Планирование и проектирование торгового зала (на примере магазина «Злата»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Задача курсовой работы: На основании теоретического материала провести практическую работу для освещения этого вопроса на примере конкретного предприятия
Цель работы
1.Рассмотреть теоретический материал
2.Спроектировать магазин «Злата»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Устройство и технологическая планировка магазинов и их влияние на результат хозяйственной деятельности торгового предприятия
1.1.Устройство и основы технологических планировок……………………….3
1.2.Состав и взаимосвязь помещений магазина………………………………...5
1.3.Устройство и планировка торгового зала помещений для приемки, хранения и подготовки товара к продаже……………………………………….7
Глава 2. Проектирование магазина «Злата»
2.1. Нормативно-правовая база…………………………………………………14
2.2. Организационная структура магазина «Злата»…………………………...16
2.3. Устройство и проектирование магазина «Злата»…………………………21
Глава 3. Пути совершенствования устройства и планировки магазина
3.1. Совершенствование устройства и планировки магазина………………...27
Заключение……………………………………………………………………….30
Литература……………………………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ОТП.docx

— 79.07 Кб (Скачать файл)

В связи с вышеизложенным мы приходим к выводу о том что, организационная структура представлена в виде треугольника. Стратегическая вершина представлена директором фирмы. Средняя линия формально присутствует и представлена главным бухгалтером, в распоряжении которого находится  часть ядра в виде второго бухгалтера и кассира. Также на средней линии  присутствует менеджер по продажам, в  обязанности которого входит организация, координация и контроль розничной  торговли, а также приема и выполнения заказов. Ему подчиняются продавцы, которые также составляют ядро. В  стороне стоит аналитическая группа и программист, которые линейно связаны  со средней линией, т.е. с бухгалтером и менеджером  по  продажам.  Аналитическая  группа  представлена товароведами, которые составляют отчеты для бухгалтерии, получая информацию о продажах и заказах у менеджера, а также готовят аналитические выкладки о финансовом состоянии фирмы для директора. Программист отвечает за нормальное функционирование програмно-аппаратной инфраструктуры.

Вышеописанная организационная  структура является формальной. В  действительности же средняя линия  как таковая не существует. Работа как средней линии, так и ядра координируется и контролируется непосредственно  стратегической вершиной, т.е. директором. В свою очередь, представители ядра обращаются с большинством своих  производственных проблем непосредственно  к директору, минуя прямых начальников, представителей средней линии. В  этом есть свои плюсы и свои минусы.

"Плюсы"   существующей   системы   организационной   иерархии, обусловленной в какой-то степени традициями фирмы, заключаются в том что:

1)снижаются до минимума  производственные конфликты, всегда  имеющие место в организациях  со сложными матричными вертикальными  и горизонтальными; линейными  взаимоотношениями.

2)исчезает проблема искажения  первичной информации, поступающей  от ядра организации к стратегической  вершины (т.е. снизу-вверх), и приказов, распоряжений спускаемых "сверху  в низ", касающихся координации  действий ядра. Это связано с  тем, что информация передается  напрямую, отсутствует риск ее  неверного понимания и как  следствие, потеря первоначального  заложенного в ней смысла, в  процессе ее прохождения через  несколько уровней.

3)существующая организационная  система максимизирует гибкость  управления организацией вследствие  того, что директор предприятия  оперативно получает информацию  снизу, время ее прохождения  через промежуточные уровни управления  сведено к нулю. Таким образом,  директор имеет возможность в  кратчайшие сроки координировать, менять политику предприятия  в соответствии со стратегией, если внешние или внутренние  факторы отличаются от планируемых.

"Минусы" существующей организационной системы управления выражены не столь четко и проявят себя только в перспективе, когда фирма будет расширяться. Главный из них в том, что при данной линейной системе управления внимание руководителя распыляется на решение множество мелких проблем. В результате такой диверсификации он не может уделить должного внимания решению стратегических, более важных   для предприятия задач.

Попытаемся выявить и  кратко охарактеризовать те процессы управления, которые существуют и  действуют в нашей фирме. Функция  планирования  осуществляется директором  фирмы.  Он разрабатывает стратегию  предприятия и определяет работникам цели, направленные на реализацию стратегии. При этом он руководствуется данными, представленными аналитической  группой. Стратегией нашей фирмы  является получение прибыли и  насыщение рынка комплектующими для автомобилей высокого качества и по ценам, доступным для среднего класса. Таким образом, приоритетными  становятся цели способствующие расширению ниши фирмы на рынке данных услуг. Функцию организации также целиком  выполняет директор. Он создал описанную  выше организационную структуру  в соответствии со стратегией фирмы. По его мнению, данная структура  должна наилучшим образом обеспечить выполнение целей фирмы на данном этапе. Если в будущем новые цели потребуют изменения организационной  структуры, это будет легко сделать  вследствие гибкости системы управления.

Функции мотивации реализуется  на нашем предприятии двумя способами:

  1. Материальным.
  2. Моральным  (устная похвала, оказание дополнительного доверия).

На нашем предприятии  поощряется не только перевыполнение плана, но и развитие   творческих   способностей   работника,   стремление   к профессиональному  совершенствованию, проявление инициативы. В результате растет производительность труда, что позитивно сказывается  на работе фирмы в целом, работники  заинтересованы в ее процветании.

Функция контроля реализуется  как напрямую руководителем, который  сам непосредственно контролирует и координирует все производственные процессы на предприятии, так и средней  линией, представители которой контролируют   свои   подразделения.   Контроль   и   координация осуществляются оперативно вследствие прямой связи  руководителя с ядром, и фактическом  отсутствии посредников. Контроль основан  на аспекте сравнения достигнутого с ожидаемыми результатами. В расчете  ожидаемых результатов активно  принимает участие аналитическая  группа, которая определяет их с  учетом того, что было достигнуто в  предыдущие периоды с поправкой  на расширенное воспроизводство.

