Разработка проекта по изготовлению изделия их вторичного материала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в разработке проекта изготовления изделия из вторичного материала.
В соответствии с целью были намечены следующие задачи:
Изучить возрастные особенности учащихся
Изучить теоретическую и методическую литературу по теме и определиться с формами и методами организации деятельности
Изучить методику выполнения творческих проектов и ее применения в обучении

Содержание

ВВЕЛЕНИЕ………………………………………………………………….
ГЛАВА I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКО-КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ТКД)…………………………………………………...
Возрастные особенности учащихся……………………………………
Выбор объекта ТКД………………………………………………..........
Формы и методы организации ТКД……………………………………
ГЛАВА II ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ОБЪЕКТА………………………………………………………..
2.1 Процедура проектирования ……………….......................................
2.1.1 Выбор объекта проектирования…………………………………..
2.1.2 Краткий план проекта………………………………………………...
2.2 Выбор оптимального варианта ………………………………………..
2.2.1 Анализ аналогов……………………………………………………....
2.2.2 Клаузуры……………..………………………………………...……...
ГЛАВА III ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ……………………………………………………………………
3.1 Разработка проекта ……………………………………………………..
3.1.1 Общий вид изделия…………………………………………………...
3.1.2 Чертеж изделия………………………………………………………..
3.1.3 Спецификация изделия……………………………………………….
3.2 Подбор материалов, инструментов и приспособлений………………
3.3 Технологический процесс изготовления изделия ……………………
3.4 Эколого-экономическое обоснование ………………………………...
3.5 Эргономическое обоснование …………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..
Приложение 1 Идеи изделий из пластиковых тру

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой по ТКД Аверьянов (ЗАО).doc

— 3.99 Мб (Скачать файл)

Проект — это творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребёнка и избранная им самостоятельно и добровольно. Выполняя проекты, школьники участвуют в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах в оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в разработке конструкции и технологии изготовления продукции, в производстве и реализации.

Исходя из всего сказанного, в качестве объекта ТКД мы выбрали разработку творческого проекта.

Хочу еще добавить, что одним из этапов создания проекта (изделия) является конструирование («конструкция» — в переводе с латинского означает «устройство»), которое будет необходимым элементом нашего будущего творческого проекта. Обычно конструирование начинают со зрительного представления изделия, составления его эскизов, технических рисунков, чертежей. Затем подбирают необходимые материалы.

Далее изготавливают опытный образец изделия или само изделие, испытывают его на прочность и работоспособность, дорабатывают с учетом недостатков, и так повторяют многократно, от одного варианта к другому, до создания наилучшего изделия согласно его назначению.

Перед разработчиком (конструктором) в процессе конструирования возникает множество вариантов изделия. Многовариантность в конструировании называют вариативностью. Вариативность присуща как конструкции изделия, так и его внешнему виду — дизайну. (Слово «дизайн» в переводе с английского означает «замысел, проект, рисунок».) В узком смысле дизайн — это художественное конструирование изделия.

Красивое и модное изделие, продуманное с точки зрения технической эстетики (красоты), простоты и безопасности обслуживания и эксплуатации, имеет повышенный спрос и ценится дороже. Вот почему прорабатывают множество вариантов изделия, пока не найдут наиболее подходящий. Так появились различные конструкции столов, стульев, кресел и других изделий интерьера.

Наконец, изделие должно быть технологичным (простым) в изготовлении, прочным, надежным и экономичным. Технологичным считают изделие, изготовленное с наименьшими затратами времени, труда, средств и материалов. Прочное изделие воспринимает заданную нагрузку без разрушения. Надежное изделие служит безотказно в течение длительного срока.

Экономичным считают изделие, которое при использовании не требует дополнительных расходов. Технологичность, прочность, надежность и другие свойства являются и основными принципами конструирования, изготовления и эксплуатации изделий. Все выше перечисленные необходимые свойства изделия составляют его качество. Качественное изделие прочно и надежно в работе, удобно в эксплуатации. При конструировании изделий весьма важно подобрать для них нужные материалы, чтобы изделие было прочным и дешевым, легко и быстро изготавливалось, соответствовало всем предъявляемым к нему требованиям.

Более подробно о формах и методах организации конструктивной деятельности мы рассмотрим в следующей главе.

 

1.3 Формы и методы организации ТКД

В настоящее время на уроках технологии установились три основные формы организации учащихся:

  • фронтальная,
  • груповая,
  • индивидуальная.

Фронтальная форма организации обучения выражается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания. При такой форме учителю технологии значительно легче работать: содержание вводного инструктажа, объяснение особенностей, предупреждение о типичных ошибках и коллективное обсуждение причин, их вызывающих, - все это благоприятно сказывается на восприятии дидактических целей. Когда работа одинакова, легче контролировать её этапы, удобнее сравнивать степень продвинутости у разных учеников, проще проводить групповой инструктаж, так как всегда есть возможность сравнения.

Если материальная база позволяет организацию фронтального обучения (достаточно инструментов, приспособлений, оборудования), то коллективная работа способствует восприятию одними школьниками удачных приёмов у других, поиску выхода из затруднений за счёт обмена опытом.

Групповая форма организации работы школьников предполагает разделение при выполнении работ на группы из нескольких человек. Несмотря на сложность руководства процессом при выполнении задания достоинства этой формы очевидны: она позволяет создавать у школьников правильное представление о современной организации труда на производстве. Группа может работать над сложными объектами труда, а это повышает интерес учащихся к работе.

Индивидуальная форма организации работы – выполнение каждым учащимся различного задания – применяется сравнительно редко. Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможность полностью индивидуализировать содержание и темп учёбы, дать возможность отстающим по каким – либо причинам пройти учебную программу без психологического травмирования.

Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новое поколение людей к жизни в условиях, которые ещё полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно ещё не сформулированы.

Именно преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетным в работе учителя следующие задачи: сформировать у своих учеников социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни; помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой; стать «авторами» формирующейся социально-экономической среды России. Между тем трудовое обучение как учебный предмет является совершенно уникальным образованием. Если школьные общеобразовательные дисциплины, как правило, опираются на базовые науки, излагающие их основы, то каждый труд конкретен. В связи с этим невозможно научить некоему абстрактному труду и тем более нескольким разным направлениям трудовой деятельности, предусмотренным школьными программами. Да и в этом ли должна состоять цель трудового обучения? Поэтому если рассматривать трудовое воспитание исходя из интересов школьника, а в глобальном масштабе — из интересов общества, то его главной целью следует считать самореализацию личности, развитие её индивидуальных качеств. Отсюда напрашивается вывод, что в трудовом обучении нельзя быть автократом и сдерживать инициативу учащихся, нужно идти навстречу детям и предоставлять больше возможностей для выбора вида трудовой деятельности предлагать более широкий спектр работ на уроках труда, поощрять инициативу. Процесс трудового обучения сложен и многообразен. Методика трудовой подготовки - одно из самых молодых направлений в педагогической науке. Хотя подготовка профессиональных преподавателей труда ведется в стране уже более тридцати лет.

Одним из основных методов, стимулирующих процесс обучения, является вовлечение учащихся в активную сферу деятельности от эскиза до готового изделия и в выполнение творческих проектов.

Метод проектов — это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания, и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Он применяется и при коллективной, и при индивидуальной работе учащихся.

Технология проектирования (в том числе и собственная деятельность) лежат в основе метода проектов, поэтому учащиеся в первую очередь должны быть ознакомлены с основными стратегиями проектирования.

Важно сформировать у них устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.

Посредством метода проекта удается установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической преобразовательной деятельностью. Гуманистическая направленность деятельности учащихся на основе учета человеческих факторов созидания создает предпосылки для формирования у школьников таких качеств личности, как решимость и воля в процессе внедрения собственных разработок в практику.

При использовании метода проектов возникает явно выраженное противоречие между необходимостью повышать общеобразовательный уровень учащихся и их личными потребностями и интересами. Допустимо разрешать учащимся выбирать задания, моделирующие интересующие их жизненные ситуации, но при обязательном условии согласования целей проектной деятельности со структурой образовательной программы.

Метод проектов — это система обучения, в которой обучение реализуется посредством планирования (проектирования) и делания. Педагогическая технология «Метод проектов» является открытой и развивающей системой, которая может совершенствоваться на основе учета передового педагогического опыта. [19, 14]

При всех вариантах построения учебного процесса рекомендуется обратить внимание учащихся на следующие понятия:

  • основные сведения о проектировании;
  • методы проектирования;
  • личностные (человеческие) факторы проектирования;
  • технология проектирования;
  • художественное проектирование;
  • технология оценки предложенных проектов.

