Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 16:09, методичка
В работе представлены методики анализа питания студентов, в том числе по соответствию энергетическим затратам и потребностям обмена веществ. Предложены тест для оценки качества знаний по вопросам питания, контрольные вопросы по теме, а также список рекомендованной литературы. Приложение содержит терминологический словарь и таблицу для оценки качественного состава суточного рациона.
Методические указания предназначены студентам и преподавателям дисциплин медико-биологического направления классических университетов; могут быть использованы медицинскими работниками для профилактической работы с учащейся молодежью.
7. Какие продукты являются источниками растительного и животного белка?
8. Каковы потребности организма в белке и от чего они зависят?
9. Равноценны ли белки животного и растительного происхождения?
10. Как влияет на
здоровье недостаток или
11. В каких продуктах содержатся углеводы?
12. Каковы нормы потребления углеводов?
13. К чему приводит недостаток и избыток углеводов в рационе?
14. Какова роль жиров в организме?
15. Какие продукты являются источниками жира?
16. Нормы потребления жира
17. Равноценны ли жиры растительного и животного происхождения?
18. Как действует на организм недостаток и избыток потребляемых жиров?
19. Что представляют собой витамины и какова их роль в нормальной жизнедеятельности?
20. В каких продуктах содержатся витамины?
21. Какие витамины являются жизненно необходимыми?
22. От чего зависит потребность в витаминах?
23. Что такое антиоксиданты?
24. Что понимают под терминами "гиповитаминоз", "авитаминоз" и "гипервитаминоз"?
25. Чем обусловлено развитие гиповитаминозов?
26. Как сохранить витамины в пище?
27. Можно ли располнеть от витаминов?
28. Являются ли совместимыми избыточный вес и витаминный дефицит?
29. Можно ли покрыть ежедневную потребность в витаминах путем приема готовых диетических продуктов для уменьшения веса?
30. Какова роль минеральных веществ в организме?
31. Как составить меню,
чтобы получать достаточное
32. Сколько жидкости нужно употреблять в сутки?
33. Как часто нужно пить воду?
34. Какой набор продуктов
необходим для составления
35. Что такое режим питания?
36. Как относиться к диетам?
37. Какие продукты обладают лечебными свойствами?
1. Гигиена/Под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000. – 608с.
2. Голубев В.В., Голубева С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 1998. - 320 с.
3. Горшков А.И., Липатова О.В. Гигиена питания. - М.: Медицина, 1987. - С.20-69, 134-259.
4. Кардашенко В.Н. и др. Гигиена детей и подростков: Учебник. - М.: Медицина, 1988. - С.262-304.
5. Каневская Л.Я. Питание школьника. - М.: Медицина, 1989. - С.3-42.
6. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена. - М.: ФиС, 1990. - С.174-226.
7. Петровский К.С. Рациональное питание. - М.: Медицина, 1983. – 140с.
8. Пшендин А.И. Рациональное
питание спортсменов: Для любит
9. Учебно-методическое пособие, разработанное
в Тульском гос. пед. университете на кафедре
МПОФВ Л.Л. Артамоновой - на сайте http:/www.tula.net/tgpu/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Ассимиляция - процесс синтеза необходимых организму веществ из химических соединений, поступающих из внешней среды (с затратой энергии).
Витамины – химические соединения, которые входят в состав пищи, являются жизненно необходимыми и не синтезируются (или синтезируются в недостаточных количествах) в организме и выполняют функции катализаторов обменных реакций.
Гиповитаминоз - уменьшение в сравнении рекомендуемым количеством витаминов в питании.
Гипервитаминоз -
избыточное употребление витаминов.
Диетическое питание -
элемент комплексного лечения больных
людей путем коррекции питания.
Диссимиляция - процесс распада сложных веществ в организме с выделением энергии.
Заменимые пищевые вещества - вещества, которые могут образоваться в организме.
Калориметрия - метод определения расхода энергии.
Калорийность пищевого продукта - количество энергии (в калориях или в джоулях), содержащейся в 100 г продукта.
Нутриент - пищевое вещество.
Нутрициология - наука о питании.
Незаменимые пищевые вещества – вещества, которые не синтезируются в организме и могут поступить только извне.
Основной обмен - энергия, затрачиваемая организмом на работу внутренних органов и жизнеобеспечивающих систем организма в покое при нормальной температуре тела и среды (+18 ... 20 °С), натощак.
Пищевые добавки – природные соединения и химические вещества, которые сами по себе обычно не употребляются в пищу, но в ограниченных количествах добавляются в продовольственные товары для улучшения каких-либо свойств пищи (повышения стойкости к порче, сохранения структуры, внешнего виды и т.д.)
Пищевая клетчатка – сложные полисахариды, которые присутствуют в растительных продуктах, практически не переваривается в пищеварительном тракте человека, но способствует продвижению пищи и адсорбирует и выводит вредные вещества.
Пищевой статус – состояние здоровья человека, сложившееся на фоне конституциональных особенностей организма под воздействием питания.
Рациональное питание - питание, удовлетворяющее энергетические, пластические и другие потребности организма при необходимом уровне обмена веществ.
Режим питания - элемент рационального питания, определяющий кратность приема пищи, интервалы между ними, время приема пищи и распределение калорийности по приемам пищи.
Таблица 1
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Примечание. Условные обозначения: 0 - отсутствие пищевого вещества, установленное аналитическим путем; "-" - отсутствие сведений о содержании пищевого вещества; Сл. (следы) - наличие пищевого вещества в количествах, не имеющих практического значения; "*" - зарубежные данные.
Таблица 2
Примерный ежедневный перечень пищевых продуктов для человека, расходующего 2500 ккал в сутки
Пищевой продукт |
Количество, г |
Хлеб |
330-360 |
Макароны |
15 |
Крупы |
25 |
Бобовые |
5 |
Картофель |
265-285 |
Овощи, бахчевые |
385-450 |
Фрукты, ягоды (в том числе консервированные) |
200-220 |
Растительное масло |
30-40 |
Мясо и мясопродукты |
190-215 |
Рыба и рыбопродукты |
50-55 |
Молочные продукты (в пересчете на молоко) |
1000-1050 |
Яйца |
2 штуки на 3 дня |
Информация о работе Сбалансированное рациональное питание. Оценка суточного рациона студента