Организация обслуживания в кафе «Сюрприз»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 17:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - изучение организации обслуживания в общедоступных предприятиях общественного питания (на примере кафе). В связи с поставленной целью, необходимо выполнить следующие задачи:
Дать характеристику кафе, привести особенности выбранного предприятия общественного питания;
охарактеризовать микроклимат, наличие естественного и искусственного освещения, оснащенность мебелью, оборудованием;
Привести примеры меню;
Проанализировать организацию труда раздатчика;

Содержание

Введение 3
Организация обслуживания в общедоступных предприятиях
общественного питания (на примере, кафе)
Виды торговых помещений, их назначение, характеристика 5
Взаимосвязь торговых залов, производственных
и подсобных помещений 7
Современный интерьер торгового зала, требования к нему 9
3. Организация работы раздаточных 13
4. Уборка торговых помещений 20
5. Виды меню. Оформление меню 22
6. Расчет с потребителями 25
7. Организация обслуживания в кафе «Сюрприз» г. Астрахани
7.1 Организационно-экономическая характеристика кафе 28
«Сюрприз» г. Астрахани
7.2 Виды торговых помещений, их назначение, характеристика 30
7.3 Стиль интерьера кафе 31
7.4 Организация работы раздаточной в кафе «Сюрприз» 32
7.5 Составление меню 35
7.6 Требования к обслуживающему персоналу 36
7.7 Анализ организации работы кафе «Сюрприз»
г. Астрахани 38
Предложения по совершенствованию организации работы кафе 39
Заключение 40
Список использованных источников 41
Приложение 42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по обслуживанию.docx

— 134.70 Кб (Скачать файл)

Раздача на предприятиях общественного питания  выполняет функцию реализации готовых блюд. От работы раздаточной во многом зависит быстрое обслуживание посетителей, а значит, повышение пропускной способности торгового зала и увеличение выпуска продукции собственного производства.

Раздача — важный участок производства, так как именно здесь при выдаче готовой продукции завершается процесс производства. Нечеткая работа раздаточной может привести к снижению качества готовых блюд и ухудшает обслуживание посетителей.

Раздача должна иметь удобную связь с  горячим и холодным цехами, торговым залом, хлеборезкой и моечной  столовой посуды, а в ресторане  — с сервизной, буфетами, барной стойкой.

По своему расположению раздача является продолжением горячего цеха, находясь с ним в одном помещении.

На общедоступных предприятиях общественного питания с самообслуживанием (столовых, кафе) на раздаче, как правило, работают повара IV разряда. Повара-раздатчики заняты выполнением основных и вспомогательных работ. К основным относятся порционирование продукции, ее оформление и отпуск потребителям, к вспомогательным — подготовка рабочего места (оборудования, инвентаря, посуды), получение готовой продукции и др.

На рабочем  месте раздатчика, слева от него, ставятся стопками столовая посуда или тележки с выжимным устройством для тарелок. Прилавок-мармит с готовой кулинарной продукцией должен находиться справа от раздатчика или перед ним.

При отпуске  сладких блюд и напитков используются разливательные ложки емкостью 0,2 л, лопатки и щипцы кондитерские, мерные ложки для сахара и др.

При определении  срока реализации готовых блюд на раздаточных необходимо руководствоваться санитарными правилами и нормами, предусматривающими сохранность их вкусовых качеств и безопасность для потребителя. Не оставляются на следущий день:

  • салаты, винегреты, паштеты, студни, заливные блюда, изделия с кремом и другие особо скоропортящиеся холодные блюда (кроме тех видов, сроки годности на которые пролонгированы органами и учреждениями Госсанэпидслужбы в установленном порядке);
  • супы молочные, холодные, сладкие, супы-пюре;
  • мясо отварное порционное для первых блюд, блинчики с мясом и творогом, рубленые изделия из мяса, птицы, рыбы;
  • соусы;
  • омлеты.

В кафе раздачу готовой продукции поручают официантам.

3.4. Расчёт численности работников

Количество официантов и барменов определяется по формуле:

К = Р/П

Где К – количество официантов и барменов; 

Р – количество мест в зале;

П – количество мест, обслуживаемых одним официантом и барменом в смену.

В кафе «Сюрприз» один официант обслуживает в смену 15 мест и бармен обслуживает 40 мест, соответственно:

К = 80/15=5,3=5 – официантов

К = 80/40 = 2 - бармена

Таким образом, для организации бесперебойного и качественного обслуживания предприятия  кафе «Сюрприз» необходимо в смену 5 официантов и 2 бармена.

