Теория и методика обучения технологии и предпринимательству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 08:51, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с Концепцией профильного образования, «профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования».

Содержание

Введение
1.Актуальность проблемы
2.Проблема исследования
3.Объект исследования
4.Предмет труда
5.Цель исследования
и учащемуся, с реализацией продукции в микрорайоне школы.
6.Задачи исследования
7.Гипотеза исследования
8.Методы исследования

Глава 1. Теоретические основы технологического профильного обучения
1.1. Информационный проект лекции по технологии профильного обучения
Введение в курс «Технология профильного обучения». Сущность, предмет, цели и содержание курса «ТПО».
1.2. Проработка лекции Введение в курс «Технология профильного обучения». Сущность, предмет, цели и содержание курса «ТПО» через тестовые задания.
1.3. Слайд-программа по технологии профильного обучения на основе лекции Введение в курс «Технология профильного обучения». Сущность, предмет, цели и содержание курса «ТПО».
1.4. Информационный проект по модульной технологии опора на лекцию модульно-рейтинговая организация учебного процесса.
1.5. Проработка лекции модульно-рейтинговая организация учебного процесса через тестовые задания
1.6. Слайд-программа по модульной технологии на основе лекции модульно-рейтинговая организация учебного процесса.


Глава 2. Методические основы профильного обучения, основанных на модульно-компетентностном подходе с применением АДВ и КСО.
2.1. Психолого-педагогические и методические условия организации и выбора моделей, технологий профильного обучения, форм, методов и средств обучения в проведении элективных курсов, основанных на модульно-компетентностном подходе.
2.2. Образовательная программа профильного обучения «Проектирование в профессиональной деятельности», основанная на модульной технологии.
2.3. Контрольные срезы по элективному курсу «Проектирование в профессиональной деятельности» в виде тестовых заданий пяти типов.

Глава 3. Экспериментальная часть – выполнение заданий в период педагогической практики при ознакомлении с профильной школой.
Итоговый контроль по ТиМОТиП. (итоговые тесты).
3.1. Базисный учебный план школы.
3.2. Учебный план профильного класса.
3.3. Образовательные программы профильных предметов, элективные курсы (тематический план).
3.4. Индивидуальные планы для учащихся по индивидуальным программам.
3.5. Портфолио учащихся старших классов.
Заключение (выводы)
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Теория и методика обучения технологии и предпринимательству.docx

— 189.34 Кб (Скачать файл)

2.     Использование  системного подхода в разработке  модульного обучения (Андреева М.В., Лебедевой М.Б., Третьякова П.И., Чернилова Н.Г.).

3.     Методология  педагогических исследований, в  которых рассмотрены закономерности  соотношения обучения и развития  интеллекта (Апатова Н.В.).

4.     Теоретической  базой исследования послужили  работы, посвященные тенденциям  развития информатики в современной  общеобразовательной средней школе:  Н.В. Апатовой, Т.Н. Брусенцовой, Я.А. Ваграменко, Ю.А. Гольцмана, Т.Ю. Ильиной, Т.Б. Казиахмедова, М.П. Лапчика, Н.И. Пака, Ю.А. Первина, И.В. Роберт, И.А. Румянцева, И.В. Симоновой, Е.И. Соколовой.

 Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; теоретические методы для разработки модели обучения школьному курсу домашней экономики на модульной основе; эмпирические методы для внедрения разработанной модели обучения домашней экономики на модульной основе в процесс овладения предметом; математические методы для обработки данных, полученных в ходе внедрения разработанной методики.

Практическая значимость работы заключается в разработке модели обучения школьному курсу  домашней экономики на модульной основе и разработке обучающих модулей по темам: «Параллельность прямых и плоскостей в пространстве», «Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве».

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

1.     Проведен  анализ педагогической, психологической  и методической литературы по  проблеме исследования, обобщены  и систематизированы научные  положения в данной области. 

2.     Выделены  принципы модульного обучения  домашней экономики.

3.     Разработана  методика обучения стереометрии  с использованием модели овладения  курсом.

 Первая глава посвящена  теоретическому обоснованию модульной  системы обучения. Проанализирована  литература по проблеме исследования. Рассмотрены сущность и принципы  модульного обучения. А также  разработана модель обучения  школьному курсу домашней экономики.