В процессе осмысления и организации труда по методу проектов у учащихся развиваются трудолюбие, чувство долга, ответственность за принятое решение, стремление к высоким результатам, бережливость, расчетливость, деловитость, умение взаимодействовать с людьми и др.

В заключение отметим, что метод проектов становится (в ряде стран уже стал) доминирующей педагогической стратегией. [16,69]

Проектная деятельность по сравнению с традиционными методами преподавания трудового обучения имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

«Этапы проектной деятельности»

Этапы

 

Содержание

I. Поисково-исследовательский

  1.    Краткая формулировка задачи. Поиск и анализ проблемы или темы предложенного проекта (объекта проектной деятельности).
  2.    Сбор, изучение и обработка необходимой информации, в том числе с помощью информационных банков, каталогов, других источников, проработка оптимальной идеи.

3.    Планирование проектной деятельности:

а) определение критериев, которым должно соответствовать проектируемое изделие;

б)  исследование вариантов конструкции объекта труда (модели, изделия) на основе требований дизайна, экономической оценки;

в) выбор и проработка наиболее оптимального варианта конструкции и технологии изготовления модели, изделия.

II. Технологический

  1.    Составление конструкторской и технологической документации.
  2.    Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций, необходимых для качественного изготовления изделия.
  3.    Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.
  4.    Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
  5.    Соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.
  6.    Текущий контроль качества выполнения изделия, операций.

III. Заключительный

  1.    Оценка качества реализации проекта (изготовленного объекта труда), включая его влияние на окружающую среду.
  2.    Анализ результатов выполнения темы проекта (объекта проектной деятельности), испытание его на практике, защита (презентация).
  3.    Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального спроса на рынке товаров, участие в конкурсах и выставках проектов.

Необходимо помнить, что данная схема не является единственной, существуют и другие варианты. Количество основных этапов проектной деятельности, внутренних компонентов (шагов), доступных для выполнения учащимися, меняется в зависимости от их возраста и развития, а также от сложности самого проекта. [11, 68]

 

Вывод по главе I.

Проектная деятельность по разработке изделия, в той или иной форме, была, есть и будет одним из наиболее эффективных методов подготовки школьников к творческой преобразовательной деятельности. В условиях общеобразовательной школы метод проектирования, или, как его еще можно назвать, метод реального действия, имеет неограниченные масштабы и неограниченное применение. Метод проектов способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Существует несколько вариантов выполнения творческих проектов, в зависимости от подготовленности ученика. Разработка творческого проекта включает в себя следующие этапы: поисково-исследовательский, технологический и заключительный, но необходимо помнить, что существуют и другие варианты этапов творческого процесса.

 

 

 

ГЛАВА II ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ОБЪЕКТА ТДК

2.1 Процедура проектирования

2.1.1 Выбор объекта проектирования

При выборе объекта проектирования необходимо учитывать его практическую ценность. Это могут быть изделия для личного пользования, для членов семьи, для дома и др.

На выбор материала для объекта проектирования меня натолкнула моя работа, которая связана с сантехнической деятельностью.  Очень много обрезков труб остается в результате моего труда, и у меня появилось желание использовать данный материал в создании моего проекта. На самом деле сфера применения подобного рода материала (пластиковые трубы) намного шире, чем себе можно представить на первый взгляд. Обычные пластиковые трубы применяются в системах водоснабжения, отопления, канализации и кондиционирования, как в гражданском, так и в промышленном строительстве. Они очень легко поддаются обработке, их можно гнуть, спаивать, соединять фитингами (пластиковыми соединительными элементами), кроме того трубы достаточно легко, клеить, красить и сверлить. Вдобавок, при всех его свойствах пластиковые трубы отличаются довольно низкой ценой. На различных интернет сайтах я увидел, что пластиковые трубы можно применить совсем не по назначению. Из этого материала можно изготовить множество нужных, полезных и оригинальных вещей:  мебель, предметы интерьера, предметы для дачного участка (Приложение 1).

Информация о работе Разработка проекта по изготовлению изделия их вторичного материала