сумму нормального аin и тангенциального аiτ ускорений.

Абсолютная величина нормального ускорения равна

аin = ωi2 ∙ Ri,

где ωi - угловая скорость звена (рад/с),

Ri- радиус вращения звена, м.

Вектор нормального ускорения направлен вдоль радиуса от точки к центру ее вращения.

Абсолютная величина тангенциального ускорения равна

аiτ = εi∙Ri,

где εi - угловое ускорение звена.

Вектор тангенциального  ускорения направлен перпендикулярно  нормальному ускорению (т.е. звену) в сторону углового ускорения.

Т.к. угловая скорость ω1 = const, то ε1 = 0 aBτ=0.

 Следовательно, ускорение aB для точки В определится величиной нормального ускорения.

 

aB=aBn+aBτ=aBn

aBn12∙lAB=25·0,15=93,75 м/с2 (направлено вдоль звена AB от точки В к точке А)

aBτ1∙lAB=0

 (т.к. ω1 = const)

Из произвольной точки Ра (полюс плана ускорений - начало отсчета) отложить параллельно звену АВ отрезок (Ра b)= 93,75 мм, который в масштабе kа изображает величину вектора ускорений точки В (cм. план ускорений).

Масштаб плана ускорений

1

 

Общее ускорение точки  С складывается из ускорения точки В и ускорения точки С при ее вращении вокруг точки В.

Ускорение точки С при ее вращении вокруг точки В (aC/B) может быть разложено на нормальное аC/Bn и тангенциальное аC/Bτ ускорения, которые определяются согласно выражениям, приведенным выше.

Ускорение точки С

aC=aB+aC/В

 aC=aB+aC/Bn+aC/Bτ

Нормальное ускорение  точки С при ее вращении вокруг точки В аC/B п определяем по формуле

aC/Bn2 2∙lCB= 11,182 ∙0,3 =37,5 (направлено // ВС от точки С к точке В).

Тангенциальное ускорение  точки С при ее вращении вокруг точки В

aC/Bτ2∙lCB

(bп2)= мм

Полученные уравнения  решаем графоаналитическим методом.

Отрезок (bn2) = 37,5 мм, представляющий в масштабе kа вектор ускорения аC/Bn, откладываем от точки « b » плана ускорений в направлении от точки С к точке В механизма (см. план ускорений).

Величина ускорения аτС/B остается неизвестной, т.к. ε2= ? Известно лишь, что аτC/B BC.

Поскольку нормальное и  тангенциальное ускорения взаимно  перпендикулярны, то через точку n2 плана ускорений проводим прямую, перпендикулярную отрезку (b n2) до пересечения с горизонтальной прямой - линией действия ускорения точки С, проведенной из полюса Р. Точку пересечения обозначаем «с».

Значения ускорений (м/с2) определяют из плана ускорений измерением соответствующих отрезков и умножением этих значений на величину масштаба плана ускорений kа.

аС/Bτ=(n2с)∙ka=(38,73)∙1 = 38,73 м/с2

аС/B=(bc)∙ka=(53,91)∙1= 53,91 м/с2

аС=(Pac)∙ka= (54,56)∙1 =54,56 м/с2

Для определения направления  вектора углового ускорения ε2 необходимо условно перенести вектор тангенциального ускорения aC/Bτ в точку С механизма, а точку В - условно закрепить. Тогда искомый вектор будет вращать точку С относительно точки В по часовой стрелке.

 

Положение центров тяжести  звеньев S1 , S2 и S3,, а также точки D определяем на основании свойств планов скоростей и ускорений.

 

Отсюда

:



мм

От точки « b» на прямой (bc) отложим отрезок (db)=8,99 мм. Соединим полученную точку « d» с полюсом плана ускорений Ра.

Значения ускорений (м/с2) определяют из плана ускорений измерением соответствующих отрезков и умножением этих значений на величину масштаба плана ускорений kа

аС/Bτ=(n2с)∙ka= 38,73·1=38,73 м/с2

аС/B=(bc)∙ka= 53,91 м/с2

аС=(Pac)∙ka= 75,24 м/с2

Значения ускорений  точек S1, S2, S3 (в м/с2) определяем из плана ускорений измерением соответствующих отрезков и умножением этих значений на величину масштаба ускорений kа.

aD=(Pad)∙ka= 101,6·1= 101,6 м/с2

aS1=(PaS1)∙ka= 27,28·1=27,28 м/с2

aS2=(PaS2)∙ka= 75,24 м/с2

Ускорение точки S3 равно ускорению точки С, т.к. центр тяжести S3 расположен в шарнире С

aS3=aC=54,56 м/с2

Задача №2

На стальную балку 1, лежащую  на двух опорах 2, действуют внешние  нагрузки.

  1. Выполнить расчетную схему балки по заданным размерам в масштабе.
  2. Определить реакции опор балки от действующих нагрузок.
  3. Написать аналитические выражения изгибающего момента М для каждого расчетного участка балки.
  4. Построить эпюры изгибающих моментов М с указанием численных значений ординат.
  5. Подобрать стальную балку прямоугольного сечения при допускаемом напряжении на изгиб [σизг]=120 МПа.

Информация о работе Контрольная работа по «Детали машин»