  • Расчет площадей помещений для потребителей и подбор оборудования
  • Площадь помещений для обслуживания потребителей рассчитывается по формуле:

    F=P∙d,

    где P – число мест в зале; d – норма площади на одно место в зале, м2

    Для кафе норма площади на одно место в зале - 1,6 м2

    Таким образом  площадь зала:

    F=80∙1,6=128 м2     

    Площадь зала соответствуеет заявленным теоретическим данным и составляет 130 м2

    3.5 Меню

    Меню— это не просто перечисление блюд. Это визитная карточка предприятия, одно из средств рекламы. Поэтому его внешний вид должен производить хорошее впечатление.

    Художественное  оформление папки меню должно отражать стиль и тематическую направленность работы ресторана, бара или кафе. Так, при оформлении меню в ресторанах с национальной кухней используют национальный орнамент. В верхней части раскрытого меню рекомендуется дать краткую  информацию о работе предприятия. В  меню можно дать информацию о фирменных  блюдах, напитках, эту информацию целесообразно  дополнить соответствующими рисунками, занимательной исторической справкой о том или ином блюде, чтобы  привлечь к нему внимание. Количество папок меню должно соответствовать  количеству столов в зале; меню должно быть в хорошем состоянии.

    На бланках  прейскурантов порционных блюд и  винно-водочных изделий при перечислении блюд и напитков оставляют незаполненными несколько строк, чтобы иметь  возможность включать некоторые  изделия дополнительно. Цены на блюда  проставляют машинописью. Если в  прейскуранте на данный день отсутствуют  какие-то блюда и изделия, указанные  в перечне, цены против них не проставляются.

    Меню  находится в приложении №1.

     

    3.6 Требования к обслуживающему персоналу

    В соответствии с ГОСТ Р 50764-2009  «Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу», к обслуживающему персоналу относятся: метрдотель (администратор зала), официант, бармен, повар, занимающийся отпуском продукции на раздаче. При установлении требований к обслуживающему персоналу учитываются следующие критерии оценки:

    • уровень профессиональной подготовки и квалификации, в том числе теоретические знания и умение применить их на практике;
    • способность к руководству (для метрдотеля);
    • знание и соблюдение профессиональной этики поведения;
    • знание руководящих документов, касающихся профессиональной деятельности.

    Функции, обязанности, права и ответственность обслуживающего персонала должны быть определены в  их персональных должностных инструкциях  и утверждены руководителем предприятия.[1]

    Должностные инструкции обслуживающего персонала  разрабатывает администрация предприятия  исходя из требований настоящего стандарта, квалификационных характеристик профессий  и должностей с учетом особенностей работы каждого предприятия.

    Персонал  предприятия систематически совершенствует свои знания, квалификацию и профессиональное мастерство на основе теоретической подготовки и практической деятельности.

    Обслуживающий персонал должен обеспечить безопасность жизни и здоровья потребителей, а  также сохранность их имущества  при обслуживании на предприятии. Весь персонал должен пройти подготовку по безопасным методам работы.

    К обслуживающему персоналу предприятий следующие  общие требования:

    • знание и соблюдение должностных инструкций и правил внутреннего распорядка предприятия;
    • соблюдение требований санитарии, правил личной гигиены и гигиены рабочего места;
    • знание и соблюдение мер пожарной безопасности, правил охраны труда и техники безопасности;
    • обладание общей культурой, соблюдение профессиональной этики в процессе обслуживания потребителей;
    • знание требований нормативных документов на продукцию и услуги общественного питания;
    • повышение квалификации всех категорий работников (не реже одного раза в 5 лет, кроме гардеробщика и швейцара).

    Обслуживающий персонал предприятия одет в форменную  одежду и обувь установленного для  данного предприятия образца, находящуюся  в хорошем состоянии без видимых  повреждений и загрязнений.

    Все работники  предприятия подлежат периодическому медицинскому освидетельствованию. При поступлении на работу персонал предприятия проходит медицинский осмотр и прослушивает курс по санитарно-гигиенической подготовке.

    В процессе работы на предприятии обслуживающий  персонал периодически, не реже 1 раза в 2 года сдает экзамены по санитарному минимуму.

    На каждого  работника заведена личная медицинская  книжка, в которую вносятся результаты медицинских обследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, о сдаче санитарного минимума. К работе на предприятии не допускаются  лица, являющиеся источником инфекционных заболеваний.