 Во второй главе  представлены результаты внедрения  разработанной мной модели в процесс обучения домашней экономики, анализ проведенных уроков.

В результате изучения курса «Проектирование в профессиональной деятельности» ученик должен:

знать/понимать:

  • проблемы труда в современных социально-экономических условиях;
  • возможности социальной защиты населения на рынке труда региона Сибири;
  • систему обязательного пенсионного страхования в стране;
  • сущность понятия «деятельность», технологии основных форм деятельности человека: трудовой, познавательной, игровой, управленческой  и технология общения;
  • сущность понятия «профессиональная деятельность», сферы профессиональной деятельности;
  • понятие, типы и виды профессиональных карьер, основные компоненты профессиональной карьеры, критерии ее успешности, способы построения;
  • сущность профессиональной карьеры как системы профессионального продвижения с учетом самореализации личности;
  • основы профессиональной карьеры как умения сформировать себя в качестве специалиста с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей;
  • систему профессионального непрерывного образования, роль повышения квалификации на протяжении всей жизни как необходимого условия профессионального роста;
  • способы поиска работы;
  • формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства.
  • понятие, структура, составление модели резюме и портфолио;
  • технологию приема на работу;
  • этику и психологию делового общения;
  • понятие, виды, формы и способы адаптации;
  • сущность понятий «проектный», «проективный»,  «проектировочный», «проектирование»; «прогнозирование», «конструирование», «моделирование», их соотношение;
  • компоненты технологической культуры  как основу проектирования профессиональной карьеры;
  • основные этапы проектирования профессиональной карьеры;
  • технологию презентации проекта;

 

уметь:

  • получать информацию о путях получения профессионального образования и трудоустройства;
  • анализировать рынок образовательных услуг и профессиональной деятельности;
  • оценивать себя в качестве специалиста с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей;
  • составлять проект собственной профессиональной карьеры;
  • использовать методы решения творческих задач в проектировании профессиональной деятельности;
  • планировать возможное продвижение, профессиональный рост на рынке труда;
  • уточнять и корректировать профессиональные намерения;
  • обосновывать выбор своего профессионального плана и использовать возможности для трудоустройства;

 

использовать  приобретенные знания и умения в  практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности;
  • рационального поведения на рынке труда;
  • построения плана реализации карьеры с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей;
  • составления резюме и портфолио;
  • поиска работы и трудоустройства;
  • социальной, профессиональной, психологической адаптации на рабочем месте.
  • организации трудовой деятельности, повышения эффективности своей профессиональной деятельности;
  • решения практических задач в выбранном направлении профессиональной деятельности;
  • отражения индивидуального профессионального пути в проекте с учетом профессиональной пригодности;
  • оценивания себя в качестве специалиста (с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей) для возможного продвижения и профессионального роста на рынке труда.

 

 

2.2. Образовательная  программа профильного обучения, основанная на модульной технологии. Проектирование в профессиональной  деятельности.

 

Модульную образовательную программу можно  представить в следующем виде

 


 

 

Проектирование в профессиональной деятельности (10 класс, 4 ч)

М -1. Основные теоретические сведения (1 ч)

М-2. Инновационная деятельность предприятия (1 ч)

М-3. Основные стадии проектно технических объектов (0,5 ч)

М-П. Практическая работа (0,5 ч)

М-В. Варианты объектов труда(0,5 ч)

М-К. Контроль( 0,5 ч)


 

 

М -1. Основные теоретические  сведения (1 ч )

М1.1Э1. – Сущность проектирования

М1.2Э2 - Виды проектирования

М1.3Э3 – Структура проектирования

М-П. - Практическая работа

М-В. - Варианты объектов труда

М-К.-Контроль

 


 

М-2. Инновационная деятельность предприятия (1 ч)

М2.1Э1 – Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции

М2.2Э2 - Инновационные продукты

М2.3Э3 – Инновационные технологии

М-П. - Практическая работа

М-В. - Варианты объектов труда

М-К- Контроль

 


 

М-3. Оценка экологического состояния окружающей среды (1 ч)

М3.1Э1 - Техническое задание

М3.2Э2 – Техническое предложение

М3.3Э3-Эскизный проект

М3.4Э4-Технический проект

М-П. - Практическая работа

М-В. - Варианты объектов труда

М-К-Контроль


 

 

М-П. Практические работы (2 ч)

М1П1- Определение возможных направлений инновационной деятельности в рамках образовательных учреждений для удовлетворения собственных потребностей

М2П2- Определение возможных направлений инновационной деятельности в рамках предприятия для удовлетворения собственных потребностей

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М-В. Варианты объектов труда

М1В1-Объекты инновационной деятельности:

  • Оборудование
  • Инструменты
  • Интерьер
  • Одежды

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М-К. Контрольный срез.

