Проектирование модели учебного процесса по дисциплине «Технологическое обеспечение машиностроительного производства» в соответствии с

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 10:01, контрольная работа

Краткое описание

Изучение теоретических вопросов в лекционном курсе, прохождения лабораторного практикума на станках позволяют студенту получить широкое представление о важности этой дисциплине в машиностроительном и ремонтном производстве, получить практические навыки инженера-механика в плане его технологической подготовки.
Целью данной контрольной работы является разработка модели использования педагогической технологии проблемно-ориентированного обучения по дисциплине «Технология машиностроения».

Содержание

Введение 3
1. Педагогические основы разработки уроков теоретического обучения 4
1.1. Основные положения и идеи технологии построения учебного процесса на проблемной основе 4
1.2. Анализ учебно-программной документации подготовки специалиста в учреждениях начального профессионального образования машиностроительного профиля для проектирования выбранной педагогической технологии 6
2. Проектирование модели учебного процесса по дисциплине «Технологическое обеспечение машиностроительного производства» в соответствии с принципами проблемно-ориентированного обучения 12
2.1. Разработка тематического плана 12
2.2. Календарно-тематическое планирование 15
2.3. Разработка и создание средств контроля знаний 16
Заключение 31
Список использованных источников: 32

Вложенные файлы: 1 файл

857.doc

— 1.49 Мб (Скачать файл)

Оглавление:

 

 

 

 

 

Введение

 

Технология  машиностроения — это наука об изготовлении изделий требуемого качества в установленном производственной программой количестве и в заданные сроки при наименьшей себестоимости. Она имеет прикладной характер и тесную связь с экономикой, теорией резания, металлорежущими станками и инструментами, техническими измерениями и стандартизацией, материаловедением и термообработкой, системами автоматизации и т.д.

Эта наука имеет  большую теоретическую основу: учение о типизации технологических  процессов, о точности процессов  обработки, о припусках на обработку, о путях повышения производительности технологических процессов, теорию базирования, нормирования и т.д.

Изучение теоретических  вопросов в лекционном курсе, прохождения  лабораторного  практикума на станках  позволяют студенту получить широкое  представление о важности этой дисциплине в машиностроительном и ремонтном производстве, получить практические навыки инженера-механика в плане его технологической подготовки.

Целью данной контрольной работы является разработка модели использования педагогической технологии проблемно-ориентированного обучения по дисциплине «Технология машиностроения».

 

1. Педагогические основы  разработки уроков теоретического  обучения

1.1. Основные положения и идеи технологии построения учебного процесса на проблемной основе

 

Понятие "технология обучения" на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это  наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Для успешного  функционирования педагогической системы  нужна тщательно продуманная "отладка" всех ее составляющих. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

Одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по-иному: здесь неизбежно присутствие  личностной компоненты мастера, особенностей контингента учащихся, их общего настроения и психологического климата в классе. Результаты, достигнутые разными педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоему среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию. То есть педагогическая технология опосредуется свойствами личности, но не определяется ими.

По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знании, умений, навыков по предметам - ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и приходные (формирование действенно-практической сферы - СДП).

По характеру  содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

В монотехнологиях  весь учебно-воспитательный процесс  строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, концепции, в комплексных - комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.

Распространенные  объяснительно-репродуктивные технологии не в состоянии обеспечить развитие и саморазвитие учащихся. Они могут дать приращение знаний, умений, навыков, но не приращение развития. Чтобы обеспечить развитие, необходимо ввести учебный процесс "в зону ближайшего развития" (Л. Выготский, Л. Занков). Этим и обладает проблемное обучение. Оно предполагает наличие особого, внутренне -противоречивого, проблемного содержания; но чтобы обучение приобрело проблемный характер, этого недостаточно.

Проблемы с  объективной необходимостью должны возникнуть в сознании учащихся через проблемную ситуацию.

Проблемная  технология предполагает раскрытие  того способа, который приведет к  проблемному знанию. Следовательно, ученик должен уходить с урока  с проблемой.

Обратим лишь внимание на то, что логическая структура  проблемного урока имеет не линейный характер (одно-, двух-, трехлинейный), а более сложный - спиралеобразный, "криволинейный" вид. Логика учебного процесса здесь проявляется очень зримо. Если в начале урока, предположим, поставлена проблема, а последующий ход урока будет направлен на разрешение проблемы, то учителю и учащимся периодически придется возвращаться к началу урока, к тому, как была поставлена проблема.