    Профессиональными этическими нормами поведения персонала  являются: вежливость, тактичность, внимательность и предупредительность в отношениях с потребителями в пределах своих  должностных обязанностей. Персонал должен уметь создать на предприятии  атмосферу гостеприимства, в отношении  потребителей проявлять доброжелательность и терпение, быть выдержанным, обладать способностью избегать конфликтных ситуаций.

    3.7 Анализ организации работы кафе «Сюрприз» г. Астрахани

    Высокое качество обслуживания на предприятии  общественного питания складывается из производства высококачественной продукции и слаженной работы персонала. Кафе «Сюрприз» с обслуживанием официантами на 80 посадочных мест соответствует ГОСТу Р «Общественное питание. Классификация предприятий». Предприятие соответствует санитарным требованиям; полностью обеспечен оборудованием и достаточным количеством посуды и инвентаря. По расчетным данным для организации бесперебойного и качественного обслуживания предприятия кафе «Сюрприз» необходимо в смену 5 официантов и 2 бармена.

     Наибольшее  количество потребителей приходится  на часы с 12 до 14 и с 21 до 22 часов. В это время в цехе работает наибольшее количество официантов. Поэтому считаем, немаловажным вопросом работу раздаточной. От ритма работы раздаточной зависит ее пропускная способность, определяемая количеством человек, обслуживаемых на раздаточной в минуту. Пропускная способность немеханизированных раздаточных составляет 1,9-5,8 чел./мин.

    Для обеспечения  их оптимальной пропускной способности  необходимо соблюдать требования научной  организации труда. Оборудование, посуду, инвентарь на раздаточной располагают  таким образом, чтобы все, что  берут правой рукой, находилось справа, левой — слева. Раздаточная должна своевременно пополняться продукцией, столовой посудой, приборами, подносами. Эту работу необходимо поручать работникам, не занятым на раздаточной.

     

     

     

     

     

     

     

    4. Предложения по совершенствованию организации работы кафе

    Процесс обслуживания в предприятиях общественного питания  можно ускорить за счет механизации  процесса отпуска готовой продукции. Горячие блюда устанавливают на диски подноса, которые совмещаются при размещении их на стойке с обогреваемыми дисками на полках, что обеспечивает их сохранение в накопителе в горячем состоянии. Холодные закуски, сладкие блюда, хлеб и столовые приборы находятся в не обогреваемой зоне.

    Обеды (завтраки) начинают комплектовать примерно за 15 мин. до прихода посетителей. За это  время успевают заполнить все  ячейки раздаточной линии. В течение 3-5 мин. комплектация продолжается до максимального  заполнения торгового зала.

    Комплект  передвижного оборудования, установленный  вдоль конвейерной линии, подбирают  из такого расчета, чтобы обеспечивалась непрерывная работа конвейера в  течение заданного времени. Ориентировочные  интервалы времени использования  комплекта передвижного оборудования следующие: при эксплуатации механизированных линий производительностью 300-400 обедов в час – 20 мин, 400-600 обедов в час  – 15 мин, 700-1000 обедов в час – 10 мин. Все подвижное оборудование у  конвейера меняют одновременно.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Заключение

    За последнее  время в сфере общественного  питания России произошло много  изменений, что существенно повлияло на кулинарные пристрастия наших  соотечественников, сказалось общее  стремление к здоровому образу жизни, что, в свою очередь привело к  «оздоровлению» кулинарного искусства. В настоящее время серьезно изменились условия и принципы функционирования предприятий общественного питания.

    Задача  владельца кафе — делать так, чтобы клиент захотел посещать именно это заведение. Добиться успеха можно путем слаженной работы всего коллектива, высокой технологичности производственных процессов и не менее высокого уровня обслуживания. Важно понимать, что организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания требует профессионализма, знаний и использования новейших технологических разработок.

    Конкурентоспособность - характеристика продукции, её качества, её способности оптимально удовлетворять  потребность клиента, т.е. удовлетворять  ее при наименьших затратах. Два  элемента - потребительские свойства и цена являются главными составляющими  конкурентоспособности продукции.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

                                                               

    Список использованных источников

    1.ГОСТ Р 50764-2009 «Услуги общественного питания. Общие              требования» Офиц. изд. - М.:Изд-во стандартов,1995. - 8с. - (Гос. Стандарт Рос. Федерации). ;

    2. ГОСТ Р 50762- 2007. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания. Утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 г № 475-ст. - М.: Стандартинформ, 2008.- 12 с. 

    3.СанПин 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».

    Информация о работе Организация обслуживания в кафе «Сюрприз»