Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 11:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является приобретение и развитие навыков практического расчета и теоретического исследования систем автоматического управления, углубление знаний по отдельным разделам курса «Теория автоматического управления», развитие самостоятельности в принятии наиболее целесообразных решений при анализе полученных результатов.
При изучении процессов управления в ТАУ абстрагируются, от физических и конструктивных особенностей систем и вместо реальных систем рассматривают их адекватные математические модели, поэтому основным методом исследования в ТАУ является математическое моделирование. Кроме того, методологическую основу ТАУ образуют теория обыкновенных дифференциальных уравнений, операционное исчисление (преобразование Лапласа), гармонический анализ (преобразование Фурье).
Введение…………………………………………………………………………………6
1 Анализ качества регулирования в исходной системе
с пропорциональным регулятором скорости при ……………………………8
1.1 Составление по принципиальной схеме структурных
схем системы в динамике и статике………………………………………………..8
1.2 Расчёт коэффициентов передачи и постоянных времени……....…………….12
1.3 Определение передаточных функций системы по
задающему и возмущающему воздействиям, передаточную
функцию разомкнутой системы……………………………………………………19
1.4 Анализ устойчивости……………………….………….……....……………….21
1.5 Определение критического коэффициента усиления
разомкнутой системы по методу Д-разбиения …..…..……………………………22
1.6 Расчет и построение амплитудно-частотной характеристики
замкнутой системы………..……….…………………………………………...........23
1.7 Расчет и построение логарифмических амплитудно- и
фазо-частотной характеристики замкнутой системы………….…………………..24
1.8 Расчет и построение переходных характеристик
по задающему и возмущающему воздействиям …………….….…………………25
1.9 Расчёт по структурной схеме в статике и построение
электромеханической характеристики в замкнутой системе
электропривода…………………..………………………………….........................26
1.10 Определение показателей качества регулирования……..…………………..29
2 Оптимизация контура регулирования скорости двигателя
по модульному оптимуму…………………………………………………………….33
2.1 Расчёт и построение располагаемой и желаемой
логарифмических амплитудно-частотных характеристики..….…………………33
2.2 Синтез логарифмической амплитудно-частотной
характеристики регулятора скорости и определение
его коэффициента усиления………………………………………………………...35
2.3 Схемная реализация регулятора скорости и расчёт его
параметров……………………………………………………………………………38
2.4 Составление принципиальной и структурной схемы
электропривода с синтезированным регулятором скорости……………………..39
2.5 Расчет переходных характеристик оптимизированной системы
электропривода………….……………………………………….………………......40
2.6 Определение показателей качества по переходным
характеристикам……………………………………………………………………..42
Научно-исследовательская работа………………………………….………………...45
Заключение…………………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА
АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету «Теория автоматического управления»
На тему: «Расчёт и исследование системы стабилизации скорости вращения электродвигателя постоянного тока »
Вариант № 7
Выполнил: ст. гр. ЭМС-10
Алчевск 2013
Реферат
Пояснительная записка к курсовой работе: 47 с.,20 рис.,5 табл., 4 источника.
Цель курсовой работы является приобретение и развитие у студентов навыков практического расчёта и теоретического исследования систем автоматического управления в области электропривода промышленных установок, углубления знаний по следующим разделам курса «Теория автоматического управления»: составление по принципиальной схеме структурных схем системы, определение передаточных функций системы, анализ устойчивости, расчет и построение логарифмических амплитудно- и фазо-частотных характеристик, определение показателей качества регулирования, оптимизация контура регулирования скорости двигателя по модульному оптимуму. Расчёт и построение амплитудно – частотной характеристики замкнутой системы, логарифмических амплитудно и фазо – частотных характеристик, а также переходных характеристик по задающему и возмущающему воздействиям использовался метод математического моделирования на ПК с применением программного пакета Маtlab.