Т-1. Тест по общему понятию  о проектировании

Т-2. Тест по инновационной  деятельности предприятия

Т-3. Тест по основным стадиям  проектировании технических объектов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Контрольные срезы по элективному курсу «Проектирование в профессиональной деятельности» в виде тестовых заданий пяти типов.

 

Верно, или неверно  следующее утверждение:

1.Педагогическое  проектирование - это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы, и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.

2. Проект - это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.

3. Конкуренция -  это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

4. Концепция –  это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций. 

5. Объектом инновационной  деятельности являются все виды новшеств, которые могут быть воплощены в товарах, работах, услугах с тем, чтобы эти продукты могли считаться новыми или усовершенствованными, то есть приобрели статус инноваций.

ОТВЕТЫ: 1-верно; 2-неверно; 3-верно; 4-неверно; 5-верно.

 

Выберите один правильный ответ:

6. Конкурентоспособный  товар – это:

а) синтетический показатель, отражающий в себе итоги многих слагаемых: эффективности работы конструкторских бюро; производственной деятельности предприятий, их смежников; работы внешнеэкономических организаций по реализации экспортных товаров на внешних рынках.

б) наиболее конкретный носитель материальной и духовной культуры общества, наиболее чуткий индикатор экономической силы производителя (будь то отдельное предприятие, страна или группа стран).

в) любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим предпринимателям.

г) свойственная товарному  производству борьба между предпринимателями  на рынке за более выгодные условия  производства и сбыта продукции, за получение наивысшей прибыли.

ОТВЕТ: а.

 

7. Конкуренция  в инновационной деятельности  – это:

а) конечный результат инновационной  деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;

б) конкуренция между инновационными организациями в решении закрепленных за ними научно-технических проблем  следует осуществить в отраслях народного хозяйства переход  к проектированию на конкурентной основе образцов новой техники, технологии, материалов;

в) экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей;

г) пассивная, или маркетинговая, инновационная стратегия в области  маркетинга;

ОТВЕТ: в.

 

8. Инновационная  деятельность представляет собой:

а) Разработку, прогнозирование  педагогического процесса;

б) Сложный процесс трансформации  инновационных идей в объект экономических  отношений. Практическое использование  инновационной идеи приводит к созданию новых или улучшенных изделий  и технологий;

в) Применения новых материалов и компонентов;

г)  Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями;

ОТВЕТ: б.

 
9. Педагогическое моделирование  – это:

а) Разработка целей (общей  идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения;

б) Детализация созданного проекта, приближающая его для использования  в конкретных условиях реальными  участниками воспитательных отношений;

в) Дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования;

г) Разработка, прогнозирование  педагогического процесса;

ОТВЕТ: а.

 

10. Конкурентоспособность проявляется на всех хозяйственных уровнях. На макроуровне,  это:

а) отрасли;

б) фирмы, виды продукции, производство;

в) межстрановые сопоставления.

г) страны;

ОТВЕТ: г.

 

 

11. Ассоциация - это:

А) объединение предпринимателей в целях совместного проведения крупной финансовой операции (например, осуществление значительных инвестиций в крупный промышленный проект);

Б) форма добровольного  объединения экономически самостоятельных  предприятий, организаций, которые  одновременно могут входить в  другие образования (основная цель - совместные решения научно-технических производственных,, экономических, .социальных и других задач);

В) объединение промышленного, банковского, страхового и торгового  капиталов, а также интеллектуального  потенциала предприятий и организаций.

ОТВЕТЫ: б;

 

Выберите несколько  правильных ответов:

Информация о работе Теория и методика обучения технологии и предпринимательству