1.2. Анализ учебно-программной документации подготовки специалиста  в учреждениях начального профессионального образования машиностроительного профиля для проектирования выбранной педагогической технологии

Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный  государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования  увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного  общего образования - не более чем  на 1,5 года.

Срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения  образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного  общего образования - не более чем  на 1,5 года.

Область профессиональной деятельности выпускников: разработка и внедрение технологических  процессов производства продукции  машиностроения; организация работы структурного подразделения.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

    • материалы, технологические процессы, средства технологического оснащения (технологическое оборудование, инструменты, технологическая оснастка);
    • конструкторская и технологическая документация;
    • первичные трудовые коллективы.

Техник должен обладать общими компетенциями, включающими  в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в области производства изделий  машиностроения в качестве техника  на предприятиях, в научно-исследовательских  и конструкторских организациях различных организационно-правовых форм собственности.

Основные виды деятельности техника:

 производственно-технологическая - осуществление технологического процесса изготовления деталей и сборки изделий машиностроения  (узлов, машин, оборудования и т. п.) и контроль за соблюдением технологической дисциплины на производстве; контроль за эффективным использованием материалов и оборудования; осуществление технического контроля соответствия качества изделия установленным нормативам; под руководством более квалифицированного специалиста проведение стандартных и сертификационных испытаний объектов техники; управление современными техническими системами и их эксплуатация;

организационно-управленческая - организация работы коллектива исполнителей; планирование и организация производственных работ; оценка экономической эффективности производственной деятельности; сбор, обработка и накопление с использованием современных технических средств технологической, технической, экономической и других видов информации для реализации инженерных и управленческих решений; обеспечение безопасности труда на производственном участке;

конструкторско-технологическая  – разработка  технологических  процессов  изготовления деталей  средней сложности  и  сборки простых  видов  изделий машиностроения; проектирование изделий средней  сложности  основного  и  вспомогательного  производства;   составление  технических  заданий  на  проектирование технологической  оснастки;  под  руководством  более  квалифицированного  специалиста  проведение  патентных  исследований и определение показателей технического уровня проектируемых объектов техники и технологии;

опытно-экспериментальная  – под руководством более квалифицированного специалиста проведение работ по проверке и освоению новых объектов техники и технологических процессов: регистрация по заданной программе необходимых характеристик и параметров и обработка полученных результатов.

Выпускник должен знать: нормативные документы по стандартизации; правила разработки и оформления технической и технологической  документации; методы и средства выполнения технических расчетов, графических и вычислительных работ; основные характеристики материалов и их свойства; контрольно-измерительную аппаратуру и правила пользования ею; методы и средства нормирования точности; технические средства получения, обработки и передачи информации; устройство, технические характеристики, приемы наладки и особенности эксплуатации металлообрабатывающего оборудования; основы технологии производства деталей и сборочных изделий машиностроения; способы измерения параметров, характеристик и режимов работы оборудования; методы расчета  технико-экономических показателей при обосновании принятия  технического решения; основы экономики, организации труда и управления; основы организации производства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты; действия  в чрезвычайных ситуациях.

Выпускник, освоивший  основную профессиональную образовательную  программу среднего профессионального  образования по специальности  Технология машиностроения, подготовлен:

  • к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня;
  • к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;
  • к освоению профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по направлениям подготовки: 657800 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств; 651400 Машиностроительные технологии и оборудование; 651600 Технологические машины и оборудование и другим направлениям машиностроительного профиля в сокращенные сроки.

Изучение «Технологии  машиностроения» основано на знании студентами математики, физики, метрологии, стандартизации и сертификации, инженерной графики, сопротивления материалов, материаловедения и ТКМ».

Полученные  знания необходимы студентам при  подготовке, выполнении и защите выпускной  квалификационной работы и при решении  научно-исследовательских, проектно-конструкторских, организационно-управленческих задач в будущей профессиональной деятельности.

Рабочая программа  учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в  соответствии с ФГОС по специальности  среднего профессионального образования (далее СПО) 151901 «Технология машиностроения» базовой подготовки.

Информация о работе Проектирование модели учебного процесса по дисциплине «Технологическое обеспечение машиностроительного производства» в соответствии с