Сбалансированное рациональное питание. Оценка суточного рациона студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 16:09, методичка

Краткое описание

В работе представлены методики анализа питания студентов, в том числе по соответствию энергетическим затратам и потребностям обмена веществ. Предложены тест для оценки качества знаний по вопросам питания, контрольные вопросы по теме, а также список рекомендованной литературы. Приложение содержит терминологический словарь и таблицу для оценки качественного состава суточного рациона.
Методические указания предназначены студентам и преподавателям дисциплин медико-биологического направления классических университетов; могут быть использованы медицинскими работниками для профилактической работы с учащейся молодежью.

Вложенные файлы: 1 файл

Sbalansirovannoe racional'noe pitanie.doc

— 245.50 Кб (Скачать файл)

7. Какие продукты являются  источниками растительного и животного белка?

8. Каковы потребности  организма в белке и от чего  они зависят?

9. Равноценны ли белки  животного и растительного происхождения?

10. Как влияет на  здоровье недостаток или избыток  потребления белка с пищей?

11. В каких продуктах  содержатся углеводы?

12. Каковы нормы потребления  углеводов? 

13. К чему приводит  недостаток и избыток углеводов в рационе?

14. Какова роль жиров в организме?

15. Какие продукты являются  источниками жира?

16. Нормы потребления  жира 

17. Равноценны ли жиры  растительного и животного происхождения?

18. Как действует на  организм недостаток и избыток  потребляемых жиров?

19. Что представляют собой витамины и какова их роль в нормальной жизнедеятельности?

20. В каких продуктах  содержатся витамины?

21. Какие витамины являются  жизненно необходимыми?

22. От чего зависит  потребность в витаминах? 

23. Что такое антиоксиданты? 

24. Что понимают под терминами "гиповитаминоз", "авитаминоз" и "гипервитаминоз"?

25. Чем обусловлено  развитие гиповитаминозов? 

26. Как сохранить витамины  в пище?

27. Можно ли располнеть  от витаминов? 

28. Являются ли совместимыми  избыточный вес и витаминный  дефицит?

29. Можно ли покрыть ежедневную потребность в витаминах путем приема готовых диетических продуктов для уменьшения веса?

30. Какова роль минеральных  веществ в организме? 

31. Как составить меню, чтобы получать достаточное количество  витаминов?

32. Сколько жидкости нужно употреблять в сутки?

33. Как часто нужно  пить воду?

34. Какой набор продуктов  необходим для составления суточного  рациона?

35. Что такое режим  питания?

36. Как относиться к  диетам?

37. Какие продукты обладают  лечебными свойствами?

Список рекомендуемой и использованной литературы:

1. Гигиена/Под ред.  акад. РАМН Г.И. Румянцева. –  М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000. – 608с.

2. Голубев В.В., Голубева  С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 1998. - 320 с.

3. Горшков А.И., Липатова О.В. Гигиена питания. - М.: Медицина, 1987. - С.20-69, 134-259.

4. Кардашенко В.Н. и  др. Гигиена детей и подростков: Учебник. - М.: Медицина, 1988. - С.262-304.

5. Каневская Л.Я. Питание  школьника. - М.: Медицина, 1989. - С.3-42.

6. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена. - М.: ФиС, 1990. - С.174-226.

7. Петровский К.С. Рациональное  питание. - М.: Медицина, 1983. – 140с.

8. Пшендин А.И. Рациональное  питание спортсменов: Для любителей и профессионалов. - СПб.: ГИОРД, 1999. - С.10-114.

9. Учебно-методическое пособие, разработанное в Тульском гос. пед. университете на кафедре МПОФВ Л.Л. Артамоновой - на сайте http:/www.tula.net/tgpu/resources/hg/g_1.htm и http:/www.tula.net/tgpu/resources/hg/g_7.htm.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Терминологический словарь  по теме

«Сбалансированное рациональное питание»

 

Ассимиляция - процесс синтеза необходимых организму веществ из химических соединений, поступающих из внешней среды (с затратой энергии).

Витамины – химические соединения, которые входят в состав пищи, являются жизненно необходимыми и не синтезируются (или синтезируются в недостаточных количествах) в организме и выполняют функции катализаторов обменных реакций.

Гиповитаминоз - уменьшение в сравнении рекомендуемым количеством витаминов в питании.

Гипервитаминоз - избыточное употребление витаминов. 
Диетическое питание - элемент комплексного лечения больных людей путем коррекции питания.

Диссимиляция - процесс распада сложных веществ в организме с выделением энергии.

Заменимые пищевые вещества - вещества, которые могут образоваться в организме.

Калориметрия - метод определения расхода энергии.

Калорийность  пищевого продукта - количество энергии (в калориях или в джоулях), содержащейся в 100 г продукта.

Нутриент - пищевое вещество.

Нутрициология - наука о питании.

Незаменимые пищевые вещества – вещества, которые не синтезируются в организме и могут поступить только извне.

Основной обмен - энергия, затрачиваемая организмом на работу внутренних органов и жизнеобеспечивающих систем организма в покое при нормальной температуре тела и среды (+18 ... 20 °С), натощак.

Пищевые добавки – природные соединения и химические вещества, которые сами по себе обычно не употребляются в пищу, но в ограниченных количествах добавляются в продовольственные товары для улучшения каких-либо свойств пищи (повышения стойкости к порче, сохранения структуры, внешнего виды и т.д.)

Пищевая клетчатка – сложные полисахариды, которые присутствуют в растительных продуктах, практически не переваривается в пищеварительном тракте человека, но способствует продвижению пищи и адсорбирует и выводит вредные вещества.

Пищевой статус – состояние здоровья человека, сложившееся на фоне конституциональных особенностей организма под воздействием питания.

Рациональное  питание - питание, удовлетворяющее энергетические, пластические и другие потребности организма при необходимом уровне обмена веществ.

Режим питания - элемент рационального питания, определяющий кратность приема пищи, интервалы между ними, время приема пищи и распределение калорийности по приемам пищи.

 

Таблица 1

 


 

Продолжение таблицы 1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 1


 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 1


 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 1

Продолжение таблицы 1

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 1

 

Примечание. Условные обозначения: 0 - отсутствие пищевого вещества, установленное аналитическим путем; "-" - отсутствие сведений о содержании пищевого вещества; Сл. (следы) - наличие пищевого вещества в количествах, не имеющих практического значения; "*" - зарубежные данные.

Таблица 2

Примерный ежедневный перечень пищевых продуктов для  человека, расходующего 2500 ккал в сутки

Пищевой продукт

Количество, г

Хлеб 

330-360

Макароны 

15

Крупы

25

Бобовые

5

Картофель

265-285

Овощи, бахчевые

385-450

Фрукты, ягоды (в том  числе консервированные)

200-220

Растительное масло 

30-40

Мясо и мясопродукты

190-215

Рыба и рыбопродукты

50-55

Молочные продукты (в  пересчете на молоко)

1000-1050

Яйца 

2 штуки на 3 дня


 


Информация о работе Сбалансированное рациональное питание. Оценка суточного рациона студента