АНАЛИЗ КАЧЕСТВА РЕГУЛИРОВАНИЯ, КРИТЕРИЙ УСТОЙЧИВОСТИ, ОПТИМИЗАЦИЯ КОНТУРА РЕГУЛИРОВАНИЯ, МОДУЛЬНЫЙ ОПТИМУМ, ГЕНЕРАТОР, ДВИГАТЕЛЬ, пЕРЕДАТОЧНАЯ ФУНКЦИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Анализ качества регулирования в исходной системе
с пропорциональным регулятором скорости при ……………………………8
1.1 Составление по принципиальной схеме структурных
схем системы в динамике и статике………………………………………………..8
1.2 Расчёт коэффициентов передачи и постоянных времени……....…………….12
1.3 Определение передаточных функций системы по
задающему и возмущающему воздействиям, передаточную
функцию разомкнутой системы……………………………………………………19
1.4 Анализ устойчивости……………………….………….…….
1.5 Определение критического коэффициента усиления
разомкнутой системы по методу Д-разбиения …..…..……………………………22
1.6 Расчет и построение амплитудно-частотной характеристики
замкнутой системы………..……….……………………………………
1.7 Расчет и построение логарифмических амплитудно- и
фазо-частотной характеристики замкнутой системы………….…………………..24
1.8 Расчет и построение переходных характеристик
по задающему и возмущающему воздействиям …………….….…………………25
1.9 Расчёт по структурной схеме в статике и построение
электромеханической характеристики в замкнутой системе
электропривода…………………..…………………
1.10 Определение показателей качества регулирования……..…………………..29
2 Оптимизация контура регулирования скорости двигателя
по модульному оптимуму…………………………………………………………
2.1 Расчёт и построение располагаемой и желаемой
логарифмических амплитудно-частотных характеристики..….…………………33
2.2 Синтез логарифмической амплитудно-частотной
характеристики регулятора скорости и определение
его коэффициента усиления……………………………………………………….
2.3 Схемная реализация регулятора скорости и расчёт его
параметров……………………………………………………
2.4 Составление принципиальной и структурной схемы
электропривода с синтезированным регулятором скорости……………………..39
2.5 Расчет переходных характеристик оптимизированной системы
электропривода………….……………………………
2.6 Определение показателей качества по переходным
характеристикам………………………………………
Научно-исследовательская
работа………………………………….………………...
Заключение……………………………………………………
Перечень ссылок ……………………………………………………………………….47
Введение
Целью курсовой работы является приобретение и развитие навыков практического расчета и теоретического исследования систем автоматического управления, углубление знаний по отдельным разделам курса «Теория автоматического управления», развитие самостоятельности в принятии наиболее целесообразных решений при анализе полученных результатов.
При изучении процессов управления в ТАУ абстрагируются, от физических и конструктивных особенностей систем и вместо реальных систем рассматривают их адекватные математические модели, поэтому основным методом исследования в ТАУ является математическое моделирование. Кроме того, методологическую основу ТАУ образуют теория обыкновенных дифференциальных уравнений, операционное исчисление (преобразование Лапласа), гармонический анализ (преобразование Фурье).
Система, состоящая из управляющего объекта и автоматического управляющего устройства, взаимодействующих между собой в соответствии с алгоритмом управления, называется автоматической системой (системой автоматического управления, или системой автоматического регулирования).
В зависимости от способов
формирования управляющего
Системы автоматического управления целесообразно классифицировать исходя из наиболее общих признаков и их свойств. Такая классификация облегчает изучение и исследование САУ.
По алгоритмам функционирования САУ делятся на стабилизирующие, программные, следящие и преобразующие системы.
По свойствам в установившемся режиме САУ делятся на статические и астатические.
По характеру изменения величин, определяющих работу отдельных элементов, САУ можно разделить на системы непрерывного действия и дискретные системы.
В зависимости от того, производится настройка системы человеком или автоматической системой, САУ делятся на неадаптивные и адаптивные.
В зависимости от наличия или отсутствия усилителя мощности САУ, различают САУ соответственно непрямого (косвенного) и прямого действия.