Управленческий  персонал состоит из работников, обеспечивающих управление торгово-технологическим и трудовым процессом. Сюда входят — директор,  бухгалтер, кассир.

Общее руководство магазином осуществляет директор, он же руководит планово-экономической  работой, занимается подбором кадров и организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность. Ему же подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и заработной платы, бухгалтерского учета и финансов.

Бухгалтерский аппарат принимает  от материально ответственных лиц товарно-денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает денежные средства и кредиты банков, а также выполняет другие бухгалтерские операции.

В обязанности продавцов входит подготовка и уборка рабочего места, пополнение рабочих товарных запасов,  поддержание надлежащего санитарного состояния, подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т. д.

Контролер-кассир готовит рабочее  место к выполнению расчетных операций, проверяет исправность контрольно-кассовой машины, записывает показания счетчиков, получает разменную монету, выполняет расчетные операции с покупателями, осуществляет сдачу выручки и т. д.

Вспомогательный персонал обеспечивает обслуживание основного персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии. В эту категорию входят рабочие уборщицы, электромонтеры, техники и т. д.

 

2.3. Устройство и проектирование  магазина «Злата».

Магазин  "Злата"  является  малым предприятием, деятельность которого ориентирована на торгово-закупочные операции. Расположено оно в подвальном помещении жилого дома, т.е. его можно классифицировать по капитальности здания как – капитальное; по размещению – встроенно-пристроенное; одноэтажное; стены - кирпичные.

Магазин располагает комплексом помещений, необходимых для рационального  функционирования торгово-технологического процесса. Все помещения магазина расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Так  планировка торговых помещений, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, вспомогательных и административно-бытовых помещений       отвечают основным требованиям:

Торговые помещения непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров;

Торговый зал и кладовые расположены на одном уровне;

Торговый зал связан с помещениями для приемки товаров кратчайшим путем, что особенно важно при поступлении в магазин товаров в таре-оборудовании;

Помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря расположено непосредственно у приемочной или разгрузочной рампы;

Административно-бытовые помещения связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. В свою очередь, между помещениями этой группы обеспечена должная взаимосвязь. Размещение помещений и их планировка направлены на обеспечение максимальных удобств для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений магазина обеспечивает нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговом предприятии.

Основным торговым помещением является торговый зал. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина. Поэтому устройство и планировка торгового зала отвечает требованиям рациональной организации, важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей. Часть площади торгового зала отводится под зоны для проходов покупателей, выделена площадь для организации рабочих мест продавцов. Торговый зал имеет большой периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможности установки торгового оборудования, стены имеют блестящую поверхность, поверхность полов ровная, нескользкая, влагоустойчивая и прочная.  Искусственное освещение торгового зала равномерное, яркое и имеет благоприятный спектральный состав. Планировка узла расчета обеспечивает беспрепятственное направление движения покупательских потоков, исключать встречные потоки.

Торговые помещения и склад расположены на одном уровне, они связаны между собой небольшим коридором, что позволяет оперативно пополнять товарные запасы. Помещение для приемки товаров расположено в непосредственной близости от торгового зала. Рядом с помещением для приемки товаров и разгрузочной рампой расположено подсобное помещение для хранения тары и упаковочных материалов. Административно-бытовые помещения связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.

Для разгрузки транспортных средств в магазине оборудовано специальное место. Помещение (зоны) для приемки товаров по количеству и качеству примыкает к месту разгрузки. В магазине выделена специальная зона для товаров, прибывших во внерабочее время. Зона для приемки товаров связана с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже. Кроме того, помещение для приемки товаров имеет кратчайшую связь с торговым залом для доставки товаров, поступивших в таре-оборудовании, непосредственно в зал. Помещения для хранения оснащены соответствующим технологическим оборудованием.

Магазин  учитывает требования эргономики,  это относится не только к выбору геометрических параметров помещений, но и к размерам торгового  оборудования и мебели.

Совокупность помещений  магазина составляет его технологическую  планировку.

Площадь магазина составляет 100 м2: из них 70 м2 занимают торговые помещения, 8 м2 – комната отдыха, 4 м2 – подсобные помещения, 15 м2  - помещения для приемки и хранения товаров, 3 м – коридор.

Определим степень эффективности  использования площади путем  расчета технико-экономических показателей.

1. Коэффициента установочной площади;

 S у — установочная площадь равна 30м2

S т. з — площадь торгового зала равна 70 м2,

К у — коэффициент установочной площади равен 0,43 т.е. 43 %.

 

2. Коэффициента выкладки;

S выкл - площадь выкладки товаров равна 70 м2

S т. э — площадь торгового зала равна 70 м2;

К выкл — коэффициент использования площади торгового зала под выкладку товаров составляет 1.

3. Удельного товарооборота на 1м2: показывает, сколько товаров продается за определенный промежуток времени на 1 м2, необходимо стремиться к увеличению этого показателя.

где, ТГОД, МЕС – товарооборот за год или месяц (месячный ТО 600 тыс.руб.);

        S т.з. – площадь торгового зала (70 м2).

        ТУ – удельный товарооборот составляет 8 571,43 на м2.

 

4. Структуры площадей магазина: показывает, какую долю занимает конкретная площадь в общей S магазина.

S т.з. – площадь торгового зала (70 м2) равна 0,32 или 32 %;

S дем – демонстрационная площадь (70 м2) равна 0,32 или 32 %;

S уст  - установочная площадь (30 м2) равна 0,14 или 14 %.

Информация о работе Планирование и проектирование торгового зала (на примере магазина «Злата»)