Контроль качества материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является повышение контроля качества материалов и изделий.
В соответствии с поставленной целью необходимо:
• исследовать стандартизацию в системе управления качеством,
• раскрыть сущность процессов стандартизации,
• проанализировать технологию контроля качеством в системе «ДЖИТ»,
• разобрать цикл Деминга,
• рассмотреть комплексную систему управления качеством продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

Контроль качества материалов.docx

— 102.60 Кб (Скачать файл)

2.2 Система «ДЖИТ»

 

Это новая форма организации  «just in time», буквально означающая «производство точно в срок». Ее фундаментальный смысл: ноль запасов, ноль отказов, ноль дефектов. Подробнее ДЖИТ представляет собой технологию, которая подразумевает снижение запаса материалов благодаря подаче деталей на каждый участок производства в тот момент, когда они там нужны. Еще эта технология называется «точно вовремя». Здесь нет особой премудрости, если говорить просто, то это борьба за ликвидацию складов комплектующих изделий и идеально поставленное снабжение со стороны смежников и поставщиков. Например, «запас прочности» складов «Тойоты» – два-три часа в среднем, по ряду узлов чуть выше — максимум полдня. Для сравнения: у американских автомобильных концернов этот показатель составляет как минимум месяц и более. Складирование впрок — это выброшенные деньги, время и нерациональное использование площади — таков принцип «Тойоты».

Однако переход на ДЖИТ—  задача непростая. Эта система бросает вызов традиционной организации производства, оказывая особенно сильное влияние на четыре его области:

  • управление материально-техническим снабжением;
  • структуру производственного центра;
  • отношения «поставщик-потребитель»;
  • отношения «управление — непосредственное производство».

В конечном итоге система  ДЖИТ направлена на интеграцию и автоматизацию  каждой стадии производства, начиная  с проектирования и вплоть до гарантийного обслуживания потребителя. Характерные  черты этой тенденции — проектирование с учетом возможностей производства, автоматизированное производство и  контроль качества с использованием ЭВМ. Фактически специалисты по ДЖИТ выступают даже против его внедрения до тех пор, пока вышеперечисленные требования не будут полностью выполнены.

Контроль над складскими запасами является своего рода краеугольным камнем ДЖИТ-производства. Сокращение их путем замены крупносерийного производства мелкосерийным и ликвидация любых тормозящих производство запасов — зачастую является первым шагом при внедрении этого метода. Следующий важный шаг — постепенное снижение количества деталей, хранящихся на складе, обнаружение скрытых проблем и ведение производства с минимальным складским запасом. Как поступить при этом? Все зависит от вашего решения — или сокращаете потери времени на наладку, или увеличиваете скорость станка, или заменяете оборудование...

ДЖИТ способствует мелкосерийному производству благодаря тому, что  позволяет ежедневно менять ассортимент  продукции в соответствии со спросом. До внедрения гибких производственных систем (ГПС) мелкосерийное производство считалось убыточным из-за того, что установка соответствующего автоматического оборудования на короткий режим работы обходилась слишком  дорого. Однако сегодня ГПС убеждают в том, что мелкосерийное производство экономически оправдано и технически возможно, вплоть до изготовления изделия  в единственном экземпляре. ДЖИТ-система делает переналадку оборудования для изготовления разных деталей экономичной как с точки зрения стоимости, так и времени. Кроме того, при переходе с производства одного типа детали на другой расходы могут быть значительно снижены за счет изменения лишь программы изготовления (сборки), а не замены узлов оборудования, т.е. без остановки производства. При концепции ДЖИТ переход от групп станков к производственным ячейкам позволяет максимально использовать и другую организацию производства — групповую технологию. По традиционной методике фирма, производящая, например, интегральные схемы, может группировать вместе все оборудование, например, для монтажа компонентов в одной части предприятия, печи отжига будут в другой части и т.д. Секционное построение производства ведет к отказу от групповой расстановки оборудования и созданию нескольких ячеек, в каждой из которых будет по одному станку каждого типа, размещенных последовательно в соответствии с технологическим процессом.

Секционная технология дает возможность оператору осуществлять более полный контроль над производственным процессом на всех этапах. Так как  при ДЖИТ-системе деталь все время находится в производственном процессе, а не лежит в накопителях, секционное производство более эффективно, если рабочее место организовано в виде буквы U, а не вытянуто в линию. Такая организация рабочего места экономит площадь и позволяет оператору быстрее передвигаться от станка к станку. Реконструкция рабочих мест в ячейке экономит и время на переналадку.

При внедрении системы  ДЖИТ в производство возникали трудности  с привлечением поставщиков, деятельность которых не отвечала поставленным требованиям. Смежники должны были обеспечивать бездефектную продукцию, поскольку входной контроль качества отсутствовал. Но эти проблемы сгладились благодаря постоянному  контакту со смежниками и укреплению взаимопонимания. Считается, что ДЖИТ изменит характер конкуренции: выживет  скорее тот смежник, который будет  поставлять качественную продукцию, а  не тот, который будет бороться за цену.

 

2.3 Комплексная  система управления качеством  продукции (КСУКП)

Эта система была разработана  в СССР в конце 70-х гг. ХХ в. на основе обобщения передового опыта в области управления качеством ведущих предприятий и отраслей и документирована в виде системы государственных стандартов. Согласно ГОСТ 15467-79 КСУКП устанавливает, обеспечивает и поддерживает необходимый уровень качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации, осуществляемый путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.

Она является подсистемой  по отношению к управлению производственным объединением и промышленным предприятием (ГОСТ 24525.2-80).

Управление качеством  продукции необходимо рассматривать  как систему условий, процессов  и факторов, влияющих на качество и  обеспечивающих его запланированный  уровень при разработке, производстве, эксплуатации или потреблении изделий.

Многообразие научно-технических, организационных, экономических и  социальных проблем, сложный характер связей между ними и, соответственно, сложная система управления качеством  требуют повседневного решения  большого количества вопросов: управление конструкторской и технологической  подготовкой производства, технологическими процессами, технико-экономическим  и оперативно-производственным планированием, материально-техническим обеспечением и управлением ремонтным, энергетическим и транспортным обслуживанием, управление кадрами, себестоимостью и сбытом продукции, финансово-бухгалтерской деятельно­стью, совершенствованием организации производства, системами контроля, метрологического обеспечения, морального и материального стимулирования.

Организационно-технической  базой КСУКП является комплекс стандартов предприятия. Входящие в него стандарты  регламентируют порядок всех работ, от которых зависит высокое качество изделий, позволяют организовать рациональное и эффективное использование  материальных и трудовых ресурсов, нацелить внимание и усилия работников всех категорий на повышение качества труда и продукции. Другими словами, стандарты предприятия устанавливают, ЧТО, КТО, ГДЕ, КОГДА и КАК должен делать. Они являются законом для  каждого работника — будь он директором фирмы или рядовым исполнителем.

Стандарт предприятия  — динамичный документ. В него можно  внести любые изменения, подсказанные жизнью, передовым опытом, достижениями науки. С организационной точки  зрения — это экономичный документ, четкий, понятный и оперативный.

Учитывая отраслевой характер ведения народного хозяйства, были выпущены Рекомендации1. Пример отраслевой системы управления качеством представлен в стандарте Комплексная система управления эффективностью производства и качеством работы промышленного предприятия. Система управления качеством продукции. Основные положения.

 

Заключение

 

По материалу данной курсовой работы, были рассмотрены следующие  вопросы: стандартизацию в системе  управления качеством, сущность процессов  стандартизации, система стандартизации России, система международных стандартов, технология контроля качеством, комплексная  система управления качеством продукции.

Были рассмотрены: таблицы, схемы, рисунки.

По результатам курсовой работы можно сделать следующие  выводы: технология качества играет важную двоякую роль. С одной стороны, это одна из функций управления, а с другой стороны – он выступает  как неотъемлемая часть производственного процесса. В связи с этим планирование предусматривает разработку и использование карт и планов контроля. Проверка на каждом этапе должна быть связана с соответствующей документацией на готовую продукцию. Проведение технического контроля в процессе производства должно быть четко спланировано и регламентировано. Процедуры испытаний и технического контроля оформляются документально, включая описание конкретного оборудования, необходимого для их проведения.

Для определения соответствия реальных характеристик и показателей  качества продукции, процессов или  услуг требованиям, установленным  стандартами или другими нормативными документами, необходимо иметь достаточно полную и достоверную информацию об объекте, получить которую можно  с помощью измерений, контроля, испытаний. Данные, полученные в результате перечисленных  способов на всех стадиях жизненного цикла продукта или развития процесса, создадут объективную базу для принятия управленческих решений в области  обеспечения качества.

Система управления качеством  продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.

Таким образом, обеспечение  качества продукции - это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые  условия для выполнения каждого  этапа петли качества, чтобы продукция  удовлетворяла требованиям к  качеству.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Корнеева Т. В. Толковый словарь по метрологии, измерительной технике и управлению качеством.[Текст]– М.: Русский язык, 1990.
  2. Мердок Дж. Контрольные карты. [Текст] – М: Финансы и статистика, 1986.
  3. Мхитарян В. С. Статистические методы в управлении качеством продукции. [Текст] – М.: Финансы и статистика, 1982.
  4. Статистические методы повышения качества / Под. ред. Хитоси Кумэ. [Текст] – М: Финансы и статистика, 1990.
  5. Гличев А.В., Круглов М.И. Управление качеством продукции. [Текст] – М.: Экономика, 1979.
  6. Джуран Д. В. Все о качестве[Текст]: Зарубежный опыт. Выпуск 2. Высший уровень руководства и качество. М., 1993.
  7. Сиськов В.И. ,Экономико-статистическое исследование качества продукции. [Текст] – М. : Статистика, 1971.
  8. Экономический ежегодник хозяйственника[Текст]: Выпуск 2/Э40. Науч. ред. Г.С. Празднов; Сост. Г.С. Празднов, Л.И. Кузнецова.М.: Экономика, 1991.
  9. Азгальдов Г.Г, Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии). [Текст] – М: Экономика, 1982.
  10. Гончаров В.В. Важнейшие критерии результативности управления.– [Текст] М: МНИИПУ, 1998.
  11. Гончаров В.В. Ключевые элементы управления и их практическое значение. [Текст] – М: МНИИПУ, 1998.
  12. Контроль качества с помощью персональных компьютеров. [Текст] – М: Машиностроение, 1991.
  13. Кричевский С.Ю. Планирование качества продукции. [Текст] – М: Экономика, 1988.
  14. Методика оценки уровня качества с помощью комплексных показателей и индексов. [Текст] – М: Изд-во стандартов, 1974.
  15. Парамонова Т.Н. Экспресс - методы оценки качества продовольственных товаров. [Текст] – М: Изд-во стандартов, 1989.
  16. Справочник директора предприятия/Под ред. М.Г. Лапусты. [Текст] – М: ИНФРА–М, 1996.
  17. Статистические методы повышения качества. [Текст] – М: Финансы и статистика, 1990.
  18. Управление качеством продукции: справочник. [Текст] – М: Изд-во стандартов, 1985.
  19. Фищер Т.М. Координация управления качеством в свете трансакционых издержек// Проблемы теории и практики управления. [Текст] – 1999. - №3. – С. 62-67.
  20. Хованов Н.В. Математические основы теории шкал измерения качества. [Текст] - Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.
  21. Шаститко А. Неинституциональный подход к анализу средств индивидуализации продукции// Вопросы экономики. [Текст] – 1999. - №3. – С. 61-73.
  22. Стандартизация и управление качеством продукции[Текст]: Учебник // Под ред. Проф. В.А. Швандера. - М.: 2005. - 248 с
  23. Фатхутдинов Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товаров. [Текст] - М.: АО "Бизнес-школа", 2005. -408 с.
  24. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. [Текст] - М.: Центр экономики и маркетинга, 2004. - 160 с.
  25. Ребрин Ю.И. Управление качеством[Текст]: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 174с.

1 Отраслевая система управления качеством продукции. Состав, содержание и организация работ по совершенствованию. — М.: Изд. стандартов, 1985


 



Информация о работе Контроль качества материалов