Теоретической основой автоматических систем является теория автоматического управления и регулирования, изучающая принципы построения, методы анализа и синтеза наиболее широкого класса автоматических систем: систем автоматического управления и регулирования.
Предметом изучения теории автоматического управления являются системы автоматического управления и полуавтоматические (эргатические) системы управления, то есть системы управления, содержащие человека оператора.
Автоматизация является одним из главных
направлений научно-
1 АНАЛИЗ КАЧЕСТВА
РЕГУЛИРОВАНИЯ В ИСХОДНОЙ
1.1Составление по принципиальной схеме структурных схем
в статике и динамике
В качестве объекта разработки задаётся система управления автоматизированным электроприводом, принципиальная схема которой приведена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Принципиальная схема системы управления
автоматизированным электроприводом
На принципиальной схеме приняты следующие обозначения:
М- электродвигатель постоянного тока;
G- генератор постоянного тока;
U- тиристорный возбудитель генератора;
BR- тахогенератор;
R- потенциометр;
AR- регулятор скорости;
LG1- обмотка возбуждения генератора;
LM1- обмотка возбуждения двигателя;
LG2, LM2- компенсационная обмотка соответственно генератора и двигателя;
EG- ЭДС генератора;
EM- противо ЭДС двигателя;
UU- напряжение возбуждения генератора;
UAR- напряжение регулятора скорости;
UBR- напряжение тахогенератора;
Uзω- напряжение задания на скорость двигателя;
UR- напряжение обратной связи по скорости двигателя;
ω- угловая частота;
М- момент развиваемый двигателем;
Мс- момент сил сопротивления.
Систему управления автоматизированным электроприводом, представленную на рисунке 1., можно условно разбить на три функциональных блока:
При составлении структурной схемы в динамике тиристорный возбудитель и генератор заменяем инерционными звеньями первого порядка с передаточными функциями соответственно
, (1.1)
где, kU, и kG – коэффициенты усиления тиристорного возбудителя и генератора.
TU, TG – электромагнитные постоянные времени тиристорного возбудителя и генератора.
Датчик скорости – безинерционным звеном с передаточной функцией
(1.2)
Электродвигатель – с тремя типовыми динамическими звеньями: инерционным первого порядка, интегрирующим и пропорциональным, соединёнными между собой по следующей схеме, представленной на рис. 1.2.
Рисунок 1.2 — Структурная схема электродвигателя
где RЭ-эквивалентное сопротивление якорной цепи системы Г-Д, Ом;
TЭ- эквивалентная электромагнитная постоянная времени якорной цепи системы Г-Д;
TM – электромеханическая постоянная времени системы электропривода;
kM – коэффициент передачи двигателя.
Регулятор скорости в исходной системе принимается пропорциональным с передаточной функцией
(1.3)
где
По принципиальной схеме системы управления автоматизированным электроприводом составляем его структурную схему.
Рисунок 1.3 – Структурная схема системы Г-Д
Преобразуем полученную структурную схему:
Рисунок 1.4 – Преобразованная структурная схема в динамике
Окончательно, структурная схема в динамике имеет вид:
Рисунок 1.5 – Структурная схема в динамике
1.2 Расчет коэффициентов передачи и постоянных времени
Определим номинальную ЭДС генератора
(1.5)
где ЕНГ – номинальная ЭДС;
UНГ – номинальное напряжение;
IНГ – номинальный ток;
сопротивления соответственно обмотки якоря, компенсационной обмотки, обмотки добавочных полюсов при температуре 20ºС;
1,32 – коэффициент приведения сопротивления обмоток генератора к температуре 75ºС;
а – число параллельных ветвей обмотки якоря;
ΔUщ =2В – падение напряжения на щетках.
Определим конструктивную постоянную генератора
где N – число активных стержней обмотки якоря;
а – число параллельных ветвей обмотки якоря.
Номинальная угловая скорость генератора: